СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Этот многоликий МАКС Печать
06.09.2013 13:31

Если бы международный авиационно­-космический салон МАКС проходил не раз в два года, а, например, раз в месяц, он, скорее всего, так и остался бы самым посещаемым мероприятием в России. Более 150 тысяч посетителей в последний день работы 11 авиасалона (это более чем двукратное население сегодняшней Дубны, сразу собранное в одном месте!  И это несмотря на плохую погоду. Что-­то есть такое у нас в крови, впитанное с молоком матери, что заставляет нас вновь и вновь устремляться к небу. Для нас  оно прекрасно! Так же, как, например, для бразильцев – футбол. К слову, матчи на знаменитой «Маракане» до реконструкции этого легендарного стадиона регулярно собирали примерно такое же количество зрителей. Футбол в Бразилии называют второй религией. Для нас таковой, видимо, является НЕБО.

МАКС-­2013

Поэтому ничего не поделать! Есть как есть. Сегодня МАКСом-­2013 и гордятся, и ругают его. Причем все кому не лень. Ругают за плохую погоду (такая уж у нас концовка лета), за сокращенную летную программу и не очень хорошую организацию. Речь, конечно, о простом зрителе! Потому что специалисты свои дивиденды точно получили. Минул экономический кризис – минули и связанные с ним проблемы. Наверное, главная особенность МАКСа­-2013 – он стал самым прибыльным за всю историю этого авиасалона. Контракты заключены на сумму, превышающую 21 миллиард долларов. Ведь МАКС – это не только выставка достижений нашей родной авиационной промышленности (и не только нашей), это демонстрация инженерной мысли, воплощение теоретических наработок в жизнь. Это ПАК ФА (в варианте Т­-50), Су­-35С, Ту-­204СМ, Ан-­70, новейший многофункциональный вертолет Ка­-62 и многое многое другое.

Радуга на МАКСе

Не самая хорошая погода и сокращенная летная программа так и намекали посетителям авиасалона обратить больше внимания на содержимое павильонов. И если бы здесь провели конкурс на самое красочное оформление,  в число победителей наверняка вошел бы стенд корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Корпорация развивается – прибывает новыми предприятиями, новыми идеями и новым вооружением. Так, дубненское машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» участвует в каждом МАКСе. В 2013 году предприятие выступило здесь под девизом: только новое!

Об изменениях, которые произошли по сравнению с предыдущим авиасалоном, рассказал генеральный директор ОАО «ГосМКБ «Радуга» Владимир Николаевич Трусов:

– Во­-первых, прошло два года.  Естественно, «оборонка» не стоит на месте, и  внимательный зритель нашей экспозиции заметил, что здесь представлено только новейшее оружие. «Ничего старого» ­ как сказал наш руководитель Борис Викторович Обносов. На этом МАКСе наш стенд, наверное, самый красивый. Сегодня здесь присутствует обновленная корпорация, к нам присоединилась большая группа предприятий, в том числе «НПО Машиностроения» (Реутов). Что касается экспозиции, то здесь оружие, которое мы предлагаем на экспорт, новейшее – это главное отличие.

Еще одно отличие от предыдущего МАКСа – это еще больше доброжелательности, внимания. По крайней мере, к нашему стенду. Очень много иностранных посетителей. Конечно, работа оружейников, авиационное вооружение, которое представлено на нашем стенде, – все это впечатляет! Ну и нам тоже нравится (смеется).

– Что все­таки позволяет вам быть конкурентоспособными на этом непростом рынке?

Здесь, опять же, есть что­то новое: или дальность увеличена, или боевая мощность в два раза. Применены новые системы управления, навигации, наведения. То есть тактико­-технические характеристики, которые мы показываем, самые современные. Тем более что ракеты нашей корпорации, в том числе и «Радуги», адаптированы ко всем типам самолетов. И сегодня не важно какой самолет: ракета адаптируется к любому носителю. Это трудно, сложно, но, тем не менее, это получилось. И мы предлагаем линейку вооружения  от ракет класса «воздух­-воздух» до противокорабельных ракет и бомб.

Если говорить о конкуренции, то, честно говоря, она имеет две стороны – это одновременно и хорошо, и плохо. Конкуренция заставляет работать на лучшие показатели, на более эффективное оружие. Мы же не одни в мире делаем это оружие! И  если покупают наше оружие, значит, мы находимся на высоком уровне, значит, конкурентоспособны.

– Как сегодня развивается коллектив предприятия?

– Во всех достижениях огромная работа всего нашего коллектива – ученых, конструкторов, рабочих, испытателей. Сегодня мы понимаем, что трудные времена, когда не было заказов, когда не было финансирования, прошли. В настоящее время самое главное для нас – те заказы, которые мы сами  в общем-­то то и организовали. Их надо выполнять, и сегодня все предприятия нашей корпорации, в том числе и «Радуга», работают даже в выходные. Так надо! Потому что вооружение никогда не создавалось медленно.

Еще один интересный и очень важный, на мой взгляд, момент. На открытие авиасалона приезжали наши молодые специалисты, походили, посмотрели. Одно дело видеть только себя, другое – видеть и оценивать, что вокруг тебя делается. Это очень важно! Для той же конкуренции. А вообще для меня коллектив «Радуги» ­ самый лучший в мире. Он достоин всяческих похвал и преклонения. Он – работает!

«Какая ракета вас интересует?». Здесь такую фразу услышать абсолютно нормально. «Радуга» на МАКСе-­2013 представила ракетный комплекс «Овод-­МЭ». Хорошо известная высокоточная авиационная ракета Х-­59 МК модернизирована и находится в серии. Есть заказы. Кроме того, заканчивается модернизация Х-­58УШКЭ – единственной в своем классе ракеты внутрифюзеляжного размещения. Здесь заказы точно будут. И, скорее всего, как от отечественных, так и от зарубежных вооруженных сил. Новое  всегда интересно. Поэтому на стенде корпорации «Тактическое ракетное вооружение» всегда много посетителей.

Олег Жданкин, заместитель начальника Управления военно-­технического сотрудничества НПО «Сатурн»:

– У нас всегда были высокопрофессиональные отношения. Работа эта начиналась более 20 лет назад. Мы участвовали в создании двигателей для изделий «Радуги», а также «Звезды» и «Стрелы». И я всегда стараюсь посмотреть наши новые разработки. Ведь мы делаем двигатели, а значит, у нас есть общие интересы.

На улице

Чуть ли не в первый же день работы авиасалона выполнили деловую программу вертолетчики. «Аллигаторы» и «Ночные охотники» как всегда оказались на высоте. Большую рекламу на этот раз получил новейший многофункциональный вертолет Ка­62. Нефтяники и просто богатые люди – в восторге! «Объединенная авиастроительная корпорация» отрапортовала о заключении контрактов на поставку более 100 гражданских самолетов. Но, как, впрочем, и всегда основное внимание – к военной технике. Здесь повышенной активностью отличалась группа военных из Египта. Видимо, это следствие ситуации в Северной Африке и на Ближнем Востоке. И именно здесь, на улице, можно увидеть, наверное, самое симпатичное лицо МАКСа. В любую минуту самолет со статичной экспозиции может отправиться в полет. Оживают, суетятся до того мирно беседующие между собой авиационные техники, и пошло поехало. Сперва готовиться к полету отправляется многофункциональный истребитель Су­-35, за ним – сверкающий краской новейший пассажирский Ту­-204СМ, а где-­то вдалеке тягач вывозит из общего строя знаменитого «Аллигатора» (вертолет Ка­-52).

Дмитрий Косарев, посетитель авиасалона:

– Иностранной техники очень мало представлено, поэтому самое интересное – наша техника. Я с детьми пришел сюда, для них, конечно, интересна наша военная техника. Я сам когда-­то служил в авиации, что могу им рассказываю.

Елена Мамедова, Татьяна Дружинина, посетительницы авиасалона:

– Это же романтика. Самолеты! Мы здесь представляем компанию, с удовольствием ходим, смотрим, в том числе и на наш самолет. А так, конечно, ожидаем демонстрационных полетов. Очень интересно всегда посмотреть на это.

Скромно,но изящно

Когда в небо поднимается Су­-35, кажется, что на какое-­то время перестают действовать законы физики. Конечно, пилотаж на скорости завораживает. Но когда многотонная машина на малой высоте уходит в пологий штопор, вращается, вращается, вращается, а затем с легкостью продолжает полет, здесь непроизвольно возникает ощущение, что человек может все. Ведь это не легкий тренировочный самолет, а серийная боевая машина. Впрочем, от военных летчиков старались не отставать и гражданские. Французский экипаж самого большого в мире пассажирского самолета Аэробуса А­-380 продемонстрировал, что даже очень большой машиной можно управлять очень изящно. Пролет огромной машины на сверхмалой скорости оставил неизгладимые впечатления. Как будто в небе летит не самолет, а сказочный дракон.

За это МАКС и любят. Приходят, приезжают сюда целыми семьями за романтикой неба, а уходят с чувством гордости. Даже если обратный путь, как в этом году, превращается в настоящее испытание. И если футбол в Бразилии – «вторая религия», то МАКС в России – самое посещаемое мероприятие.

Андрей БАШКИН

 

 
 
< Сентября 2013 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.