СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Для него не было «завтра» Печать
08.02.2018 11:52

Памяти И. М. Приходько – технического директора  АО «НИИ «Атолл» посвящается…

9 февраля Ивану Михайловичу исполнилось бы 63 года. Осенью прошлого года его не стало рядом с нами ­ его близкими, друзьями. Но в сердце каждого из нас живет добрая память о нем.

 

«Где, брат?  Где Ванька?» ­ молнией  мелькнули   в голове Петра вопросы, когда над водной поверхностью он не увидел головы своего младшего братишки Ивана, которому  было тогда  3 года,  а Петру уже 6 (!)  Буквально  в два прыжка  преодолел  он расстояние до  выра (так на Украине называли места, где всегда стояла вода, а до дна никто не мог донырнуть)  и уже в воде, открыв глаза, увидел, а скорее,    почувствовал, как где­то в глубине опускается его брат, воздуха не хватает, но ведь там БРАТ!!!

Вся сила шестилетнего паренька ушла на то, чтобы нырнуть на пределе своих возможностей, схватить за руку брата и с силой вытолкнуть его на поверхность. Но Ваня был без сознания и опять уходил под воду, и Пётр начал толкать его к берегу. Пока толкал, Ваня закашлял и пришёл в себя. Выползая на берег,  оба сорванца огляделись по сторонам, ведь может и «влететь» от старших, но никого не было. «Пронесло!» ­ с радостью подумали  оба и пошли домой.

Наверное, после этого у Ивана сложилось чёткое понимание того, что жизнь человека очень хрупка,  и он не знает, когда настанет его последний час, последнее мгновение,  и  поэтому жить надо так,  как будто завтра не будет, не будет возможности помочь ближнему, порадовать родных, довести до конца всё,  что начал сегодня,  и т.д. И вода,  которая его чуть не погубила, стала смыслом его жизни, а те, кто работал, служил на море,  стали для него людьми дела. Поэтому так ярко и непросто сложилась жизнь Ивана Михайловича Приходько, до недавнего времени технического директора АО «Научно­исследовательский институт «Атолл».

Уже нет села Чернин, где жила семья Приходько, осталось оно на дне Киевского водохранилища, нет  той фермы,  где работала дояркой мама, нет тех полей, где проливал пот батя, да и дома тоже уже нет, хоть и перевезли его перед заполнением водного зеркала Киевского водохранилища.  Но есть  память о тех мгновениях, когда, чтобы заработать, три брата плели маты из соломы, пилили дрова для колхозных и своих нужд… А  когда они помогли отцу вырастить арбуз, который в диаметре был целый  метр (!), и батю  за такие высокие достижения  направили представлять Украинскую ССР на ВДНХ в Москву (!), вот тогда маленький Ваня вместе с братьями впервые почувствовал гордость за свой труд, за результат общего дела! Уже тогда в характере Ивана появилась «заточенность» на конкретный результат.

До сих пор никто из братьев ­ Пётр, Иван, Николай ­  не могут дать ответ на вопрос, как у них, детей из семьи простых колхозников, могли появиться такие «необычные» интересы: старший Пётр ­ специалист в области сверхточных приборов для обеспечения полётов ракет, средний Иван  ­ акустик, специалист по военно­морской технике, младший Николай ­ электронщик, специалист по монтажу микросхем? Но и старший,  и младший в один голос сказали: первым был Ваня! Когда он после окончания школы, с первого захода поступил в Киевский политехнический институт (КПИ), праздник в родном селе длился несколько дней! Наверно, поэтому, по примеру Ивана,  и братья потянулись в «технари».

Легко ли давалась учёба Ивану? Одноклассники по «Политеху»  в один голос говорят: конечно, нет! Но никогда он не брал зубрёжкой, он должен был «докопаться» до понимания им правильного ответа.

С первого курса начинаются поездки в составе студенческих строительных отрядов. На себе он познал «все прелести» неорганизованного быта, да и работы студенческих строительных отрядов.

Мог ли с этим смириться Приходько? Конечно, нет! И после второго курса он возглавляет факультетский ССО, а на третьем ­  получает предложение руководить направлением в региональном штабе ССО всей Украины! Конечно, Иван берётся за это дело. Он ездит по всей Украине, организовывая достойную жизнь стройотрядовцев, их быт, питание (это главное!).  А еще  и  учиться  надо: зачёты, контрольные, экзамены  ­ этого ведь никто не отменял!

В этой стройотрядовской работе  проявилась его главная «жилка» ­ организаторская! Он мог договориться с теми, с кем, казалось,   невозможно было договориться,  мог решить нерешаемые  вопросы и т.д. А когда перед руководством КПИ в 1978 году  встал вопрос кого направить для работы в НИИ «Атолл»,  созданный в 1976 году, ответ был очевидным ­  Приходько! Так Иван Приходько возглавил группу из 7 выпускников КПИ, которые приехали в Дубну, чтобы вдохнуть энергию жизни в недавно созданный «Атолл». А   энергии  у Ивана  Михайловича хватало на десятерых.

Сплав глубоких технических знаний, высоких организаторских качеств и нестандартность мышления  позволяли ему увидеть решение там, где его не видно, и это сразу вывело его в лидеры среди молодых атолловцев.  Генрих Иосифович  Афруткин, главный конструктор СГАК «Север», ещё при работе с дипломным проектом Приходько  заприметил этого энергичного парня и уже после его прибытия в «Атолл» забрал  его в свою большую команду по реализации этого оборонного проекта. На Ивана Михайловича была возложена вся организационно­административная часть работы над этим проектом. Надо было объединить работу больше полусотни агентов и контрагентов, соблюдение ими сроков выполнения заданий, контролировать качество их работы, знать тонкости технических решений, направления, задачи и проблемы НИОКРов и ещё много разных надо…  Но главное, чтобы вся эта масса народа работала  как одна команда.  И ему это удалось. В 1985 году СГАК «Север» встал на дежурство.

Сколько было конструкторских, технических планов по развитию акустики, этой непростой, но интересной научной отрасли,  однако грянула перестройка… Наши «вероятные противники» вдруг стали нашими «вероятными друзьями».  Те,  кто работал на оборонку,  вдруг стали «не нужны» своей стране, пришли в запустение цеха и лаборатории «Атолла», в десятки раз сократился его персонал. Иван Михайлович был среди тех, кто до последнего боролся за живучесть своего НИИ, но  «надо было кормить семью, а делать это должен мужчина» ­ так рассуждали в то время большинство.

Пришлось вспомнить стройотрядовские навыки. Как говорят о нём его коллеги, Иван Михайлович ­ это человек действия! Он находит двух специалистов по строительству, формирует бригаду из атолловцев, и они занимаются строительством на заказ бань, гаражей, домов. Не гнушаются любой работы, даже разгрузки вагонов, фур и т.д.

Несомненно, гигантский организаторский опыт и навыки Ивана Михайловича должны  были  быть востребованы.   Так и случилось ­  глава Дубны В.Э. Прох  позвал его на работу в недавно созданную «Службу заказчика». Но совсем недолго  Приходько «обсыхал на мели после северных морей». В 2000 году  новый генеральный директор НИИ «Атолл» О.Г. Успенский  просит Ивана Михайловича вернуться в «Атолл»,  доверяя ему «оборонку». Вторым своим рождением называл потом  Иван Михайлович  это возвращение: как моряк не может жить без моря,   так и он без «Атолла»!

Сложно ­ это не то слово, которым можно охарактеризовать ту работу, которую пришлось вести И.М.Приходько по возвращению в «Атолл». Невыносимо трудно, безумно тяжело, но он  знал,  на что шёл. Как­то я спросил: «Иван Михайлович, а сколько дней в году ты в командировках?»  Он задумался,  долго считал в уме, а потом и  сам удивился:  «Ты знаешь, если не брать в расчёт однодневные  поездки  в Москву, то получается более 200 дней». И  это было сказано без бравады, без показушной незаменимости, таким тоном, который говорил сам за себя: «Так ведь надо».

Пожалуй, это слово «надо» и было смыслом его жизни. В короткий срок он создаёт команду единомышленников, таких же,  как он душой радеющих за интересы «Атолла». Он создал простую и надёжную атмосферу в работе «экипажа», как он с любовью её называет, добивается больших и весомых результатов в увеличении финансирования работ. Премия Правительства РФ за работы по созданию первого СГАК на Северном флоте ­ это, пожалуй, самая высокая государственная награда, которой отмечен труд команды,  в которой работал И.М. Приходько.

Потихоньку начинают возвращаться специалисты, но этого мало Иван Михайловичу, он «пробивает» рабочие места для молодёжи, и, в это никто не верил, но ему удаётся возродить  и уже на новом техническом уровне начать работы на Северном флоте по переоснащению и модернизации того,  что было когда­то создано «Атоллом»! Ему удаётся не только сохранить, но и сделать всё, чтобы единственное судно по установке подводного оборудования не было списано в утиль, а работало на интересы Северного флота, ВМФ и России в целом.

А к флоту у Ивана Михайловича отношение особое, трепетное: он знает и ценит труд военных моряков, переживает  их трудности,  как свои. Может,  поэтому он и уговаривает администрацию города Дубны взять шефство над одной из  воинских частей Северного флота, в которой  в последующем и проходят службу юноши из Дубны. В этой части шефы ­ дубненские предприятия ­ помогают отремонтировать казарму, камбуз и т.д.

А в водах Баренцева моря уже проходит предварительные, а затем и  государственные испытания новый, современный  атолловский СГАК.  И  вот заказ на серию! Это победа! Победа всего большого коллектива НИИ «Атолл». Но  сколько в этой победе труда  Ивана Михайловича Приходько, его нервов, здоровья, пожалуй, только семья и может это знать. Знают,  но не говорят, сколько раз вызывали «скорую», сколько операций перенёс, как  непросто проходил реабилитацию, как сдал он после смерти свое  жены Люды, а ведь только она могла совладать с его необузданной энергией, с его максималистскими  целями  и желаниями.   Но, как говорила она сама, «Другого   я и не полюбила бы!» Даже в свои последние дни жизни он подписывал документы, давал указания,  да какие, как будто жизнь только начинается! В этом он весь ­  для него не было «завтра»!

Юрий Моталов

 
 
< Февраля 2018 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28        
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.