СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Комическое в киномузыке Печать
07.07.2011 11:05

Показ любого фильма начинается с музыки, когда на экране еще нет ни единого героя, и совершенно не ясен ни сюжет, ни логика событий. В этой ситуации только музыка помогает зрителю сориентироваться и понять, что он будет смотреть – триллер, комедию или мелодраму.

 

Музыкальные концепции фильмов всегда связаны как с режиссерским замыслом, так и с их жанрово-стилистическими особенностями. Между тем многочисленные жанры, на которые разделилось кино, отличаются друг от друга не только различной фабулой, разнообразием показываемых предметов и способом их показа. Они также отличаются  тем, как в них функционирует музыка, в частности, это относится и к проявлению комического.

 

Так, в мультипликационных фильмах преобладает синхронная иллюстрация деталей, в кинокомедиях же на первый план выдвигается музыка в своей естественной роли.

Музыка в мультипликационных фильмах

Преувеличенная синхронность музыки со зрительным изображением, чаще всего встречающаяся в мультипликационных фильмах, создает специфический музыкально-кинематографический комизм. Ведь только в них в строго параллельных движениях зрительных элементов и музыки с неба падают снежинки и бегают животные. Все это настолько противоречит формам существования как живых существ, так и неодушевленных предметов, что кажется невероятным отклонением от нормы.

Однако необходимо подчеркнуть – в мультфильмах всевозможные предметы из разнообразных подручных материалов, а также удивительные животные, являющиеся чудом компьютерной графики, одержимы абсолютно человеческими эмоциями. И хотя фабула подобных фильмов строится исключительно на «человеческих» связях между ними, они, как правило, происходят в атмосфере преобразованного звукового материала. В этом иллюзорном мире разыгрываются подлинные человеческие конфликты – борьба за власть, за богатство, за любовь. Ревность и ненависть, хулиганство и авантюры – все это происходит в такт музыки, в идеальной согласованности с причудливыми ритмами и звуками, которые в этом искусственном мире кажутся вполне естественными. Здесь функции музыки ограничиваются приспособлением ее к движениям в кадре и отчасти к характеристике персонажей с помощью тембровых красок.

Одним из первых, кто сделал из изображения и музыки блистательный симбиоз, был гениальный американский мультипликатор Уолт Дисней (1901-1966 гг.). Награжденный 29 премиями «Оскар», он впервые продемонстрировал единение музыки и шумов с рисованным визуальным рядом в фильме 1926 года, созданном на музыку К. Сен-Санса «Танец скелетов» и положившем начало серии «Забавных симфоний». С этого момента фильмы Диснея стали завоевывать мировой кинорынок и оказывать эстетическое влияние на развитие мультипликационного кино во многих странах.

В фильмах Диснея очень часто мы встречаем сознательное расчленение движений его персонажей (мышонок Микки Маус, утенок Дональд Дак, пес Плуто) соответственно разделению музыки на такты. По этому поводу многие исследователи киноискусства утверждали: «поразительный порядок во временном воплощении маленьких отрезков заставляет предполагать, что те же принципы переносятся на более крупные единицы временного течения». Здесь хочется напомнить об одном из мультипликационных фильмов Диснея, где зрительный ряд сознательно построен по музыкальным принципам – это «Концерт джаза», созданный по увертюре Россини «Вильгельм Телль». В фильме музыка полностью распоряжается слоем рисованных кадров. Об этой ленте знатоки творчества великого мультипликатора писали: «Фазы движений играющих музыкантов-мышей идеально приспособлены к каждой музыкальной фазе, акценты – к акцентам, движения в кадре – к направляющему движению мелодии. Вихрь уносит с собой музыкантов, ноты, концертную эстраду, дирижирующую мышь; все кружится в такт музыке. Достигнув высшей точки, музыка застывает на миг, а потом, по мере падения динамики и темпа, все фигурки и предметы опускаются на свои места; литаврист занимает свое место точно в тот момент, когда в музыке раздается удар литавр. Здесь синхронность музыки и изображения идеальна; богатая выдумка в воплощении зрительного фактора родилась непосредственно из характера музыки». Хорошо известно также и то, что Дисней, работая над этим фильмом, пересчитывал число «кадриков» и число рисунков в секунду в соответствии с мельчайшими музыкальными построениями и точно приноравливал число рисунков к ритмической длительности каждого такта музыки. Так он достиг идеального согласования акцентов в зрительном и звуковом потоке.

Комическое в игровом кино

Тот же вид комизма зачастую действует и в игровых фильмах. Пример комических эффектов, происходящих от специфического взаимодействия музыки и изображения, можно обнаружить в очень многих лентах: в них ритм музыки навязывает свои законы не только движениям человеческих фигур в кадре, но и ритму монтажа. Изредка именно  этим способом достигается комизм во многих фильмах Чаплина, к примеру, в «Великом диктаторе» главный герой бреет диктатора в ритме венгерского танца Брамса.

Между тем, своего апогея этот прием достиг в советском фильме «Веселые ребята» – первой музыкальной кинокомедии, снятой режиссером Григорием Александровым и композитором Исааком Дунаевским в 1934 году в СССР. (Картина имела большой успех, как у нас, так и за рубежом, где демонстрировалась под названием «Москва смеется» (англ. Moscow Laughs). На II Международном кинофестивале в Венеции (1934) этот фильм получил премию за режиссуру и музыку и был включен в шестерку лучших в мире кинолент).

Одним из самых блистательных фрагментов этого фильма, пронизанных  искрометным юмором, признана сцена, когда трепещущий от страха пастух неожиданно оказывается перед дирижерским пультом: он слышит музыку и начинает бегать вверх и вниз по лестнице, всегда в направлении, противоположном направлению мелодической линии, но зато в идеальной согласованности с ее ритмом. В это же время его одергивание пришедшего в беспорядок костюма, попытка обрести равновесие и тому подобные движения, понятые оркестрантами как жесты дирижера, сообщают исполняемой в этот момент оркестром рапсодии Листа совершенно нелепый с точки зрения музыки характер.  Здесь комический эффект достигается переносом импульсивного и достаточно нелепого характера человеческих движений на ритмически стройную, четко заданную структуру популярной музыкальной пьесы.

В той же плоскости лежит трюк Чаплина в фильме «Новые времена», где герой, проглотивший свисток, потом, при кашле или глотании, издает резкий свист.

Разновидностью комизма этого же типа является мнимое оживление предметов с помощью некой несуществующей в жизни музыкальной активности. Обратимся же вновь к фильму Г. Александрова – И. Дунаевского «Веселые ребята».

Так, совершенно ясно, что на железных палках или планках от забора играть невозможно, сколько их ни колоти, но когда по ним ударяет идущий мимо пастух, они, словно клавиши гигантского ксилофона, «разыгрывают» целую мелодию. В этом же ключе трактуются и бревна мостика, по которым он прыгает – они тоже «отвечают» музыкально осмысленным мотивом!

Здесь мы имеем дело с явно надуманными эффектами, однако в данной кинематографической ситуации они, воздействуя на нас своей откровенной несусветностью, вызывают улыбку.

Подобные комические звуковые эффекты возникают и тогда, когда акустические свойства определенных предметов выступают в совершенно нетипичных для них ситуациях. Так происходит и в вышеназванном фильме, когда во время драки между музыкантами оркестра скрипки и альты служат оружием. Ударяясь друг о друга или о головы дерущихся, в зависимости от строя струн, они создают вполне удобоваримую музыку... Ну а пальцы падающего арфиста, когда, хватаясь за струны арфы, они воспроизводят целую гамму?!

В любом случае, в этом фильме зритель слышит совершенно нормальные звуковые сочетания, которые возникают в крайне неестественной ситуации. Этот прием имеет в среде режиссеров многочисленных поклонников, так как использование подобных акустических эффектов – классический способ, посредством которого можно значительно усилить комизм разыгранных сцен.

Материал подготовила Наталия Белага

 

Читайте ещё:

Балет или цирк? А может, их симбиоз?

Саламандра

Король инструментов

Музыка игрового кино

Опера в кино

Киномузыка и «Великий немой»

Что вы знаете о докторе Фаусте?

Орфей

Нет повести печальнее на свете…

Прометей

Дон-Жуан – имя нарицательное

Поцелуй Саломеи

Пейзаж в инструментальной музыке

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.