СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Научить говорить «нет» Печать
21.03.2012 10:04

Нынешняя жизнь испытывает каждого на прочность. Как устоять перед соблазнами потребительского мира, перед навязыванием стереотипов, далеких от норм и традиций, выработанных долголетней историей человечества, как не принять зло за добро, а добро за зло?
Эти непростые вопросы мучают сегодня нас, наверное, так же, как мучили тех, кто жил до нас, и продолжат мучить тех, кто будет жить после нас.

Существуют соломинки, которые способны удержать каждого, кто за них схватится. Одна из них – умение говорить: «нет!» Подразумевается под этим, прежде всего, способность человека сказать «нет» всем тем порокам, что выработало человечество за время существования. Способность эта не врожденная, потому полагаться на авось не приходится. Её надо в человеке выпестовать, а результат будет положительным лишь тогда, когда  пестование начинается с пеленок. А с пеленок ребенка воспитывает семья, потому главный ответчик за будущее своего чада именно она. Детсад и школа вносят лишь добавку в копилку воспитания.  Зато «камень», на котором будет «стоять» судьба ребенка, закладывает исключительно семья – так уж устроено в мире.

Не откладывать на потом

Правы те родители, которые отдают ребенка в различные кружки. Как это ни банально, но только так малыша можно приучить не сидеть без дела, только таким способом можно узнать, к чему у него склонности и что ему по душе. Главное, «не спихнуть» его в кружок или секцию, а вместе с ним «проживать» каждый день его похода туда.  Ведь есть дети, которые будут терпеть скуку, тяготиться навязанным ему увлечением, только бы не огорчать маму с папой. «Проживание» позволяет узнать, насколько комфортно себя чувствует ребенок на занятиях, его ли это дело. Правда, здесь кроется опасность – иногда элементарная лень повинна в том, что малыш отказывается ходить на занятия. Если чувствуете, что родное чадо просто ленится, ни в коем случае не сдавайтесь! А для себя сделайте выводы – если по утрам вы ему на кровать сваливаете вещи и помогаете еще в постели натянуть колготки, лишь бы он не опоздал, убираете, моете за него – ждать можно только одного: вырастет барчук, которому без слуг в жизни не обойтись. Поэтому с ленью надо бороться крайне настойчиво, и начинать нужно с себя, с родителя. Возьмите свою волю в кулак и, даже если очень хочется все сделать за него (потому что делает он из рук вон плохо, ужасно медленно и т.д.), не позволяйте себе этой роскоши, роскошь, как известно, первый враг всего разумного. Пусть ребенок все делает сам, пусть это будет сделано плохо, но нет другого способа научиться, как познать через собственный опыт.

Когда с ленью будет покончено, откроется самое важное – насколько выбранное вами, а не ребенком, занятие ему подходит. Если он после урока рисования не расстается с карандашом и с утра пораньше устремляется к краскам и альбому, возможно, у вас растет будущий художник. Если он дирижирует подручными средствами всякий раз, когда слышит классическую музыку, есть шанс, что он одарен музыкально. Такие «мелочи» нельзя пропускать без внимания. В детстве вообще все важно, там каждый час на счету и на вес золота, на потом ничего откладывать нельзя.

Опыт переживания

Ребенок должен войти во взрослую жизнь с богатым багажом чувств и увлечений. Ни то, ни другое с неба не свалится. Чувства – любовь, сострадание, нежность, сочувствие – произрастают из детства и формируются только из опыта, полученного тогда. Не нужно оберегать ребенка от негативных сторон бытия. Если бабушка заболела, не надо это скрывать от малыша, нужно вместе с ним за ней ухаживать. Если есть причина для слез, не следует их прятать от ребенка. (Еще В.А. Сухомлинский писал: «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, – ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой»). Пугать его, конечно, не стоит, но надо объяснить, почему вы плачете и непременно дать ему надежду: «Мы обязательно найдем выход, и все будет хорошо». Ребенок должен усвоить, что горе, неудача, беда – естественные составляющие жизни, что без переживания «черных полос» её не прожить, но всегда есть выход, нельзя отчаиваться, что все в итоге будет хорошо. Именно с родителями он должен усвоить свой первый опыт переживания несчастья, потери, и т.д. Только так его душа закалится, и он, став взрослым, не станет прятаться от невзгод и неудач «в бутылку», «в наркотики». От этого зла человека крепче брони оберегают также его увлечения.

Не допустить пустоты

Как ни банально звучит, но такой, казалось бы, пустяк, как хобби, способен удержать человека от сползания к зависимости. Зависимостью принято называть, как известно, болезненную привязанность к алкоголю, наркотикам, играм, как компьютерным, так и в игральных автоматах. Избавиться от зависимости практически невозможно. Даже в более богатых и развитых странах, где мощная сеть лечебниц, социальных и психологических служб, занимающихся исключительно спасением больных любого рода зависимостью, побед на этом фронте мало. Что ж говорить про нас, где после разрушения лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП), практически не осталось специализированных служб. К сожалению, нынешние масс-медиа об этом умалчивают. Об этом надо помнить родителям и объяснять ребенку, что курение и употребление спиртного к добру не приводят, что человек очень быстро из свободной личности превращается в зависимое существо, страдающее, несчастное, сеющее вокруг себя горе. Не жалейте времени на такую пропаганду. Но одной пропаганды мало. Нужно, повторимся, наполнить духовный мир ребенка «под завязку». Обязанность родителей научить ребенка любить прекрасное: музыку, книги, картины, природу. Если человек ничем не увлечен, если ничего не любит, и у него нет никакой мечты, если он пуст, то эту пустоту, скорее всего, займет какая-нибудь из разновидностей зависимости. Потому что природа не терпит пустоты.

И еще. Ни в коем случае не пускайте на самотек просмотр телевидения. Сейчас даже мультфильмы вместо того, чтобы сеять, разумное, доброе, вечное, высмеивают, разрушают это разумное, доброе, вечное. Прямо говорите с ребенком о том, что плохо, что хорошо, объясняйте: надо критически относиться к тому, что видишь на экране. Помните: последнее слово остается за родителями, оно всегда перевешивает.

Варвара Плетнева

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.