СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Исповедник веры протоиерей Александр Чекалов Печать
12.03.2020 06:35

19 февраля 1930 года в кимрской газете появилась заметка: «Выездная сессия Кимрского округа рассмотрела дело по обвинению попа города Ленинска (так назывался Талдом) А. В. Чекалова... о создании контрреволюционной группировки». По делу проходили еще два человека. Приговор: высылка в отдаленные местности на 10 лет с конфискацией имущества. Александру Васильевичу Чекалову исполнилось 73 года. Он был тяжело болен, почти слеп.

С 1915 года по 1929 год батюшка был настоятелем Смоленского храма села Подберезье (теперь улица Кирова в г. Дубне). О новых фактах жизни исповедника веры протоиерея Александра Чекалова рассказывает клирик Дубненско-Талдомского благочиния протоиерей Виталий Шумилов.

 

Восполненный пробел

В 2017 году вышла в свет небольшая книжка «Возрождение прихода. История храма Смоленской иконы Божией Матери», в которой были приведены некоторые сведения о первом настоятеле протоиерее Александре Чекалове. Сведения были добыты мною в Кимрском городском архиве. Там сохранилась папка с документами, касающимися истории храма и священников, служивших там до его окончательного закрытия в 1937 году.

Самый пространный документ – это опись храма и его имущества, составленная собственноручно отцом Александром 19 октября 1920 года. В частности там говорится о том, что церковь построена «тщанием и усердием граждан дер. Подберезье с гражданином Е. А. Зерновым во главе. Заложена в 1907 году, постройкой окончена в 1915 году».

Сохранился еще «Список священнослужителей» от 1925 года, в котором указан только протоиерей Александр Васильевич Чекалов, «имущества не имеет», год рождения 1857. Хотелось бы обратить внимание на простую фразу «имущества не имеет», это в 68 лет! Ни кола, ни двора, жил у одной старушки в доме.

В 1929 году прошла массовая перерегистрация приходов, после которой многие были закрыты, в том числе и храм в Подберезье. Вероятнее всего, тогда и покинул приход отец Александр Чекалов, говорили, что он переехал в Талдом.

Для чего я снова поднял эту тему? Сейчас расскажу. Директор Кимрского краеведческого музея Владимир Петрович Покудин, побывав в нашем Смоленском храме, увидел книжку «Возрождение прихода», стал листать ее и нашел те самые сведения, которые я выше представил. Оказалось, что краевед Валентина Петровна Попова написала целых два тома исследований о десяти поколениях своих предков священнослужителей Чекаловых (1657 – 2018), а Владимир Петрович ей в этом активно помогал. Составляя биографию протоиерея Александра Васильевича Чекалова, они не могли найти никаких сведений о его служении с 1915 по 1929 год, просто пробел. А тут вот они, хоть и скудные, но надежные.

Теперь и я, имея под рукой целый архив документов, представленных в книге В.П. Поповой, попробую реконструировать биографию не чуждого нашему городу священника.

Новые открытия

Александр Васильевич Чекалов родился 16 августа 1857 года в селе Белеутово Кашинского уезда. Сын дьячка Василия Степановича Чекалова.

По окончании Тверской духовной семинарии 23-летний А. В. Чекалов направлен в Николаевский собор города Кашина «в епархиальное ведомство с аттестатом 1 разряда 1880 года сентября 1 дня. Архиепископом Саввой определен на настоящее место в штатного псаломщика, указ имеет, холост».

Надо заметить, вся жизнь как самого А.В. Чекалова, так и членов его будущей семьи связана с народным просвещением, которое в Кашинском уезде было на должном уровне. Вот, например, оценка Земского совета в 1880 году: «Школы как в городе, так и в уезде в удовлетворительном состоянии, как по успехам учащихся в них, так и по личному составу преподающих. Необходимыми книгами и пособиями снабжены все школы в достаточном количестве. Преподавателям, особенно заслужившим поощрения, выдать пособия из земских сумм: (села) Скнятинского — учительница Анна Морошкина».

Это будущая жена Чекалова – Анна Николаевна. Кстати, в следующем 1881 году Анна Морошкина вновь заслужила поощрение, а годом раньше они поженились. Анна Николаевна происходила из рода священников Морошкиных.

20 сентября 1881 года Александр Васильевич был рукоположен в дьякона Кашинского Николаевского собора, а ровно через год – во священника Никольской церкви села Каюрово.

В Тверских епархиальных ведомостях за 1886 год находится изъявление благодарности: «Священник села Каюрово Корчевского уезда Александр Чекалов в своём прошении на имя Преосвященного Антония, бывшего Архиепископа Старицкого, заявил, что Кимрским волостным правлением, благодаря содействию волостного старшины В.С. Губенкова, ассигновано пособие, открывшейся в этом году в означенном селе церковно-приходской школы, 150 руб. Во внимание к такому значительному пожертвованию Совет Братства считает своим долгом выразить признательность как всей Кимрской волости, так и в особенности волостному старшине за сочувственное отношение к делу устройства ЦПШ свою глубокую благодарность».

Семья Александра Васильевича в 1896 году состояла: «жена – Анна Николаевна (урождённая Морошкина) 35лет (1861 г.р.). Дети: Николай 1881 г.р., Мария 1882 г.р., Вера 1883 г.р., Елизавета 1888 г.р., Антонина 1891 г.р., Николай и Мария, видимо, умерли в младенчестве. В 1900 году родился сын Сергей.

9 июня 1897 года отец Александр Чекалов перемещен во вновь открытую Александро-Невскую церковь села Великий Двор Калязинского уезда. Он был первым её священником и основателем церковно-приходской школы, в которой преподавал вместе с матушкой Анной.

23 ноября 1900 года умирает жена отца Александра, Анна Николаевна, ей было всего 40 лет. Причина смерти – «от нарыва в горле».

В Клировых ведомостях Калязинского уезда за 1900 год сообщается: «Священник Александр Васильевич Чекалов 43 лет, вдов, родился 16 августа 1857 года... Дети: Вера 16 лет, состоит учительницей при одноклассной церковно-приходской школе села Великий Двор с октября 1900 года. Елизавета 12 лет, обучается в Царскосельском женском духовном училище. Антонина 9 лет, Сергей - новорожденный». 11 августа 1901 года умирает от дизентерии годовалый сын священника Сергей. «Вот такие испытания выпали на долю Александра Васильевича. Похоронил жену, маленького сына, а ранее еще двух детей. Ему в это время только 43 года, а он уже вдовец с тремя дочерьми на руках». Далее: «Распоряжением Епархиального Начальства от 1 декабря 1905 года, исполнение обязанностей благочинного в 4 округе Калязинского уезда поручено священнику церкви села Великий Двор Александру Чекалову».

В Тверских епархиальных ведомостях №46 за 1908 год была опубликована статья «25-летний юбилей священника А.В. Чекалова». В статье отмечена скромность, присущая А.В. Чекалову, деликатность сердечная, одухотворённость, высокая нравственность и прямота. «Прихожане очень ценят своего пастыря, как отца духовного, как благочинного, как священника и как человека». Дом-школа для священника был построен, как подарок благодарных прихожан к его юбилею. В великодворской школе служили учительницами его дочери: Вера Александровна и Елизавета Александровна Чекаловы.

Все три дочери вышли замуж за священников. Антонина за священника Порфирия Владимировича Ильинского, который сменил отца Александра в качестве настоятеля церкви села Великий Двор Калязинского уезда. Вера вышла замуж за Александра Павловича Троицкого, священника погоста Никольского в Пенье Калязинского уезда. Елизавета была замужем за священником села Щёкотово Кашинского уезда Иваном Александровичем Предтеченским.

В 1926 г. семья Ильинских-Чекаловых под давлением властей была вынуждена оставить кирпичный дом при церкви, который Александру Васильевичу подарили на юбилей. В этом здании разместилась школа, она там и по сей день. При этом разрешили построить дом для семьи, который и построил Порфирий Владимирович Ильинский в том же году. В 1928 г. заезжий фотограф сделал несколько снимков семьи на фоне недавно построенного дома. Судя по этим снимкам, отец Александр в 1920-е годы хоть и служил в Подберезье, нередко навещал родных в селе Великий Двор.

Письмо из ссылки

19 февраля 1930 года в кимрской газете появилась заметка: «Выездная сессия Кимрского округа рассмотрела дело по обвинению попа города Ленинска (так назывался Талдом) А.В. Чекалова... о создании контрреволюционной группировки». По делу проходили еще два человека. Приговор: высылка в отдаленные местности на 10 лет с конфискацией имущества (которого, как мы знаем, не было). Александру Васильевичу Чекалову исполнилось 73 года. Он был тяжело болен и почти слеп.

Это же надо было осудить на 10 лет лагерей, то есть на верную смерть, старого, заслуженного человека, научившего читать, писать, думать и верить не одно поколение детей, живших в селе Великий Двор и других селах, где он служил.

Сохранилось письмо из ссылки, переданное В.П. Поповой правнуком отца Александра Чекалова, Александром Дмитриевичем Ильинским. Письмо от М. Овсянкина, собрата Александра Васильевича по ссылке, в котором он извещает Антонину Александровну о кончине Александра Васильевича 21 ноября 1931 года в ссылке. Поселок Онега, ул. Архангельская.

«Он… не любил, чтобы за ним ухаживали, поэтому до последних дней он держался на ногах, и за два дня до смерти собственноручно испек себе хлеб, которым ему не пришлось воспользоваться… Погребение совершено 23 ноября в день памяти Святого благоверного князя Александра Невского, его ангела. Отпевали его втроем. Из священнического облачения на него возложена только епитрахиль, за неимением облачений, ибо все соборные облачения были изъяты от верующих вместе собором.

О Вас покойный вспоминал очень часто, с большой любовью и похвалами. За долгое время Вашего молчания он не обижался, ибо знал Ваше положение и перемену жительства. Нужно думать скорее, что он не ожидал такой близкой развязки, ибо все надеялся поправиться, жадно ловил всякие слухи о сокращении сроков высылки, заботился о ремонте одежды и не сделал никакого распоряжения на случай смерти… Хотя жаль расставаться с добрым человеком, однако благодарение Богу, что он упокоил его от земных трудов и печалей».

Протоиерей Виталий Шумилов

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.