СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Семь армянских дней: многодневка Ереван-Степанакерт Печать
27.11.2014 08:04

Сейчас, когда всё осталось позади, наступило ощущение полной нереальности. Я не верю, что это было со мной. Что я действительно целых семь дней бежал по земле Армении и Нагорного Карабаха. Что у меня за спиной многокилометровые подъёмы и столь же продолжительные спуски. Головокружительные серпантины, возносящие на солнечно-ветреные высоты перевалов. Нависающие прямо над головой, далеко выступающие над дорогой скальные наросты узких ущелий. Бег под облаками, в них и над ними…

Это была мечта. Та, к воплощению которой я шёл два года, что минули с момента первой встречи с Арменией. Тогда удалось пару раз пробежаться по Араратской долине и ногами же забраться в монастырь Гегард. Тот самый, который не только расположен на высоте около двух тысяч метров в горах, но и встроен в один из окружающих его скальных утёсов. Всего получилось чуть более сотни километров, но они только раззадорили, и хотелось чего-то большего.

Всё минувшее с той встречи время я буквально «бился о стены головой», пытаясь найти людей, которые помогут воплотить в жизнь проект большого пробега по древнейшей стране. Не претендую на уникальность, но подозреваю, что до сих пор вряд ли подобная идея вообще кому-то приходила в голову.

Не иначе как Бог послал мне Давида Айрапетяна, с которым мы познакомились в виртуальном пространстве инета. И он в течение нескольких месяцев сумел превратить мечту в реальность. А потом целых семь дней мы двигались по Армении маленьким дружным коллективом: Хачик – водитель сопровождающей нас машины, Давид и ваш покорный слуга…

Мы стали не просто коллективом, а единой командой, хотя впервые увидели друг друга буквально перед самым стартом. Наверное, общая идея сплотила и прелесть познания окружающего пространства.

А ведь ребята эту дорогу, как им казалось, «знали как облупленную» – один за рулём не первый десяток лет, второй – по работе-отдыху постоянно в этих краях. Но оба они впервые передвигались по ней с ТАКОЙ скоростью. С той самой, которая позволяет осознать, оценить, задуматься… Просто УВИДЕТЬ.

Бежали-ехали по маршруту, разработанному Давидом. В виде точек ночлега выбирались более-менее крупные населённые пункты, в большинстве из которых проходили встречи с местной молодёжью. Было два отхода в сторону от основной трассы, первый – для ночлега в Сисиане, второй – для подъёма к монастырю Татев…

НАЧАЛО

На календаре 19 сентября 2014 года. Еду в Шереметьево. Далее – Ереван, откуда ровно через два дня, в День независимости Армении, мы стартуем в сторону Степанакерта.   Впереди неделя знакомства с уникальной природой, древнейшей историей и хорошими, по-настоящему душевными людьми.

Неделя бега по Армении и Нагорному Карабаху, который многие до сих пор считают не самым безопасным для посещений местом. Что ж – будет возможность проверить на собственном опыте.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ЕРЕВАН – ЕРАСХ

Воскресное утро. Огромная площадь республики. Знакомимся с водителем машины сопровождения. Его зовут Хачик, и нам предстоит провести с ним ближайшую неделю. Нам, это мне и Давиду.

Цель у нас одна, а вот способы её достижения разные. Давид собрался преодолеть каждый километр предстоящего пути бегом и на велосипеде. У меня на вооружении лишь собственные ноги. А Хачик… Он только начинает осознавать, сколь длинным будет путь, на который он привык тратить считанные часы.

На старте к нам присоединяется небольшая вело-беговая группа ереванских триатлетов, которые хотят проводить нас до окраин города. Разбавляет всё это дело «теледобавка» во главе с местной звездой Тиграном, который собрался снять с нашим участием одну из своих передач «Собственным опытом». То есть он хочет показать, как пытается с нами что-то там преодолеть. Но это его сценарий – а мы не против…

9:30 – двигаем. Выход из Еревана слегка нервозный – мы откровенно мешаем транспорту, особенно в местах, где дорога сужена из-за ремонта. Город провожает нас лёгким тёплым дождём. Говорят – это к счастливому пути.

Достаточно быстро «группа преследования» отправилась в обратный путь. Мы теперь в основном составе + ТВ. Сразу за границей Еревана выходим на трассу, но тут новая «не самая приятность»… Идут расширительно-дорожные мероприятия, поэтому бежать приходится по свежему бетону той четырёхполоски, что ещё не успела одеться в асфальт. Ногам не сильно приятно, но это не более двух десятков километров. Для первого дня вполне сойдёт…

Дождь в прошлом. Солнце в зените. Печёт вполне себе прилично. Если учесть, что позавчера была ветрено-холодная Москва, то для меня сегодня вновь наступило полноценное лето, причём в достаточно жарком его проявлении.

Тигран оседлал велосипед Давида и периодически пристаёт с разными вопросами на тему: «Что такое длительный бег?» Двигаемся под «перекрёстным обстрелом» двух камер, но меня это не смущает – телевизионная кухня уже много лет как стала родной.

…Вот и телевидение уехало с обещанием на днях вернуться. Отвлекающих факторов - ноль, можно заняться изучением окружающей нас Араратской долины.

В принципе, местность мне вполне знакома – в прошлый раз проезжал тут к одному из известных храмов, но это лишь первые сорок километров, потом всё будет новым.

Если честно, от первого дня больших впечатлений не ждал. Достаточно однообразный, практически идеально прямой путь по «равнине» высотой чуть меньше-больше тысячи метров – это в Армении самая «низина». Вокруг поля, сады, виноградники. Справа – рукой подать до турецкой границы, и сразу за ней громада Арарата. Слева и прямо по курсу медленно надвигаются горные силуэты – прямо в них мы уйдём завтра утром.

Очень много придорожных торговцев плодами земли армянской. Практически все вместе с ответом на приветственное «барев дзес» тут же зовут «на дегустацию».

К концу дня уговариваю Давида принять одно из приглашений, и мы тут же попадаем в тёплую компанию. Отказываемся от «кофе-чай», с удовольствием едим дыню, ещё две получаем в подарок – их Давиду практически насильно навешивают на руль велосипеда: «Довезёшь до машины…»

Последнюю двадцатку начинаю испытывать явные проблемы – судорогой эпизодически сводит икры, с переходом до уровня плеч… Что-то новое. И воздуха не хватает… Явно побочные эффекты привыкания к высоте. Не беру в голову…

К вечеру мы в Ерасхе. Первая плановая остановка. Позади 65 с половиной километров, 135 метров набора высоты и 247 – спуска. Давид пробежал 33 с половиной, остальное – на велосипеде, что для него уже рекорд.

Садимся в машину и двигаемся в обратном направлении – мимо нашего сегодняшнего мотельного пристанища мы уже пробежали. Это было одним из моих условий – ночлег только на самом финише дня, либо ближе, но никак не дальше. В результате – каждый новый день обязательно был открытием нового пространства…

НЕМНОГО О СОПУТСТВУЮЩЕМ

В финале дня изрядно напугал Давида, а заодно и «популярно довёл» до понимания Хачика всю серьёзность происходящего.

…Буквально через несколько минут после приезда в мотель, пока ещё шли переговоры о номерах, меня начало изрядно «колбасить». Если общедоступно, то это – помутнение сознания (в шаге от потери), холодный пот и не самая приятная бледность вида (со стороны). Да ещё и периодические судороги, о которых уже упоминал...

Мне все эти ощущения знакомы и уже давно не внушают никаких внутренних опасений. Знаю, что нужно немного покоя, потом попытаться что-то съесть, и всё пройдёт. Но ведь ребята-то не знали! Более того – мало верили моим словам: «Всё будет нормально».

С одной стороны звучало «Нужно «скорую»!», с другой: «А как же завтра?.. Там ведь сплошной подъём, а потом первый перевал…» Откуда всё это дело судорожно-бессознательное взялось?

Причин две, но одна из них главная – собственный недочёт. Скажу честно, весьма легкомысленно отнёсся к первому «равнинно-низменному» дню, ограничившись лишь обеденным чаем, бананом и известной уже дыней.      Вот организм и ответил. Ведь местная «низина» находится на высоте в районе тысячи метров, что само по себе уже далеко выше всяких шуток…

В общем, получилась очень жёсткая акклиматизация, «замешанная» на недостатке солей, бетонной пыли от строящейся дороги и присутствия в воздухе цементных взвесей – вторая половина дневного пути прошла в непосредственной близости от дымящей трубы цементного завода. По соседству с ним и ночевали…

Всё это натолкнуло на правильные выводы. Со второго дня мы двигались уже вооружённые раствором регидрона, «неприкосновенный запас» которого так кстати оказался в сумке, а также мыслями о более-менее полноценном обеде. Сработало…

ДЕНЬ ВТОРОЙ. ЕРАСХ – ЕХЕГНАДЗОР

Слегка позавтракав, отправились к месту старта – возле развилки в Ерасхе. Направление с сегодняшнего дня кардинально меняется, обстановка тоже.

Разворачиваемся спиной к одной границе – турецкой, по правую руку другая – с Нахичеванью. Это вклинившийся в Армению «кусок» Айзербаджана, который общих границ с ним не имеет вовсе.

Стартовая высота 825 метров. Дорога уходит идеально прямо-вверх, теряясь в горах. Сегодня, сразу, безо всякой разминки, идём в двадцатикилометровый подъём, который должен вынести нас на первый перевал под названием Кярки. Его высота порядка 1800…

Бегу вдоль рукотворного бруствера высотой около трёх метров...

На вопрос Давиду: «Это сооружение зачем?», – следует совершенно незатейливый ответ: «А если снайперу вдруг не понравится цвет твоей футболки, чтобы он тебя пристрелить за это не смог…»

Начинаю понимать, что бегу в новых для себя условиях, и ведь из наших СМИ даже ни одного звука на предмет того, что здесь в принципе «немирно». Да, про Карабах иногда доносятся отголоски, а вот что с Нахичеванью… Новость!

Рукотворный вал периодически прерывается, но я сильно надеюсь, что снайперу сегодня не до меня…

А укрепработы тем временем продолжаются. На самой вершине первого предгорного тягуна урчит экскаватор, старательно удлиняя защитную полосу и доказывая тем самым полную её актуальность.

Несколько поворотов, и открывается окружённая горными грядами долина. В ней продолжение военной тематики – длиннющий противотанковый ров и очень объёмистое сооружение с выступающими «приспособлениями». Больше всего походит на огромный дот вместимостью от нескольких сотен до нескольких тысяч человек…

Красота вокруг тем временем так и «прёт по нарастающей». Горы постепенно становятся визуально ниже, а небо ближе, что подтверждает наступление реальных высот. Первый настоящий серпантин уже вывел за полторы тысячи, значит, до перевала ещё метров триста вверх…

Сканирую внутреннее состояние, оно вполне позитивно. Развлекаюсь фотографированием всё более перспективных видов. Стараюсь не разгоняться, потому как всё ещё совсем даже не начиналось – основная работа впереди.

Берём Кярки, останавливаемся у источника – набрать воды и умыться. Там, возле машин, ребята в камуфляже. Вполне резонный вопрос с их стороны «Куда бежите?» Ответ: «В Степанакерт» вводит парней в состояние лёгкого шока: «Пачэму?..»

Пытаюсь объяснить «зачэм», понятно, что ответа они уже не слышат… Но предложение сфотографироваться принимают с удовольствием. Кстати – у них пункт назначение тот же.

Давид обещает, что больше «взлётов» сегодня не будет, «забыв» при этом сказать, что сейчас мы практически «свалимся» метров на 300 вниз, а оттуда ещё раз вернёмся к уже взятой высоте с помощью крутейшего и продолжительного подъёма длиной порядка пяти-шести километров. Работа в результате получилась классная и вполне ощутимая для второго дня бега.

Вообще же, этот день ещё не исчерпал свои «подъёмные сюрпризы», приготовив последний на самый финиш, но об этом чуть позже. А пока…

Стою на гребне очередного перевала, вижу знак, говорящий о том, что теперь вниз, причём 11 километров, и огромный плакат, предупреждающий о пересечении границы с областью Вайоц Дзор. Кстати, второе слово переводится как «ущелье».

В самом финале спуска заглядываем в уютный придорожный ресторанчик. Тут и обед, и отдых. На все удовольствия тратим около часа.

После обеда в ассортименте товаров придорожных лотков появляются разномастные бутылки – верный знак, говорящий о приближении к местной столице виноделия Арени. Но прежде проходим знаковый для меня поворот на селение с названием Хачик. Фактически «родовое гнездо». Наш водитель не сильно с этим утверждением согласен, и его аргументация мне вполне понятна: если у меня «хач», то есть «крест», просто заложен в фамилию, то его так и зовут – Хачик

Сразу после Арени втягиваемся в красивейшее ущелье Вайка. Виды здесь уже совсем иные. Слева всегда скала с порой нависающими прямо над дорогой огромными «выпуклостями». Справа – бурлящий среди деревьев горный поток, на берегу которого регулярно возникают манящие отдыхательно-пахнущим видом кафешки.

Противоположный берег речки тоже стиснут скалой. Природный коридор то расширяется, то сужается, а по скорости речного потока можно судить о величине подъёма – мы снова идём вверх…

Всего в этот день пробежал 56 с половиной километров. Давид – 12 с половиной, то есть большую часть дня провёл в седле.

НЕМНОГО О СОПУТСТВУЮЩЕМ

Второй день всё ещё шла «вработка» в дистанцию, и финиш это реально продемонстрировал, заодно и с Давидом пополемизировали на тему длинного бега. Конкретно же произошло следующее…

Мне было утвердительно сказано, что на «таком-то километре» сегодня финишируем в Ехегнадзоре. Бегу. Давид едет.

На вопрос: «Сколько ещё осталось?», слышу: «Километра два с половиной…» Пробегаю, никаких намёков на город – всё то же бесконечное ущелье, а километров снова «где-то два с половиной…»

Начинаю объяснять, что хоть и не смертельно это, но в каждом человеке есть «внутренний компьютер», и если в него заложили программу, она начинает подавать определённые сигналы. Проще говоря – у меня уже он, организм, «отдыхать пошёл», а я всё бегу…

Привожу примеры из истории марафона, когда люди из-за неожиданного переноса финиша вообще теряли ориентацию и начинали бежать совершенно в иную сторону.

Сходимся на том, что впредь будем говорить лишь о том, сколько позади, безо всяких фантазий на тему оставшихся километров –лучше просто бежать, не думая об их количестве. Но… Ехегнадзора всё нет!!!

Ущелье неожиданно оборвалось, и… появился, наконец, намёк на город. Точнее, его название на скале. А перед ним ещё один прилично-затянутый подъём.

Дотянул буквально на зубах и без большой радости, но настроение тут же нормализовалось, потому как впереди была первая из запланированных встреч с молодёжью и отдых…

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ЕХЕГНАДЗОР – ГОРАЙК

Ночью в окрестных горах громыхала очень приличная гроза. Судя по всему, задела она и город, потому как с утра на асфальте лужи. Мы же продолжаем радоваться солнцу…

Уходим из Ехегнадзора по направлению к самой высокой точке нашего пробега – перевалу Сараван, на вершине которого стоят ворота Зангезура. Звучит…

Давид продолжает нервничать на «высотную тему», говорит, что если ворота пройдём, считай, уже в Степанакерте. Я голову лишними мыслями не забиваю – появится перевал, там и посмотрим что и как, а пока…

Пока любуюсь открывающимися горными долинами. Удивительными, похожими на капли расплавленного металла камнями, лежащими прямо у дороги.

Фотографирую красивые окрестности и сам город Вайк, вдруг появившийся за одним из поворотов.

Пройдя его, мы опять оказываемся в ущелье.Снова ревущий поток, снова красивейшие скалы с глазницами пещер, опять манящие запахами вкуснейшей еды заведения.

Встречаем указатель «Крылья Татева 90 км». Это значит, что знаменитое ущелье с канаткой, носящей красивое название, становится всё ближе. Как и момент принятия решения «идти ли на Татев»…

На 155-м километре решаем сделать перерыв на обед, чтобы потом отправиться на штурм неведомого мне пока Саравана, про который Давид так много, часто и страшно напоминает…

Попадаем в один из «едательных оазисов». Мы тут единственные посетители, а потому все беседки наши – в одну из них иду прилечь, пока заказ готовят. Кстати, вкусы у всех нас разные – Давид исключительно «растительноядный», Хачик любит «вдарить по мясу», а я в обед «дальше рыбы не захожу». Вечером, да – можно всё что угодно, а на бегу лучше то, что в принципе может усвоиться. Ну, а здесь рыбу приготовили – так!!! До сих пор вспоминаю.

Ущелье незаметно подводит к началу перевала. Вот уже и первый серпантин… Серьёзный, не чета встреченным на подступах к Кярки. Оглядываясь – каждый раз удивляюсь: «Неужели я там действительно только что был?» В этом «был» машины как букашки…

Серпантин сменяется длинными тягунами. Поднимаюсь всё выше и выше, виды вокруг всё более грандиозные. Где конец подъёма – даже предположить не могу.

Интригу пугающе развеивает во время очередной остановки Хачик. Пока я совершаю дежурный глоток регидрона, он указующе протягивает руку вверх: «Видишь таа-ам вышку? Это и есть вершина перевала…» Лучше бы не показывал…

Но, пока глаза боятся – включай ноги!

Тягуны вдруг (тут всегда всё неожиданно) вывели к новому серпантину,  круто взбирающемуся по откосу. О том, где он завершается, можно было только гадать, выхватывая глазами очередную фуру, которая, приняв размер спичечной коробки, урчит где-то наверху. Потом, правда, оказывалось, что это было лишь очередным «пределом видимости», но не финишем подъёма…

Именно на Сараване ещё раз с удовольствием убедился, что высота - это моё! Испытанных подтверждений тому как минимум, два.

Первое – на последней трети каждой петли серпантина, то есть там, где я по всем законам физики должен «доползать на зубах», внутренняя «коробка-автомат» сама переключается на более высокую скорость.

Второе – ещё раз убедился, что выше двух тысяч для меня наступают практически идеальные условия. …Бегу, чувствую явный щелчок внутри, из мыслей на предмет «то ли это?» – одни подозрения. Их развеивает Давид, догнавший меня на велосипеде во время очередной питейной остановки. Спрашиваю высоту, в ответ - «две шестьдесят…», понимаю, что «щёлкнуло» точно на двух…

Давид в лёгком недоумении на предмет моего высотного набора скорости. В его голове не может уложиться мысль: почему под финиш очередного подъёма я всегда бегу быстрее. Впрочем, для меня это тоже загадка, хотя и не скрою – приятная.

Вылетая на следующий вираж и визуально оценивая очередное «вознесение», испытываю искреннее чувство восторга. Это и полёт, и приобщение к небу, и всё более усиливающаяся красота вокруг… Это не передать словами – нужно просто испытать.

Встреченные водители совершенно не скрывают своих эмоций – для них происходящее сходно с неким чудом, потому как здесь явно никто и никогда не бегал в принципе… Если до сих пор приветственно сигналил далеко не каждый, то теперь это какой-то один нескончаемый сигнал… Приятно и добавляет понимания значимости происходящего.

Серпантин завершился, впереди лишь околокилометровый тягун до вершины, где гордо возвышаются огромные ворота Зангезура. За ними территория одноимённой исторической области, расположенной на склонах Зангезурского хребта.

Давид где-то сзади, хотелось бы, чтобы он запечатлел торжественный момент. Стою, жду… Откровенно холодно – ветер тут совсем нешуточный, а я в одной футболке, потому как с «тёплых краёв» прибыл. Наконец-то появляется фигура на велосипеде…

Есть Сараван! Почти 2 400! На душе настоящий праздник, а заодно и понимание – вполне мог бы и выше залететь.

До Горайка, где планируется очередной ночлег, буквально рукой подать – виднеется в нескольких километрах, метров на 150-200 ниже. Даже не прогулка, так…

Кстати, интересное ощущение испытал на этом спуске. Вдруг стало стыдно перед встречными водителями – они тянутся вверх, а я лечу безо всяких усилий… То, что с обратной стороны перевала подъём гораздо продолжительней, и там у меня никакой халявы не было, уже забылось…

Да. Всего сегодня получилось 50 километров. Давид - молодец. Пробежал тридцатку.

Общий набор высоты составил порядка полутора километров. А вообще – исключительно вверх пришлось лезть не менее половины всей дневной дороги.

НЕМНОГО О СОПУТСТВУЮЩЕМ

Горайк – небольшое селение, расположившееся на высоте более двух тысяч метров. Вокруг лишь покрытые травой близкие вершины. Здесь они достаточно пологие – идеальное место для пастбищ.

Ночевали в отдалении от селения, в вагончике. Этот придорожный «отдыхательный комплекс» создал местный житель и посвятил его памяти погибшего сына.

Целое мемориальное сооружение, венчаемое Хачкаром, из которого журчит нескончаемой струйкой горная вода, привлекает внимание каждого проезжающего. А лавочки, расположившиеся у рукотворного пруда, приглашают отдохнуть.

…Ночное небо здесь что-то из разряда «нечто». Совершенно неимоверное количество звёзд подтверждает близость к космосу.

Ночлег же получился не из самых приятных. Во-первых, совершенно простуженное состояние, видимо, здорово продуло на Сараване. Плюс в вагончике недавно покрасили пол, и сильный химический запах стал дополнительным минусом к общему недомоганию, а дверь для проветривания не откроешь, потому как очень холодно на высоте. Здесь вообще кардинально иная погода.

Ну, и в добавление – совершенно дикий «сушняк». Воздух очень сухой, что особенно осознаёшь именно ночью, когда приходится вскакивать и снова идти на холод – к источнику… С этого момента завёл привычку ставить фляжку с водой возле кровати.

Продолжение следует.

Андрей ХАЧАТУРОВ

Фото автора

 
 
< Ноября 2014 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 28 29 30
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.