СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Король инструментов Печать
24.06.2011 10:21

Орган – древний клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый большой и сложный из всех ныне существующих. Предполагается, что его отдаленными предшественниками были волынка и флейта Пана (набор тростниковых дудочек различной величины).

 

Само название «орган» происходит от латинского слова organum, так в древности называли все музыкальные инструменты (по-гречески organon – орудие, инструмент). В этом смысле показательно, что остатки старейшего органоподобного инструмента были найдены при раскопках Аквинкума (вблизи Будапешта) – они датированы 228 г. н. э.

 

Орган, имеющий многовековую историю, всегда был инструментом, который мог отразить самые возвышенные чаяния человечества, именно поэтому корни исполнительства на нем уходят в старинную церковную музыку. Между тем, начиная с XVIII века, композиторы включают орган в оратории, а с XIX века и в оперу – как правило там, где это связано со сценической ситуацией: Чайковский, например, воспользовался органом в опере «Орлеанская дева» в сцене торжественной коронации Карла VII. Мы слышим орган и в одной из сцен оперы Гуно «Фауст» (сцена в соборе). Римский-Корсаков в опере «Садко» поручил органу аккомпанировать песне Старчища-могуч-богатыря, который прерывает пляску Морского царя, а Верди в опере «Отелло» при помощи органа имитирует шум морской бури. Иногда орган включается и в партитуру симфонических произведений. С его участием исполняются Третья симфония Сен-Санса, Поэма экстаза и «Прометей» Скрябина; в симфонии «Манфред» Чайковского тоже звучит орган, хотя композитор и не предусмотрел этого – он написал партию фисгармонии, которую там часто заменяет орган.

За последние годы интерес к органной музыке в мире значительно возрос. В первую очередь это связано с установкой новых органов в различных концертных залах – они создали возможность приобщения широкого круга не только любителей музыки, но и учащихся, к сочинениям, написанным для этого инструмента на протяжении четырехсот лет. В список городов, где за последние годы появилась подобная возможность, входит и Дубна: в марте 2004 года в концертном зале Хоровой школы мальчиков и юношей был установлен 30-регистровый орган, который изготовлен в г. Тале (Германия) немецким мастером Г. Ю. Фогелем (дизайнер органа – художник Д. Вельке).

Устройство органа

Типы органа достаточно многообразны: от переносных, небольших инструментов до гигантских, имеющих свыше 30 тысяч труб. Основная часть органа: трубы, воздухонагнетательный механизм – мехи и воздухопроводы, аппарат управления – кафедра, где размещается органист и где находятся клавиатуры для рук – мануалы и клавиатура для ног – педаль. От клавиатур к трубам протягивается система передачи, обеспечивающая доступ воздушной струи от воздухонагнетательной системы к звуковоспроизводящим устройствам. Вся это сложная конструкция заключается внутри деревянного корпуса, внешняя архитектурная отделка которого оформляется в зависимости от стиля эпохи.

Историки утверждают, что первым в III или II веке до н. э. появился водяной орган – гидравлос; его изобретение приписывается мастеру Ктесибию из Александрии. Гидравлос был достаточно мощным инструментом. Необходимое давление воздуха, поступавшего в трубы, поддерживалось в нем столбом воды. Гидравлос использовался греками и римлянами на ипподромах, в цирках, а также для сопровождения языческих мистерий, звук у него был необычайно сильным и пронзительным.

В первые века христианства водяной насос был заменен воздушными мехами. Это позволило увеличить размеры труб и их количество в органе. Такие инструменты появились в IV в. в Византии, откуда они и проникли в Западную Европу, стали изготовляться в Чехии, Германии, Италии и Испании.

Уже в середине V в. органы строились в испанских церквах, но, поскольку инструмент по-прежнему звучал очень громко, его использовали только в дни больших праздников. До этого это был преимущественно светский инструмент, и лишь в VII столетии вердиктом Папы римского Виталиана орган допустили в католическую церковь. И сегодня органная музыка в странах Западной Европы звучит в основном не в концертных залах, а в храмах, где находятся лучшие инструменты. Труба Господня («Ancilla Domini»), Господня Дева («des Herrn Magd») – подобные определения говорят о роли органа в католическом богослужении.

Орган – инструмент с «постоянным местом жительства»: чаще всего он строится для конкретного помещения. Мы знаем, что у скрипки и виолончели корпус является резонатором, усиливающим и облагораживающим звучание струн. У органа эту функцию выполняет пространство, в котором он находится и с которым составляет единое звуковое целое.

В X-XI вв. орган усовершенствуется за счет увеличения числа труб. Однако происходило это за счет изменения величины клавиш. Они стали столь большими, что на них невозможно было играть пальцами, да и приходилось давить с силою. В результате органистам того времени приходилось ударять по клавише кулаком или локтем.

Но со временем на смену неуклюжим большим «пластинам» пришли клавиши, играть на которых стало гораздо легче. Диапазон инструмента стал шире, а регистры – разнообразнее, помимо этого вместо медных труб ввели оловянные. А в XIV веке появились первые сведения о применении ножной басовой клавиатуры – педали, что позволило органистам извлекать звуки самого низкого регистра. Соответственно и звучание органа в целом стало более насыщенным и разнообразным.

Эпоха Барокко стала настоящим золотым веком органостроения и органного исполнительства. Органы XVII-XVIII вв. отличались красотой и разнообразием звучания: для них была характерны исключительная тембровая ясность и прозрачность. В тот период во всех католических соборах и больших церквах были построены органы. Их торжественное и мощное звучание как нельзя лучше подходило к архитектуре соборов с уходящими вверх линиями и высокими сводами. Лучшие музыканты мира служили церковными органистами. В тот период много великолепной музыки было написано для этого инструмента разными композиторами, в том числе Бахом.

Между тем XIX век с его романтическим стремлением к мощному оркестровому звучанию оказал негативное влияние на органостроение и органную музыку. Мастера пытались создать инструменты, являющие собой «оркестр для одного исполнителя». В результате же дело свелось к слабой имитации оркестра. Вместе с тем в период XIX и XX вв. были сделаны существенные технологические усовершенствования в конструкции органа.

При этом важно понимать, что на протяжении столетий органные мастера, создавая новые регистры, стремились запечатлеть в них звучание многих современных им инструментов. Только благодаря этому созданы регистры, на которых воспроизводятся звуки старинных флейт, виолы да гамбо, серпинета, горна, корнета и др. И как результат – по красоте, богатству тембров и по разнообразию динамической шкалы орган не имеет себе равных среди музыкальных инструментов.

Самые уникальные действующие органы

Огромный современный орган может состоять как бы из нескольких органов, причем исполнитель может управлять одновременно всеми – в них воздух нагнетается в трубы с помощью электромотора.

Самым большим органом Франции считается орган Нотр-Дам-де-Пари, первоначально установленный в соборе в 1402 году. За долгую историю существования храма музыкальный инструмент неоднократно ремонтировался и модернизировался. После реставрации и расширения в 1773 году орган собора стал состоять из 46 регистров на 5-ти мануалах. В средине XIX века его еще раз перестроили, увеличив число регистров уже до 86. Благодаря использованию пневматических усилителей увеличилась выразительность акустики инструмента, мощность звучания, появилась возможность ввести дополнительные голоса. Однако трубы из сплава олова, свинца, цинка и меди сохранили от оригинального инструмента. В это же время орган приобрел и новый фасад в стиле Людовика XVI, он украшает инструмент и по сей день.

С 1959 года механика органа стала полностью электрической, в результате чего была получена возможность применять запрограммированные регистровые комбинации. Орган собора стал самым большим по числу регистров (111) в мире. После очередного ремонта в начале 90-х годов прошлого века управление инструментом стало компьютеризированным. Благодаря электронной системе, «запоминающей» процесс звучания, а затем в точности воспроизводящей его уже без участия человека, музыкант может сам прослушать собственное исполнение, уже находясь на мессе.

Среди других крупных европейских органов следует упомянуть инструмент, построенный в 980 году в Уенчестере (Англия), и церковный орган, который находится в соборе святого Стефана в Пассау на юге Баварии. Этот музыкальный инструмент был установлен в XVII веке в соборе, который является одним из самых ярких образцов барочной церковной архитектуры в Европе севернее Альп. В 1928 году этот орган был расширен до своих нынешних размеров – он состоит из 17 тысяч 388 труб и имеет 231 регистр.

Между тем самый старый в мире церковный орган находится в вестфальском городе Зёст-Остённен, он недавно вновь заиграл после многомесячной реставрации. Как сообщает Deutsche Welle, этот орган, построенный в 1430 году, является самым древним из ныне действующих.

В XX веке тенденция к созданию все более крупных органов достигла кульминации в Америке в 1904 году. Тогда для Всемирной ярмарки, проходящей в Сент-Луисе, был построен огромный инструмент под названием Wanamaker Grand Court Organ (на фото), насчитывающий 33 112 трубы. Этот инструмент имеет две кафедры, причем на одной из них – семь клавиатур. После окончания ярмарки орган пролежал в разобранном виде несколько лет, пока его в 1911 г. не купил известный американский коммерсант, общественный и религиозный деятель Джон Уонамейкер, который установил гигантский инструмент в одном из своих новых торговых центров в Филадельфии. Вес органа Wanamaker Grand Court составляет 287 тонн. Играют на нем два раза в день и в праздничные дни дают специальные концерты.


Материал подготовила Наталия Белага

Читайте ещё:

Связь музыки с другими видами искусства

Образ зимы в инструментальной музыке

Балет или цирк? А может, их симбиоз?

Саламандра

Комическое в киномузыке

Музыка игрового кино

Опера в кино

Киномузыка и «Великий немой»

Что вы знаете о докторе Фаусте?

Орфей

Нет повести печальнее на свете…

Прометей

Дон-Жуан – имя нарицательное

Поцелуй Саломеи

Пейзаж в инструментальной музыке

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.