СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Детство отняла война... Печать
15.08.2019 00:00

(Воспоминания дубненских ветеранов)

Кочеткова Тамара Николаевна (1939 г.р.)

Когда началась война, отец ушёл на фронт. Он пропал без вести. Мама работала на силикатном заводе, где изготавливали кирпичи. Когда немцы приближались к Ленинграду, нас эвакуировали в Литву, в город Поневежск. Мы попали к зажиточной хозяйке. Мама работала домработницей. У хозяйки не было своих детей, и она очень нас любила. Кормила, ласкала, угощала пряниками и конфетами. У неё и жили.

Когда немцы отступили, нас, эвакуированных, перевезли в город Егорьевск Московской области. Дали жильё. Мама работала на стройке изолировщицей - изолировала трубы теплопровода. Приходилось работать со стекловатой. Очень тяжёлая работа.

После пятого класса я пошла в няньки, а потом устроилась работать на прядильную фабрику.

В Дубну приехала в 1964 году. Десять лет работала в детском саду № 9, а потом 23 года маляром на базе «Альтаир».

Мухин Владимир Макарович (1933 г.р.)

Жили мы в Кимрах. В семье были папа, мама, сестра и я. В 1942 году отец ушёл на фронт, а после окончания войны с Германией его направили на восточный фронт. Сражался с Японией в Манчжурии. Несмотря на все испытания, вернулся живым и здоровым. Мама работала на обувной фабрике «Стахановец». Эта фабрика известна тем, что когда-то здесь Пётр 1 заказывал себе сапоги. Работала мама заготовщицей - шила дома заготовки для обуви. От фабрики нам давали хлебные карточки. Очень помогла наша бабушка, которая тоже жила в Кимрах. У неё были огород и корова. Она нас очень хорошо поддерживала, хотя у неё было пятеро внуков. Помню, мы, ребятишки, ели сырую капусту вместе с кочанами. Обувью были более-менее обеспечены. Одежду мама перешивала. Все военные годы я проходил в маминой плюшевой куртке. Учился в школе, закончил 6 классов. Поступил в ремесленное училище, которое готовило слесарей, токарей и фрезеровщиков, и через два года меня направили работать на Савёловский станкостроительный завод авиационной промышленности. В 1973 году с семьёй приехал в Дубну. Работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Тензор», трудился даже после ухода на пенсию. Мой общий трудовой стаж - 47 лет. Сейчас живу с дочерью и её семьёй. На жизнь не обижаюсь - пенсии хватает. Относятся ко мне хорошо. Одно плохо - болят ноги, ходить не могу. На всё лето меня отвозят на дачу, я там «проверяю, как всё растёт».

Перова Тамара Ивановна (1938 г.р.)

Жили мы в городе Джамбул Казахской республики. В семье было шесть человек: папа, мама и четверо детей. Когда началась война, отца сразу же забрали на фронт. Позже мы узнали, что он погиб в 1942 году при форсировании Днепра. Сохранилось только одно письмо от него с фронта.

Мама работала прачкой, а мы, дети, ей помогали. Я полоскала бельё в арыке. Голода мы не испытывали, так как был свой огород, где мы выращивали, кроме фруктов и овощей, еще и кукурузу. Она нас и спасала. Учились в школе. Среди нас было очень много детей из эвакуированных семей разных национальностей, т.е. «полный интернационал». Нам за папу как за погибшего на войне государство выделяло деньги, а в школе обеспечивали учебными принадлежностями и по талонам давали обувь и одежду.

В Джамбуле я училась до 9 класса, потом переехали в Новосибирск к сестре, где и закончила десять классов и Новосибирский институт связи. В Дубну приехала к двоюродному брату. Стала работать в Объединенном институте ядерных исследований старшим инженером отдела радиосвязи и радиовещания. Часто ездила в командировки в Плесецк и Байконур. В Дубне встретила мужа. У нас появились дети сын и дочь. Сейчас живу одна, но у меня уже пятеро внучат. Дети и внуки относятся ко мне очень хорошо и внимательно. Ни в чём не нуждаюсь, только бы здоровье позволяло жить и радоваться жизни. Я стараюсь не сдаваться.

 
 
< Августа 2019 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.