СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Как реагировать на хамство Печать
09.12.2011 11:29

Хамство способно испортить даже самое радужное настроение, и страховки от него нет. Места дислокации хамов невозможно вычислить. Мы подскажем, как избежать неприятных последствий таких встреч.

Кто же такой хам? Это человек, который пытается унизить и запугать – иногда агрессивно, а иногда и с улыбкой. Если в результате его действий вам стало неприятно и обидно – цель достигнута.

ПРИЧИНЫ ХАМСТВА

Отчаяние

Нахамить могут просто со зла, от отчаяния: уставшая продавщица, раздосадованный клиент, доведённый до отчаяния коллега. Обычно эти люди после внезапной вспышки собственного хамства чувствуют себя виноватыми, даже извиняются. Но если на их хамство им ответили хамством, они немедленно избавляются от чувства вины, как бы получая индульгенцию: я хамлю, мне хамят, значит, так можно себя вести.

Самоутверждение

Некоторые хамят для того, чтобы самоутвердиться: унижая другого, они возвышаются сами. Такого рода хамы встречаются среди тех, кто обладает пусть даже самой ничтожной властью.

Потребность быть замеченным другими

Если хамство – характерная для человека черта, то причины, скорее всего, спрятаны в его детстве. Маленькому ребенку важно, чтобы родители обращали на него внимание, любили его. Если нельзя добиться любви, можно добиться ненависти, главное – не равнодушия. Вырастая, человек продолжает использовать этот способ привлечения внимания к себе как основной, потому что нежные чувства к себе он принимать не привык. Обычно такие люди очень одиноки, и своим поведением они лишают себя шанса получить любовь, которой, в глубине души, так ждут.

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ ХАМСТВА

Не воспринимайте гадости на свой счет.

Дело в том, что, изрыгая ругательства и нелестные эпитеты в ваш адрес, хам описывает не конкретно вас, а вообще мир – как он его видит: вся молодежь там невоспитанная, все женщины глупы, все мужчины уроды, и только сам хамящий – достойный всяческих похвал субъект. Такому человеку можно только посочувствовать: нелегко жить в подобном мире. Но никакого отношения конкретно к вам это не имеет: каждый видит то, что хочет видеть.

Не забывайте о своих правах.

Если вам хамят в местах общественных (в магазине, ресторане, почтовом отделении), то надо разбираться не с самими хамами, а с их начальством. Спросите имя, фамилию, координаты вышестоящего лица, запишите всю информацию. Попросите книгу жалоб – ее наличие обязательно во всех торговых и обслуживающих предприятиях. Не помогает? Есть еще общество по защите прав потребителей и юристы.

Задействуйте воображение.

Представьте хама за стеклянной стеной: вы видите, что он что-то говорит, но не слышите ни слова. Вот он превращается в большую рыбку в аквариуме: шевелит губами, размахивает плавниками, смешно вращает глазами, но абсолютно непонятно, для чего он всё это делает.

Наша эмоциональная реакция – это подпитка энергии хама. Увидев, что его заметили, на его слова реагируют, он продолжит свои нападки с удвоенной силой.

Не держите злость в себе, это не пойдет на пользу: выплесните накопившуюся отрицательную энергию – можно побить боксерскую грушу или подушку, пробежаться, рассказать подруге о случае невероятного хамства или, представив обидчика, довысказать ему всё, что не удалось сказать тогда.

Наталья Попова, психотерапевт

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.