СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Солдат Сторожев Печать
20.11.2014 10:36

В этой статье речь пойдет о человеке, история жизни которого не умещается в рамки нескольких страниц. Это будет лишь «несколько штрихов к портрету» замечательного человека Сторожева Михаила Михайловича. Его знали все: и первоклассники, и выпускники, и, конечно, учителя. Бывали у него в гостях, приглашали на школьные вечера, на классные часы, и много лет он был бессменным командующим нашим юнармейским парадом…

Вижу как сейчас стройного, подтянутого старшину Михаила Сторожева. Всегда в парадном кителе, на груди – ордена и медали за храбрость, за мужество… Директор докладывает ему о готовности классов к смотру строя и песни, а он очень ответственно принимает парад. Удивительно, но именно присутствие Михаила Михайловича придавало особый смысл этому празднику.

Как же получилось, что Михаил Михайлович  Сторожев  спустя  почти 70 лет после окончания учебы вновь стал членом нашей большой школьной семьи?

Наше знакомство состоялось в 2006 году. На классный час, посвященный битве под Москвой, пригласили участника тех событий, ветерана Великой Отечественной войны. Вроде бы обычная история, вот только приняла она совсем необычный оборот.

В назначенное время в школу вошел пожилой человек в военной форме, уверенно прошагал по коридорам, зашел в класс. В тот день речь шла не только о битве за Москву, но и о выпускнике школы Дмитрии Орлове, погибшем в годы войны. Рассказывали о его семье, читали письма с фронта. Вдруг Михаил Михайлович встал, вышел на середину класса и произнес: « А я сидел за партой позади Дмитрия…»

Никогда не забуду тишину, которая наступила в классе. Прошлое вдруг стало таким близким. Это было то самое недостающее звено, которое скрепило два поколения. Долго не отпускали Михаила Михайловича, расспрашивали в подробностях о его жизни, о школьных годах, об учителях.

Было и ещё одно удивительное совпадение: дети выучили песню о Москве. Сейчас я даже не вспомню, почему мы выбрали именно её, но оказалось, что это была любимая песня Михаила Михайловича. Он спел её с учениками от начала до конца с таким вдохновением, что  слова этой песни приобрели особый смысл для подростков, таких разных, таких далеких от той страшной войны… Провожая ветерана в тот день домой, все уже знали: этот человек станет родным для школы, для сегодняшних учителей и учеников.

Так и было все эти 8 лет…Так и будет всегда, хотя и не увидим мы больше 23 февраля в стенах  школы старшину Сторожева.

Наверное, это символично, что родился Михаил Михайлович именно 23 февраля, в День Красной армии. Он был шестым ребенком в семье, а всего детей было девять. Учился, если была такая возможность, шел работать, когда семья испытывала материальные трудности. Когда в 1937 году открылась первая школа, он стал там учиться, но уже через два года поступил на завод учеником чертежника. Затем стал учеником инженера­конструктора, учился самолетостроению. Способного и ответственного ученика оценили, и скоро он уже сам работал чертежником­конструктором.

Из воспоминаний ветерана:

­ Учебу я продолжил в школе №1 поселка Иваньково, куда ходил пешком (жил на Большой Волге). Тогда автобусного сообщения не было. Директором школы был Иван Иванович Ланцов. Он преподавал литературу и русский язык. Навсегда запомнились его рассказы на уроках литературы о героях произведений русских  и советских писателей и особенно вдохновенные ­  о героях гражданской войны. Он буквально покорял наши детские души. Из других преподавателей особенно запомнилась Софья Владимировна Никоненко, которая вела историю, и математик  Андрей Никанорович Никоненко. Это были преподаватели, как говорят, от Бога. Вначале Софья Владимировна носила фамилию Орлеанская, а затем, после замужества, стала Никоненко. В 1938 ­1939 учебном году школа №1 в соревновании среди школ Калининской области заняла  первое место, и ее директор Иван Иванович Ланцов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В июле 1939 года вступил в эксплуатацию завод №30 МАП и начал набор рабочей силы. Меня приняли учеником чертежника. Прикрепили к опытному инженеру–конструктору ОКБ, главному конструктору А.П. Голубкову. Во время работы при ОКБ организовали годичные курсы для не имеющих специального образования.

С первых же дней войны при заводе был сформирован истребительный батальон из числа комсомольцев, среди них был и Миша Сторожев. «Начиная с 22:00, два­три раза в неделю, по ночам дежурили на улицах Ленина, Ново­Подберезской, Стахановской, Северного городка. Отряд следил, чтобы соблюдалась светомаскировка в окнах домов, чтобы никто не появлялся на улицах после 23:00, не зажигали спички и не курили. По ночам во время дежурства при налетах фашистских самолетов наблюдалось зарево от прожекторов и разрывов снарядов зенитных орудий.

В 1941 году началась эвакуация завода, но Михаил считал, что его место на фронте, поэтому сбежал без документов и пришел в Кимрский военкомат. Люди на фронте были очень нужны, и Михаила направили в полковую школу командиров орудий в г. Бронницы. Там ему присвоили звание младшего сержанта, и уже в декабре он принял участие в битве за Москву.

Боевой путь солдата Сторожева начался под Волоколамском, пролег через Смоленск, Калугу, Брянск… Воевать артиллеристу пришлось на нескольких фронтах: Западном, 1­м Белорусском, Прибалтийском.

И вот уже советские войска освободили рубежи своей Родины, но солдатская судьба вела Михаила Сторожева через Восточную Европу в Берлин.

Многие бойцы, прошедшие нелегкий путь, свою радость выражали, оставляя надписи на стенах Рейхстага. Оставил и Михаил… Но написал он не имя, не фамилию, он увековечил свою маленькую родину, написав: «Я из Иваньково».

Михаил Михайлович ­ известный в городе человек. Его всегда приглашали на все городские мероприятия, и он всегда приходил. Для него не существовало понятия «плохое самочувствие». И каждый раз, когда его просили рассказать что­нибудь о себе, он, немного смущаясь и прикрывая своё смущение лёгкой улыбкой, начинал рассказ: «Родился я в деревне Ларцево Кимрского района Калининской области…» Он говорил обычно кратко, словно боясь отнять много времени.

Михаил Михайлович рассказывал, что всегда любил песни и стихи военных лет, участвовал в самодеятельности,как­то раз даже выступал перед маршалом Жуковым. Сколько бы лет с тех пор ни прошло, он всегда с восторгом вспоминал личное рукопожатие маршала.

И как­то, всматриваясь  в его лукаво прищуренные глаза, слушая его рассказы о войне, я поняла: вот он, солдат Сторожев, сбежавший на фронт по зову сердца, простой героический парень. Именно о таких, как он, слагались песни и поэмы в годы войны.

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

Словно о нем эти строки Твардовского…Читаем поэму дальше и находим все больше сходных черт между любимым героем многих солдат Василием Теркиным и нашим земляком Михаилом Сторожевым. Вот, к примеру, поэт пишет:

И хоть было беспокойно ­

Оставался невредим

Под огнем косым, трехслойным,

Под навесным и прямым.

А ведь и Михаил Сторожев как­то рассказывал, что не было ничего страшнее на фронте, чем бомбежки, особенно если заставали, как говорится, в чистом поле.

Спустя много лет он вспоминал, как однажды выносил с поля боя раненого товарища, а сверху над ним кружил немецкий самолет обстреливал солдат. И тогда Михаил пошел на хитрость: как только истребитель  приближался, Сторожев бежал не от самолета, а навстречу ему, и летчику никак не удавалось поймать цель. Так старшина и бойца спас, и сам жив остался.

Рассказывал об этом ветеран, а в словах его слышалась ирония, и лукавые морщинки собирались вокруг глаз. А ведь тогда ему было всего около 20 лет!

На парадном кителе Михаила Михайловича места не хватало для всех наград. Орден Красной Звезды он получил за то, что в бою под городом Лебус в апреле 1945 года под артиллерийским обстрелом и бомбежкой авиации  своевременно предоставлял в штаб полка оперативные и разведывательные документы и несколько суток подряд работал без сна и отдыха.

А в марте 1945 года был награжден медалью «За отвагу» за то, что под сильным пулеметным и минометным огнем ворвался на окраину города Грайфенберг и обеспечил бесперебойную связь полка со штабом бригады.

Есть у ветерана  и медаль «За боевые заслуги». И снова читаем в приказе о награждении: «За то, что в бою под сильным минометным огнем противника неоднократно доставлял секретные донесения и приказы командиру полка». Видно, и в самом деле «смелого пуля боится»…

Рядом с боевыми наградами – юбилейные медали, значки  школы №1 и нашего города, их он  не снимал до конца своих дней, наверное, и они тоже были ему дороги. И снова вспоминается история о простом бесхитростном парне:

Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

И вот что интересно: подобно герою поэмы Твардовского, Михаил тоже был гармонистом и в качестве трофея из Германии привез аккордеон.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как­то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой…

Михаил Михайлович рассказывал, что музыка ему и другим бойцам  очень помогала на фронте, вселяла оптимизм, не позволяла  поддаваться тяжелым думам. В составе коллектива художественной самодеятельности он ездил по соседним бригадам и исполнял Гимн Советского Союза.

О таких людях, как Михаил Михайлович Сторожев, можно долго рассказывать, и всё равно все не перескажешь. Светлый, мудрый, достойный человек, он и на войне, и в мирное время умел заслужить любовь и уважение всех, с кем сводила его жизнь.

Татьяна КРАВЧЕНКО,

учитель школы №1

 
 
< Ноября 2014 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.