Чем заинтересовать современного 9-летнего ребенка, которому многое уже неинтересно, многое понятно, который иногда ленится даже открыть книгу? Как задействовать в нем скрытые таланты и способности, чтобы в будущем ему «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Думаете, вопрос слишком серьезно поставлен для столь юного возраста? Однако русская пословица гласит: «дитятко что тесто: как замесил, так и выросло». Поэтому неравнодушные родители и инициативные педагоги ищут всё новые пути развития юных дарований. И одним из способов преодоления «всезнайства» наших детей является симбиоз науки и искусства.
Анизотропия, целлюлозное волокно, бионика – кажется, что эти слова ребенок никогда не поймет. Талантливые педагоги Светлана Витальевна Андрианова учитель начальных классов школы №4, и Ирина Викторовна Глаголева руководитель академического образцового детского коллектива «Оригами» (Центр «Дружба»), смогли доказать обратное.
Накануне 8 Марта дети под руководством воспитателей и учителей готовят для своих мам подарки. Но второклассники Светланы Витальевны – дети особенные – любознательные. Вместе со своим педагогом они были активными участниками II Менделеевских чтений, с успехом прошедших в городе в январе, и поэтому подарок мамам решено было сделать необычным – с научным секретом.
В этом детям помогла Ирина Викторовна Глаголева – инициатор Менделеевских чтений, педагог высшей квалификации, активно вовлекающий детей в исследовательскую, экспериментальную деятельность. Занятие было разделено на два этапа. В первый день с помощью микроскопа дети узнали о том, как устроена бумага, что такое анизотропия и почему напрасно думают, что первыми бумагу изобрели китайцы.
Результатом творческих исследований стало коллективное панно «Лунная дорожка», выполненное в технике «рваная бумага». Надо сказать, что при всей простоте этой техники работа оказалась кропотливой, ведь дети рвали бумагу со знанием дела – определяя направление волокон и учитывая перспективу изображения!
Второе занятие было посвящено изучению взаимодействия волокон бумаги с воском, водой и акварельными красками. То есть дети сделали шаг в одну из самых интересных наук – химию. Интерактивные игры, проведенные И.В. Глаголевой, позволили юным исследователям «прочувствовать» и понять, как меняется структура бумаги, когда на неё попадают молекулы воды.
Итог второго дня поделка «Роза для мамы», которая помимо необыкновенной красоты и оригинальности вместила в себя знания по механике, химии и бионике. Дети с большим вдохновением рвали бумагу в форме лепестков и красили свои розочки, и класс на время превратился в настоящий сад с прекрасными цветами и увлеченными маленькими исследователями.
О соединении науки и искусства, об их неразрывности хорошо высказался наш знаменитый земляк академик Дмитрий Иванович Блохинцев: «Наука и искусство – два дополняющих друг друга отношения к окружающему миру, и ни одно из них не в состоянии заменить другого. Наука исследует мир объективными методами. Она открывает нам законы природы и создает…основу материального существования человечества. Искусство… через эмоциональное воздействие объясняет нам структуру мироздания и сущность человека» (из статьи «Две ветви познания мира»).
Каждый вид художественной деятельности, в данном случае работа с бумагой, включает в себя научное понятие, которое является неотъемлемой частью этого процесса и о котором педагоги С.В. Андрианова и И.В. Глаголева смогли рассказать своим ученикам. Рассказать интересно, необычно, взяв за основу идею создания традиционного подарка.
Восхищайтесь красотой и волшебством, находите удовольствие в созидании и экспериментировании и вовлекайте в этот мир детей!
P.S. Увидеть работы детей можно на юбилейной выставке объединения «Оригами» «Тысяча журавликов счастья», которая откроется 31 марта в выставочном зале ДК «Мир».
Вера ВЕРЕСОВА
|