СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Творцы живописной истории ратминского храма Печать
24.02.2022 00:00

Мы встретились с иконописцами, расписывающими с сентября прошлого года храм Похвалы Пресвятой Богородицы в Ратмино (г. Дубна), и узнали, что сделано и каково быть богомазом.

Напомним, расписывают потолок и стены храма (кроме алтаря, уже украшенного фресками) иконописцы из Сергиева Посада, из мастерской Александра Ачкасова, привлечены и дубненские иконописцы. За основу взята цветовая гамма фресок известного иконописца Дионисия в монастыре в Ферапонтово, легкая роспись в древне-русском стиле 15-16 веков.

 

Вместе с руководителем группы Александром Ачкасовым поднимаемся на леса к фресками «Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Сретение», а в куполе – «Сошествие Святого Духа на апостолов». Александр Ачкасов перечисляет, какие композиции почти завершены, кто их выполняет, делится планами – четверик центральной части завершить к Пасхе и леса разобрать, а все работы по росписи закончить к Успению. «У нас сработавшийся коллектив, трудится в определенном ключе. Нашим ребятам не надо объяснять, что делать и как, а просто достаточно показать эскиз». Он уверен в своей команде и дорожит каждым художником. В команду входят Александр Эллинский (автор проекта), Александр Гусаковский, Андрей Костяев, Дмитрий Макрушин, Илья Терентьев, Анна Сурова, Анна Пьянкова, Елена Соловьева, Маргарита Тютюнник, Светлана Ачкасова.

На потолке южного придела в честь святителя Николая – композиция Похвалы Пресвятой Богородицы, можно сказать, главная для ратминского храма. Она еще только создается, но уже утопает в цветах, напоминающих одновременно и лилии, и колокольчики. «С Богородицей естественно ассоциируются цветы. А колокольчик, наверное, еще воспринимается как символ пения», – поясняет иконописец АНДРЕЙ КОСТЯКОВ, пишущий на потолке цикл из акафиста Пресвятой Богородицы.

Росписью Андрей Костяков занимается с 2009 года. Закончил в 2008 году школу при академии в Троице-Сергиевой лавре. Работал во Франции, в Германии, в Молдавии. В Германии расписывал в Гамбурге православный собор, в России – храмы от Архангельска до Сахалина. «У меня отец художник. Он одно время работал с отцом Зиноном, монахом Псково-Печерского монастыря. Отец Зинон (Теодор) – самый известный иконописец. Мой отец помогал ему на росписях на Успенском соборе в Троице-Сергиевой лавре. Мне с детства все это нравилось, и лишь лет в двадцать я понял, что мог бы еще кем-то стать, а не художником. Художником быть интересно, а когда интересно, все трудности преодолеваются. Но сложностей много. Ты постоянно в разъездах. Бывает холодный храм, вообще холодных храмов большинство, а здесь (в храме Похвалы Пресвятой Богородицы) прекрасно.

Когда из года в год работаешь, какие-то сложности уже просто не замечаешь. Например, работа с технологией красок. Если ты неправильно консистенцию навел, тебе, скорее всего, придется все перекрашивать. Должна быть фактура». Андрей подводит нас к рисунку, объясняет: «Видите, например, здесь специально неровно покрашено. Если бы мы все закатали, было бы глухо, неинтересно. Для глаза нужна фактура. Когда все идеально, глазу скучно. Такая «вибрация» нужна. У нас есть костяк, мы как-то посчитали, на двадцати объектах принимали участие в росписи. Очень талантливый Илья Терентьев. Он может, например, минуя рисунок, сразу цветом рисовать».

К разговору подключился ИЛЬЯ ТЕРЕНТЬЕВ. Илья расписывает композицию «Успение». На вопрос: «Вы видите все заранее?» он ответил: «Я просто не боюсь работать». И с улыбкой добавил: «Я бы сказал, это всё из-за недостатка самоорганизации. Где люди рисунок делают, я так не могу. Мне проще «пятнами» думать. У меня такой подход, такой образ мышления. На стене я работаю с 2007 года. Обучался в иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной академии. Композицию «Успение» расписывал три недели. Она еще не готова, даже, можно сказать, не начата. Видите, сколько белых пятен?»

Если создаваемые фрески на потолке и стенах открыты взору человека, стоящему внизу, лишь фрагментами, то роспись в арках отдельных окон предстает в полной красе. Одна из их авторов – АННА ПЬЯНКОВА, орнаменталист, студентка четвертого курса Московской иконописной школы в Сергиевом Посаде. А до этого закончила в Санкт-Петербурге Государственную художественно-промышленную академию имени барона Штиглица (Мухинское училище). В группу Александра Ачкасова Анна попала, когда училась на втором курсе иконописной школы, с той поры, как говорит, «и пошло дело».

Приходите на богослужения, чтобы вместе со всеми помолиться Богу среди досок, пахнущих смолой, увидеть своими глазами, как вершится живописная история ратминской церкви, и помочь пожертвованиями на роспись храма.

Светлана Козлова

Фото Ольги Лабутиной

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.