СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Киномузыка и «Великий немой» Печать
06.04.2011 12:02

«Немое кино» – общепринятое обозначение кинематографа в первые десятилетия его развития, когда производители фильмов еще не освоили технику синхронной записи звука. Созданные в конце XIX века фильмы поначалу демонстрировались под аккомпанемент фортепиано.

 

Однако уже с 1900-х годов их сопровождение стало обогащаться  декламацией с привлечением дикторов, а также подходящих грамзаписей.

 

В течение первого двадцатилетия распространения кино формируются его основные жанры: мелодрама, приключенческий фильм, комедия и постановочный боевик. Цель сопровождающей их музыки – подчеркнуть настроение того или иного эпизода.

Так как немой фильм был лишен звучащей человеческой речи во всем богатстве ее  интонаций, арсенал его выразительных средств опирался на технику пантомимы, и как результат – единственным способом передачи душевных переживаний героя была мимическая игра актера, показанная крупным планом.

Чарли Чаплин – молчаливый гений

Одним из первых, кто сумел с помощью музыки оживить душу героев, дать кинофильмам полноценную внутреннюю жизнь, наделить их ритмом, глубиной психологического воздействия и пластикой многообразного музыкального движения, был Чарли Чаплин – продюсер, автор сценариев, режиссер, актер, монтажер и композитор собственных фильмов. Соединение в одном лице столь многочисленных профессий не имеет аналогов в истории кинематографа.  Использование Чаплиным приемов музыкальной драматургии для раскрытия идеи фильма стало его художественной инновацией, необычайно актуальной для искусства кино того времени.

Между тем, в эпоху «Великого немого» для музыкального озвучивания фильмов издавались специальные сборники музыкальных произведений, подходящих для иллюстрации той или иной сцены фильма. В результате возникли устойчивые штампы, которые перекочевывали из картины в картину. В отличие от них, музыка Чаплина, написанная к немым фильмам «Малыш» («The Kid»), «Парижанка» («A Woman of Paris»), «Золотая лихорадка» («The Gold Rush»), была по-настоящему оригинальна и незабываема. Она не только завоевала широкую популярность у зрителей, она стала продолжением созданного актером кинообраза – его слышимым выражением на экране.

 

Свое пристрастие к музыке Чарли Чаплин отразил в короткометражном фильме «Его музыкальная карьера» («His Musical Career»), снятом на киностудии «Keystone» в 1914 г.  Через два года после выхода названной ленты Чаплин основал собственную «Музыкальную компанию», где  опубликовал еще три своих сочинения: «Всегда есть кто-то, кого не забыть», «О, эта виолончель!», «Патруль мира» («Дозор»). В 1925 г.  выходят в свет две его композиции «Пой, песня» и «С Вами, дорогая, в Бомбее» – эти мелодии были использованы автором позже для звукового варианта фильма «Золотая лихорадка» и записаны с оркестром Эйба Лаймана.

Первый звуковой фильм Чаплина «Огни большого города» – с записанным и синхронно воспроизводимым музыкальным сопровождением вместо закадровой игры тапера – стал вершиной творчества актера и гимном немого кино. История любви безработного бродяги к слепой цветочнице покоряет сердце любого зрителя. Картина заставляет переживать и смеяться.

И хотя многие твердят о том, что время черно-белого молчаливого кинематографа безвозвратно ушло, что используемые в нем художественные приемы давно уже устарели и не имеют права «на жизнь», на нас и сегодня с экрана, пусть редко, но все же смотрят большие грустные глаза Маленького Бродяги.

«Чаплин создал свой мир – частично смешной и даже нелепый, но в большинстве своем загадочный и непостижимый, далекий от реальной жизни, захватывающий и завораживающий мир немого кино. Было бы странным пройти мимо и хотя бы одним глазком не взглянуть на него» (А. Колонистова).

При создании киномузыки Ч. Чаплин, как правило, прибегал к важнейшим способам музыкальной драматургии: иллюстративному и экспрессивному –  именно так автор решал проблему объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, видимости и сущности. Звуковые картины – «Огни большого города» (1931), «Новые времена» (1936), «Великий диктатор» (1940), «Месье Верду»  (1947), «Огни рампы» (1952), «Король в Нью-Йорке» (1957), «Графиня из Гонконга» (1967) также вышли с музыкой Чаплина. В них великий актер и режиссер раскрывается и как талантливейший композитор. За музыку к фильму  «Огни рампы» Чаплин был удостоен «Оскара» (получил в 1972 г.).

«Броненосец «ПОТЕМКИН» и Эдмунд Майзель

Среди российских кинолент начала 20-х годов мировое признание выпало на долю немого художественного фильма «Броненосец «Потемкин», снятого режиссером Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году. Неоднократно в разные годы по итогам опросов критиков, кинорежиссеров и публики он признавался одним из лучших фильмов всех времен и народов.

 

У фильма «Броненосец «Потемкин» было несколько музыкальных сопровождений. Наиболее удачные из них – музыка Эдмунда Майзеля и Дмитрия Шостаковича. По воспоминаниям главного редактора «Киноведческих записок» Александра Степановича Трошина, композитор Эдмунд Майзель, который первым сочинил музыку для «Броненосца «Потемкина», тесно общался и советовался с Эйзенштейном во время свой работы над этим произведением. Причем сам Эйзенштейн очень любил и считал почти идеальным музыкальное сопровождение Майзеля. Однако это была не музыка в привычном смысле слова: в звуковом сопровождении Майзель, кроме собственно музыкальных инструментов, использовал самые разнообразные шумовые эффекты – это создавало дополнительное эмоциональное воздействие на зрителей.

По прошествии нескольких лет А. С. Трошин вспоминает: «Когда я смотрел фильм Эйзенштейна с этой музыкой, то зачастую возникало ощущение животного страха, например, на Потемкинской лестнице. Это так написано и так сделано, что тебя просто охватывает ужас, и ты не знаешь, куда деться».

Музыкальное сопровождение Майзеля, к сожалению, полностью не сохранилось. Однако в 2005 году юбилейный показ в Берлине фильма «Броненосец «Потемкин» с музыкой Майзеля стал мировой сенсацией и произвел фурор в кинематографическом мире. И тогда немецкая компания Transit Classics провела реставрацию полной версии фильма в сопровождении музыки Майзеля, которую пришлось дополнить, чтобы озвучить доселе вырезанные цензурой кадры. Эта версия вышла в 2007 году на реставрированном издании DVD в Германии, Франции и США.

Шостакович как иллюстратор кино

Между тем самое знаменитое музыкальное сопровождение фильма связано с именем Дмитрия Шостаковича. Когда в 1976 году фильм Эйзенштейна был перенесен на более совершенную пленку, в качестве музыки к нему были использованы симфонии  Шостаковича: № 5, № 8, № 10 и «1905 год». Они так гармонично подошли к изображению, что многие части музыки и фильма совпали практически один к одному.

К слову, именно Шостакович был настоящим мастером озвучивания немых фильмов – иллюстратором кино. Замечательным примером тому является фильм 1929 года «Новый Вавилон». Это чисто немое кино, во время демонстрации которого оркестр сидит вместе со зрителями и абсолютно идентично, то есть кадр в кадр, играет всю музыку от начала до конца. Этот процесс потребовал и от композитора, и от дирижера поразительного по точности расчета. (Кстати, такая синхронность была неотъемлемым качеством киномузыки того времени, более того, она была показателем искусства и мастерства.)

В заключение хочется отметить, что в последние годы интерес к музыке немого кино начал возрождаться: некоторые звукозаписывающие фирмы стали распространять аудиозаписи лучших треков музыки ретро в исполнении профессиональных пианистов на инструменте Honky Tonk (ретро-пианино, со специфическим расстроенным звуком), для оформления видео и фильмов в стиле «немого кино». Они записаны в стерео на живом пианино с присутствием акустического эха студийной комнаты. Им свойственно реалистичное, натуральное звучание и истинная атмосфера начала прошлого века, они подходят для оформления кинокадров любого характера.

Материал подготовила Наталия Белага

Читайте ещё:

Связь музыки с другими видами искусства

Образ зимы в инструментальной музыке

Балет или цирк? А может, их симбиоз?

Саламандра

Комическое в киномузыке

Король инструментов

Музыка игрового кино

Опера в кино

Что вы знаете о докторе Фаусте?

Орфей

Нет повести печальнее на свете…

Прометей

Дон-Жуан – имя нарицательное

Поцелуй Саломеи

Пейзаж в инструментальной музыке

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.