СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Психологические аспекты наркотической зависимости у детей и подростков Печать
10.07.2014 13:33

Наркомания катастрофически молодеет. Сегодня 10-летние наркоманы уже не являются редкими гостями в наркологических центрах.

Когда мы видим ребенка из социально неблагополучной  семьи, находящейся  в сетях алкогольной или наркотической зависимости,  это не вызывает удивления, мол, «на осинке не родятся  апельсинки». Но реальность современной жизни такова, что процент детей и подростков, пополняющих армию «почетных кавалеров» ПАВ (психоактивные вещества),  из вполне, на первый взгляд, благополучных семей достаточно  высок. И, к сожалению, число таких детей и подростков из года в год  продолжает неуклонно расти. Попробуем задуматься: почему?

Все семьи можно условно разделить на две большие категории с точки зрения формального критерия социальной нормы. Первый категория – так называемые  социально неблагополучные.  Ребёнок растет как сорная трава, с младенчества как губка впитывая всю уродливую причудливость  своего окружения, перенимая патологическую форму поведение родителей. В итоге у него  формируется искаженная, уродливая система ценностей, которую он воспринимает как норму. В итоге  на выходе во взрослую жизнь такой ребёнок  представляет собой копию собственных родителей с той же траекторией жизни.

Вторая  категория – социально  благополучные семьи.  И всегда застывший  в глазах родителей юного наркомана вопрос – почему это случилось с нами? Казалось бы, ребенок купается во внимании, заботе и любви. И вдруг...  Едва оправившись от  шокирующего известия, чаще всего родители занимают в  защитно-оправдательную позицию: «Мой ребенок  не виноват, это окружение плохое, он у меня такой хороший, мягкий, просто попал в дурную компанию, уговорили».

Конечно, так называемая «заражаемость» общим групповым настроением, импульсивность в принятии решения  свойственна  детям и подросткам. Однако при одинаковых условиях нахождения  в обществе одни  попадают в сети зависимости, другие нет. Благодаря чему у одних детей и подростков формируется «иммунитет» ко  многим «заразным болезням» XXI  века, в том числе и к наркотической зависимости,  а у других нет? Где и почему последние не получают ту самую «чудодейственную прививку?

В психологии существует такое понятие, как «социальная ситуация развития». По определению одного из выдающихся  мэтров отечественной  психологии Л.С. Выготского, трактуется она как «единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой... Определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания». Среда обитания  складывается из семьи и социума. Но в первую очередь это семья, атмосфера  в которой  определяется характером детско-родительских отношений, стилем родительского воспитания, семейными  традициями.

Рассмотрим стили родительского воспитания и особенности детско-родительских отношений (ДРО) при них, существующие во внешне социально благополучных семьях, но при которых дети часто не получают той самой «чудодейственной прививки».

Гиперопекающий стиль воспитания

Основной принцип, пронизывающий всю систему детско-родительских отношений:  «Мы с Тамарой ходим парой».

Всегда рассчитывая на то, что папа с мамой вовремя «подстелят соломку»,  дети вырастают  безвольными, не способными ставить цели и добиваться их выполнения, у них наблюдается эгоцентрическая направленность в личностном развитии. Они  плохо адаптируются в среде сверстников, как правило, чтобы «выжить» как личность, становятся привычно зависимыми теперь уже от своего окружения, которое не всегда бывает  благополучным…  Становясь взрослой по паспорту, такая личность продолжает быть всё также  выученно беспомощной.  Нередко родители уже взрослого наркомана, приходя на прием и приводя в буквальном смысле за руку великовозрастное   дитя,  говорят «Мы колемся уже 2 года»...

Как отмечали многие  специалисты, исследовавшие особенности человеческого поведения в разных культурах (в частности, родительства),  именно в России трогательное отношение к детям является отличительной чертой нашей этнической общности. Но порой эта трогательность перерастает в аномалию родительской любви...

Авторитарный стиль воспитания

Основной принцип, пронизывающий эту систему детско-родительских отношений: «Делай как я сказал». При таком стиле родительского воспитания у маленького человека часто подавляются жизненно важные именно для него потребности, желания, не формируется чувство собственного достоинства. У таких детей наблюдается  высокий уровень тревоги из-за страха не соответствовать родительским установкам и ожиданиям, отсюда  постоянные негативные эмоции, депрессии. При этом дисциплинарная практика в таких семьях, как правило, чрезмерно сурова.  Всё это приводит к глубокому внутреннему конфликту ребёнка или подростка и, в конечном итоге, «невыпущенный пар» приводит к взрыву, протесту, открытому бунту. Желая воспитать свое чадо исключительно правильным,  родители получают совершенно противоположный  результат.

Попустительский
стиль  воспитания

Основной принцип: «Гуляй пока молодой». При таком стиле воспитания создаётся иллюзорная видимость, что  ребёнок растёт самостоятельным, раскованным, с высокой степенью личностной «свободы». На деле же в такой родительской позиции  замаскированы по сути равнодушие и отчуждённость к собственному ребёнку. Подрастая, «свободная» личность начинает платить монетой душевной холодности, безответственности, безучастности по отношению ко всем и вся, включая и близких людей. А общество получает еще одну личность без каких-либо морально-нравственных запретов и тормозов.

Эклектичный стиль воспитания

Это соединение разнородных стилей воспитания, зачастую взаимоисключающих.

Основной принцип подобного стиля родительства – «Стой там, иди сюда». Не имея четкости понятий мировосприятия, такие дети вырастают с аморфной системой ориентиров в жизни, слабо понимая, «что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Не только  вышеперечисленные особенности «среды обитания» подростка или ребёнка приводят  к беде. Помимо них, можно назвать ещё ряд условий и проблем, уводящих детей в мир наркотического калейдоскопа,  но именно характер отношений «ребёнок – родитель», а точнее, их гармоничное равновесие или отсутствие такового, и  являются  самыми  важными, ибо они предопределяют всю траекторию жизни ребёнка.

Любая крайность   вредна. Если ваш сын или дочь вплотную  столкнулись с проблемой употребления наркотиков, не торопитесь ругать-обвинять или оправдывать-защищать. Просто задумайтесь, где та «аномальная зона» в семье, в которую попал  ваш ребёнок....

В нашем отделении работают специалисты: врачи-наркологи, психотерапевт, психолог, которые могут помочь человеку и его семье,  попавшим   в сложную жизненную ситуацию. Если  вы или ваши близкие попали в беду, обращайтесь в Наркологическое диспансерное отделение по  адресу: г. Дубна, ул. Энтузиастов,
11/5, тел. 212-11-89 (кабинет социально-психологической помощи при НДО).

А.С. Бобровникова, медицинский психолог НДО  ГБУЗ  МО ПБ №14

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.