СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Можно ли молиться своими словами? Печать
28.07.2022 00:00

Важный разговор о молитве, начатый в предыдущем номере «Православной встречи» священником Виктором Гавришем («Чувство вины», ПВ №5 от 22 июня 2022 г.), продолжает благочинный Дубненско-Талдомского церковного округа протоиерей Павел Мурзич.

В важном разговоре о молитве и о том, может ли христианин молиться своими словами Богу, хотелось бы подчеркнуть, что молитва – это не монолог, а диалог. «С кем диалог? – могут спросить читатели, – С самим собой? Со своим сознанием? А может, со своим внутренним миром?» Ответ один: «Нет!» Молитва – это диалог с Богом, диалог со святыми. Не монолог, а именно диалог, беседа. Но часто в этой беседе с Богом мы не слышим собеседника. Мы не слышим отклика. Это объяснимо. Ведь даже в общении с простым человеком наше внимание рассеивается. Иногда при встрече с человеком, к которому мы имеем благорасположение, мы спрашиваем у него, как его дела. И когда тот начинает рассказывать, как у него дела, мы ловим себя на том, что уже на тридцатой секунде совершенно потеряли нить рассказа, потеряли и свой ответ. Да и вообще хотим побыстрее закруглиться, потому что у нас своя суета и нам надо бежать. То есть даже в диалоге с простым человеком наш ум рассеивается.

 

Чтобы не превращать беседу с самим Богом в болтовню, нытье и попрошайничество, сам Христос Сын Божий оставил нам идеальнейший образец молитвы, сказав своим ученикам: «Молитесь так!», и произнес удивительную молитву Отче наш. В этой молитве сконцентрировано обращение к Богу в благодарении, обращение к Богу как славословие Бога. И в ней сконцентрировано прошение к Богу. Именно по подобию этой молитвы, которая была произнесена самим Богом, как угодная Ему для начала диалога с человеком, были составлены святоотеческие молитвы. Они помещены в молитвословах, в канонах, включены в православное богослужение.

Как мы страстные люди общаемся друг с другом? В наших беседах отражаются наши страсти, много лишнего и наносного. Порой до сути собеседнику сложно добраться. А святоотеческие молитвы Церкви – это как раз диалог с Богом святых, позволим себе сказать, олимпийских рекордсменов в духовной жизни, которые постарались избавить свой разум и сердце от страстей, шли по этому пути и слагали свои собственные обращения к Богу. И это действительно был диалог.

Представим себе: родился младенец, параллель – родился христианин. Младенец первое время возрастает и слушает, как общаются его родители. Он слушает и впитывает, затем он произносит первые слова. И мама с папой не говорят своему младенцу: говори, как хочешь. Нет, порой, мы обращаемся к логопеду, читаем ребенку классическую литературу и детские стихи, чтобы развивать его речь для будущего диалога с обществом. Так и в молитве. Мы научаемся от святых, от нашей матери Церкви убирать все лишнее в своих обращениях к Богу. Убирать наше попрошайничество, убирать то, что не имеет никакого отношения к вечности. Убирать страхи, которыми бываем обуреваемы, страхи перед завтрашним днем.

И Церковь, и святые отцы, такие как Василий Великий, Иоанн Златоуст, Макарий Египетский и другие возносят наш разум в своих молитвах к Царствию Небесному. Как сказано в Евангелии – Слове Божием: Ищите, прежде всего, Царствия Небесного, остальное приложится к вам. Отец наш Небесный знает, что нам необходимо каждый день.

Когда пройдем период научения молитвам Церкви, когда натренируем свои духовные силы в тех молитвах к Богу, с которыми обращались святые, а не мы, простые люди, тогда мы действительно можем обратиться ко Господу и со своим словами, имея навык, полученный с помощью добрых тренеров – святых. Навык удерживать свой разум и сердце и выстраивать язык в соответствии с умом, сердцем и нашим внутренним состоянием, которое и будет выражаться в нашем личном диалоге с нашим Творцом. И вот тогда мы обязательно услышим отклик Бога. Потому что и наша молитва, наш собственный диалог, наша просьба, наше славословие и наше благодарение к Богу будут в согласии с тем идеалом, который дал нам Христос в молитве «Отче наш».

Протоиерей Павел Мурзич, благочинный

Дубненско-Талдомского церковного округа

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.