Реорганизация здравоохранения |
06.11.2014 12:40 |
C 1 января 2015 года планируется передача муниципальных учреждений здравоохранения в собственность Московской области. 29 мая 2014 года депутаты Московской областной думы внесли изменения в областной закон о здравоохранении. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, это делается «в целях повышения эффективности системы здравоохранения, качества и доступности медицинской помощи, соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья». Министр здравоохранения Подмосковья Нина Суслонова, представляя депутатам законопроект, отметила, что с его помощью возможно перераспределить ресурсы, то есть материальную базу, кадровые ресурсы, которые сегодня, по ее данным, разнятся на территории муниципальных образований, чтобы обеспечить стандарты и порядки, утвержденные на территории РФ, и пояснила, что в конечном итоге это должно улучшить доступность и качество медпомощи. Что ожидает Дубну в этой ситуации – разъясняет начальник управления здравоохранения администрации города Сергей Рябов.
За двадцать лет, что я возглавляю горздрав, нам пришлось пережить довольно много реорганизаций. Одна из самых значимых – когда дубненское здравоохранение входило в систему обязательного медицинского страхования. Это была едва ли не самая кардинальная перемена. Много было вопросов, много проблем. Но положительные результаты этого перехода мы все видим и давно оценили. Сейчас Дубна вошла в 11е территориальное управление. Оно будет обслуживать Дмитров, Лобню, Долгопрудный, Талдом, Дубну. Это территория радиусом примерно 50 километров с населением около 400 тысяч человек. Перераспределение ресурсов, которое подразумевает реорганизация, не означает, что у одних отнимут, а другим отдадут. Речь идёт о более оперативном направлении ресурсов. Поскольку существуют стандарты и порядок оказания медицинской помощи. Теперь минздрав сможет более оперативно решать вопросы оптимизации, расширения отделений. Возможно, неэффективные отделения будут сокращены. Скорее всего, речь пойдёт о маломощных стационарах, 1015коечных. Но это не будет сокращение в чистом виде. Мелкие учреждения будут объединяться в более крупные, реорганизовываться, перемещаться. У нас точно не отберут ничего. Для этого мы за последние два десятка лет сделали немало. И задача для Дубны состоит совсем в другом – наращивать мощности, а не отдавать. У всех на слуху сейчас трёхуровневая система здравоохранения. В ней нет ничего кардинально нового. Эта система обеспечения каждого жителя Московской области возможностью оперативно получить медицинскую помощь разного уровня сложности. Первый уровень – поликлиника. Это определённый список специалистов. Второй уровень – первичная специализированная медицинская помощь – как уникальные специалисты в поликлинике, так и стационарная помощь. Третий уровень – высокотехнологичная медицинская помощь. Её жители Подмосковья в основном получали в столице, где располагались федеральные институты. Сейчас, в рамках единой системы Московской области, речь идёт о создании межмуниципальных медицинских центров, которые будут осуществлять высокотехнологичную медицинскую помощь. А коли уж они планируются межмуниципальными, то будут доступны для жителей различных муниципальных образований – городов, районов и посёлков. Если раньше, например, в Мытищах создавали центр какойлибо специализированной медицинской помощи, то по программе обязательного медицинского страхования он был доступен только для жителей Мытищ и района. С вступлением в силу нового закона эти барьеры ликвидируются. Поскольку все составляющие системы здравоохранения будут общими для всего Подмосковья, относиться и подчиняться будут Министерству здравоохранения Московской области. То есть дубненским центром смогут пользоваться все, но и дубненцам будут оказывать услуги чужие центры. Они будут распределенными, специализированными. Ведь не имеет смысла в каждом городе организовывать полный набор высокотехнологичной медицинской помощи. Понятно, что какието специализации больше востребованы, какието, меньше. Например, у сердечнососудистой или у ортопедической хирургии больше пациентов. Её есть смысл развивать в Дубне. Так и будет. Но, допустим, создавать у нас ожоговый центр не слишком целесообразно. Поскольку в Дубне и окрестностях не так много населения, медицинские стандарты и порядки не позволят создать подобную службу. Она, разумеется, будет создана в Подмосковье и будет доступна всем жителям Московской области, но расположится не в Дубне. Полномочия муниципалитета в оказании услуг в сфере здравоохранения будут значительно сокращены. Но это не значит, что у него не останется задач. К полномочиям органов местного самоуправления отнесено создание условий для оказания медицинской помощи. Это означает, что муниципалитеты оказывают содействие в размещении медицинских организаций, обеспечивают медицинские организации, находящиеся на территории муниципального образования, коммунальными услугами, обеспечивают транспортную доступность медицинских организаций и организацию благоустройства прилегающей к ним территории, обеспечивают медработников, находящихся на территории муниципального образования, жилыми помещениями, устанавливают для них меры социальной поддержки и так далее. Московская область приступила к реформированию одной из последних, на 4 года позже других субъектов федерации. Правительство, на мой взгляд, достаточно разумно разделило всё, забрав себе чистое оказание медицинской помощи, но оставило муниципалитетам создание условий в плане общественного здоровья. Всё, что касается программ по сокращению числа факторов риска на каждой территории, стало задачей муниципалитета. Я говорю о курении, употреблении алкоголя, недостаточной физической активности. Всё это входит в наши подпрограммы, которые нам предстоит реализовывать. В основном это пропагандистская работа, межсекторальная. У муниципалитета для неё достаточно сил и средств. Есть управления и отделы торговли, культуры, физкультуры. Люди, которые работают в этих подразделениях, смогут сделать много для того, чтобы те, кто употребляет алкоголь, психоактивные средства, курит, пересмотрел свою жизненную позицию. Это приведёт к увеличению ожидаемой продолжительности жизни, а в конечном итоге – к повышению качества и улучшению здоровья населения. Общественное здоровье – практически самый важный пункт из списка задач системы здравоохранения. Без профилактики бессмысленны все решения. Если ею не заниматься, то лечебных центров специализированных, высокотехнологичных – будет постоянно не хватать. Люди будут только болеть и лечиться. Наши, дубненские, медицинские учреждения не будут подчиняться ни дмитровскому, ни какомулибо другому начальнику территориального управления. Поясняю. Территориальные управления являются подразделениями Министерства здравоохранения Московской области. Они созданы так же, как прежние медицинские округа. Их сотрудники работают в штате министерства, но находятся на территориях. Это не принцип «удельных княжеств», когда «своя рука – владыка», а реализация программ министерства здравоохранения, с которым у учреждений здравоохранения будет прямая связь. Сейчас нет необходимости ездить за согласованием и подписью по каждому случаю. Мы достаточно компьютеризированы и продвинуты в этом плане. В последнее время наши совещания чаще всего проводятся по видеоселектору. Кроме того, все лечебные учреждения со следующего года будут работать в рамках системы обязательного медицинского страхования. Они будут взаимодействовать с Фондом ОМС. Никаких кардинальных изменений в этом плане не намечается. Клиники просто будут, я бы сказал, приближены к министерству здравоохранения. Управления здравоохранения, которые раньше существовали в каждом муниципалитете и служили передаточным звеном, теперь фактически ликвидируются, поскольку в них больше нет необходимости, и Дубне в том числе. Но это не означает, что при администрации нашего города не останется специалистов по здравоохранению. Центром нашего 11го управления выбран Дмитров именно по географическому признаку. Он находится в центре территории. Мы – на окраине, поэтому назначена не Дубна. Хотя наш уровень оснащения и оказания медицинской помощи не ниже дмитровского и заслуженно вызывает чувство гордости. Но с точки зрения географии Дмитров оптимальный выбор. До момента реорганизации осталось менее двух месяцев. Мы вступаем в переходный период. С первого января мало что изменится, кроме организационноправовой формы лечебных учреждений. Сокращений не будет. Они просто переходят на другой уровень, начинают формироваться новые отношения. Переход будет продолжаться, я думаю, не менее двух лет, потому что за этим последует реорганизация, поскольку нужно всё оценить, провести инвентаризацию и определить, каковы должны быть дальнейшие шаги в нужном направлении – что объединять, что перемещать, что развивать и так далее. В этих переменах я вижу очень много плюсов конкретно для Дубны. Но для того, чтобы они реализовались из теоретических плюсов в практику, нужно много работать. У нас очень хорошая стартовая площадка – обеспеченность квалифицированными кадрами, новое высокотехнологичное оборудование, выработаны технологии. Для Дубны самое актуальное – окончание строительства хирургического корпуса на 190 коек. Когда оно будет закончено, город получит существенный плюс. Там можно будет развивать направления высокотехнологичной медицинской помощи. В частности, сердечнососудистую хирургию. Это установка стендов, проведение коронарографии. И ортопедическую хирургию – замену суставов. Дальше можем продвигать и без того достаточно развитые в нашей клинике лапороскопические методы. Не только расширять перечень диагнозов, по которым проводятся операции, но и географию пациентов. Привлекать их из Дмитровского и Талдомского районов. Кроме того, мы находимся на границе с Тверской областью. А там, в Кимрском и Конаковском районах, здравоохранение не на слишком высоком уровне развития. Их жителям получать лечение в Дубне удобно, а нам выгодно, поскольку оплата лечения будет проводиться за счёт Фонда обязательного медицинского страхования Тверской области. То есть Подмосковье не будет терять деньги, а наоборот, рассчитываем приобретать их. Получим дополнительный доход для лечебного учреждения и новый стимул для роста и совершенствования. Работы много. И нужно не бояться её, а рассмотреть ситуацию со всех сторон и сделать выводы, определить направления предстоящих шагов. Мы много можем сделать для того, чтобы Дубна в плане здравоохранения «приросла». Если сравнивать с другими регионами и муниципальными образованиями, то у нас есть для этого очень серьёзные основания и хорошие шансы. Вспомните, когдато мы мечтали, что в клинике Дубны появится и начнёт работать томограф. Тогда это казалось несбыточным. Сейчас он у нас есть, и не один. Теперь, полагаю, нам всем стоит подумать о развитии в нашем наукограде медицинского туризма. Есть Волга, по ней ходят теплоходы. И если смотреть вниз по течению, то до самого Ярославля в большинстве населённых пунктов система здравоохранения развита намного хуже, чем у нас. А в нашей клинике, если раньше больного после операции выписывали на 1012 день, то сейчас на второйтретий день пациенты уже отправляются домой. Кроме того, часть операций проводится амбулаторно. Пусть приезжают. Подлечим и денег заработаем. Как видите, медицинский туризм для нас вполне достижим. Есть перспектива и потенциальная возможность. Чтобы её реализовать, нужно подумать и не пугаться, а мечтать и работать над исполнением своей мечты. Подготовила Ольга Панина |