СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Реорганизация здравоохранения Печать
06.11.2014 12:40

C 1 января 2015 года планируется передача муниципальных учреждений здравоохранения в собственность Московской области. 29 мая 2014 года депутаты Московской областной думы  внесли изменения в областной закон о здравоохранении. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, это делается «в целях повышения эффективности системы здравоохранения, качества и доступности медицинской помощи, соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья». Министр здравоохранения Подмосковья Нина Суслонова, представляя депутатам законопроект, отметила, что с его помощью возможно перераспределить ресурсы, то есть материальную базу, кадровые ресурсы, которые сегодня, по ее данным, разнятся на территории муниципальных образований, чтобы обеспечить стандарты и порядки, утвержденные на территории РФ, и пояснила, что в конечном итоге это должно улучшить доступность и качество медпомощи. Что ожидает Дубну в этой ситуации – разъясняет начальник управления здравоохранения администрации города Сергей Рябов.

­ За двадцать лет, что я возглавляю горздрав, нам пришлось пережить довольно много реорганизаций. Одна из самых значимых – когда дубненское здравоохранение входило в систему обязательного медицинского страхования. Это была едва ли не самая кардинальная перемена. Много было вопросов, много проблем. Но положительные результаты этого перехода мы все видим и давно оценили. Сейчас Дубна вошла в 11­е территориальное управление. Оно будет обслуживать Дмитров, Лобню, Долгопрудный, Талдом, Дубну. Это территория радиусом примерно 50 километров с населением около 400 тысяч человек.

Перераспределение ресурсов, которое подразумевает реорганизация, не означает, что у одних отнимут, а другим отдадут. Речь идёт о более оперативном направлении ресурсов. Поскольку существуют стандарты и порядок оказания медицинской помощи. Теперь минздрав сможет более оперативно решать вопросы оптимизации, расширения отделений. Возможно, неэффективные отделения будут сокращены. Скорее всего, речь пойдёт о маломощных стационарах, 10­15­коечных. Но это не будет сокращение в чистом виде. Мелкие учреждения будут объединяться в более крупные, реорганизовываться, перемещаться. У нас точно не отберут ничего. Для этого мы за последние два десятка лет сделали немало. И задача для Дубны состоит совсем в другом – наращивать мощности, а не отдавать.

У всех на слуху сейчас трёхуровневая система здравоохранения. В ней нет ничего кардинально нового. Эта система обеспечения каждого жителя Московской области возможностью оперативно получить медицинскую помощь разного уровня сложности. Первый уровень – поликлиника. Это определённый список специалистов. Второй уровень – первичная специализированная медицинская помощь – как уникальные специалисты в поликлинике, так и стационарная помощь. Третий уровень – высокотехнологичная медицинская помощь. Её жители Подмосковья в основном получали в столице, где располагались федеральные институты. Сейчас, в рамках единой системы Московской области, речь идёт о создании межмуниципальных медицинских центров, которые будут осуществлять высокотехнологичную медицинскую помощь. А коли уж они планируются межмуниципальными, то будут доступны для жителей различных муниципальных образований – городов, районов и посёлков. Если раньше, например, в Мытищах создавали центр какой­либо специализированной медицинской помощи, то по программе обязательного медицинского страхования он был доступен только для жителей Мытищ и района. С вступлением в силу нового закона эти барьеры ликвидируются. Поскольку все составляющие системы здравоохранения будут общими для всего Подмосковья, относиться и подчиняться будут Министерству здравоохранения Московской области. То есть дубненским центром смогут пользоваться все, но и дубненцам будут оказывать услуги чужие центры. Они будут распределенными, специализированными. Ведь не имеет смысла в каждом городе организовывать полный набор высокотехнологичной медицинской помощи.

Понятно, что какие­то специализации больше востребованы, какие­то, меньше. Например, у сердечно­сосудистой или у ортопедической хирургии больше пациентов. Её есть смысл развивать в Дубне. Так и будет. Но, допустим, создавать у нас ожоговый центр не слишком целесообразно. Поскольку в Дубне и окрестностях не так много населения, медицинские стандарты и порядки не позволят создать подобную службу. Она, разумеется, будет создана в Подмосковье и будет доступна всем жителям Московской области, но расположится не в Дубне.

Полномочия муниципалитета в оказании услуг в сфере здравоохранения будут значительно сокращены. Но это не значит, что у него не останется задач. К полномочиям органов местного самоуправления отнесено создание условий для оказания медицинской помощи. Это означает, что муниципалитеты оказывают содействие в размещении медицинских организаций, обеспечивают медицинские организации, находящиеся на территории муниципального образования, коммунальными услугами, обеспечивают транспортную доступность медицинских организаций и организацию благоустройства прилегающей к ним территории, обеспечивают медработников, находящихся на территории муниципального образования, жилыми помещениями, устанавливают для них меры социальной поддержки и так далее.

Московская область приступила к реформированию одной из последних, на 4 года позже других субъектов федерации. Правительство, на мой взгляд, достаточно разумно разделило всё, забрав себе чистое оказание медицинской помощи, но оставило муниципалитетам создание условий в плане общественного здоровья. Всё, что касается программ по сокращению числа факторов риска на каждой территории, стало задачей муниципалитета. Я говорю о курении, употреблении алкоголя, недостаточной физической активности. Всё это входит в наши подпрограммы, которые нам предстоит реализовывать. В основном это пропагандистская работа, межсекторальная. У муниципалитета для неё достаточно сил и средств. Есть управления и отделы торговли, культуры, физкультуры. Люди, которые работают в этих подразделениях, смогут сделать много для того, чтобы те, кто употребляет алкоголь, психоактивные средства, курит, пересмотрел свою жизненную позицию. Это приведёт к увеличению ожидаемой продолжительности жизни, а в конечном итоге – к повышению качества и улучшению здоровья населения. Общественное здоровье – практически самый важный пункт из списка задач системы здравоохранения. Без профилактики бессмысленны все решения. Если ею не заниматься, то лечебных центров ­ специализированных, высокотехнологичных – будет постоянно не хватать. Люди будут только болеть и лечиться.

Наши, дубненские, медицинские учреждения не будут подчиняться ни дмитровскому, ни какому­либо другому начальнику территориального управления. Поясняю. Территориальные управления являются подразделениями Министерства здравоохранения Московской области. Они созданы так же, как прежние медицинские округа. Их сотрудники работают в штате министерства, но находятся на территориях. Это не принцип «удельных княжеств», когда «своя рука – владыка», а реализация программ министерства здравоохранения, с которым у учреждений здравоохранения будет прямая связь. Сейчас нет необходимости ездить за согласованием и подписью по каждому случаю. Мы достаточно компьютеризированы и продвинуты в этом плане. В последнее время наши совещания чаще всего проводятся по видеоселектору.

Кроме того, все лечебные учреждения со следующего года будут работать в рамках системы обязательного медицинского страхования. Они будут взаимодействовать с Фондом ОМС. Никаких кардинальных изменений в этом плане не намечается. Клиники просто будут, я бы сказал, приближены к министерству здравоохранения. Управления здравоохранения, которые раньше существовали в каждом муниципалитете и служили передаточным звеном, теперь фактически ликвидируются, поскольку в них больше нет необходимости, и Дубне в том числе. Но это не означает, что при администрации нашего города не останется специалистов по здравоохранению.

Центром нашего 11­го управления выбран Дмитров именно по географическому признаку. Он находится в центре территории. Мы – на окраине, поэтому назначена не Дубна. Хотя наш уровень оснащения и оказания медицинской помощи не ниже дмитровского и заслуженно вызывает чувство гордости. Но с точки зрения географии Дмитров ­ оптимальный выбор.

До момента реорганизации осталось менее двух месяцев. Мы вступаем в переходный период. С первого января мало что изменится, кроме организационно­правовой формы лечебных учреждений. Сокращений не будет. Они просто переходят на другой уровень, начинают формироваться новые отношения. Переход будет продолжаться, я думаю, не менее двух лет, потому что за этим последует реорганизация, поскольку нужно всё оценить, провести инвентаризацию и определить, каковы должны быть дальнейшие шаги в нужном направлении – что объединять, что перемещать, что развивать и так далее.

В этих переменах я вижу очень много плюсов конкретно для Дубны. Но для того, чтобы они реализовались из теоретических плюсов в практику, нужно много работать. У нас очень хорошая стартовая площадка – обеспеченность квалифицированными кадрами, новое высокотехнологичное оборудование, выработаны технологии. Для Дубны самое актуальное – окончание строительства хирургического корпуса на 190 коек. Когда оно будет закончено, город получит существенный плюс. Там можно будет развивать направления высокотехнологичной медицинской помощи. В частности, сердечно­сосудистую хирургию. Это установка стендов, проведение коронарографии. И ортопедическую хирургию – замену суставов. Дальше можем продвигать и без того достаточно развитые в нашей клинике лапороскопические методы. Не только расширять перечень диагнозов, по которым проводятся операции, но и географию пациентов. Привлекать их из Дмитровского и Талдомского районов. Кроме того, мы находимся на границе с Тверской областью. А там, в Кимрском и Конаковском районах, здравоохранение не на  слишком высоком уровне развития. Их жителям получать лечение в Дубне удобно, а нам выгодно, поскольку оплата лечения будет проводиться за счёт Фонда обязательного медицинского страхования Тверской области. То есть Подмосковье не будет терять деньги, а наоборот, рассчитываем приобретать их. Получим дополнительный доход для лечебного учреждения и новый стимул для роста и совершенствования.

Работы много. И нужно не бояться её, а рассмотреть ситуацию со всех сторон и сделать выводы, определить направления предстоящих шагов. Мы много можем сделать для того, чтобы Дубна в плане здравоохранения «приросла». Если сравнивать с другими регионами и муниципальными образованиями, то у нас есть для этого очень серьёзные основания и хорошие шансы. Вспомните, когда­то мы мечтали, что в клинике Дубны появится и начнёт работать томограф. Тогда это казалось несбыточным. Сейчас он у нас есть, и не один. Теперь, полагаю, нам всем стоит подумать о развитии в нашем наукограде медицинского туризма. Есть Волга, по ней ходят теплоходы. И если смотреть вниз по течению, то до самого Ярославля в большинстве населённых пунктов система здравоохранения развита намного хуже, чем у нас. А в нашей клинике, если раньше больного после операции выписывали на 10­12 день, то сейчас на второй­третий день пациенты уже отправляются домой. Кроме того, часть операций проводится амбулаторно. Пусть приезжают. Подлечим и денег заработаем. Как видите, медицинский туризм для нас вполне достижим. Есть перспектива и потенциальная возможность. Чтобы её реализовать, нужно подумать и не пугаться, а мечтать и работать над исполнением своей мечты.

Подготовила  Ольга Панина

www.дубна­тв.рф


 
 
< Ноября 2014 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.