СРОЧНО!

Дубна–Минск–Хатынь... PDF Печать E-mail
Автор: Встреча
26.03.2015 11:31

В ходе подготовки к 70-­летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в государственном университете «Дубна» реализуется проект «Моя семья в годы войны». Участники данного проекта, студенты вуза, собирают информацию, документы о своих прадедах, участвовавших в боях против немецко-­фашистских захватчиков в 1941-­1945 годах. После обобщения и уточнения этой информации она будет размещена в виртуальном Музее Славы Университета «Дубна». Для активных участников этого проекта и была организована автобусная экскурсия по маршруту Дубна – Минск – Хатынь – линия Сталина – Несвиж – Брестская крепость – Беловежская пуща – Дубна. В ходе этой поездки вёлся путевой дневник, который подробно рассказывает о впечатлениях студентов.

24 февраля, вторник

В 17:00 выехали от университета, и наше путешествие началось. Профессиональные водители Виктор и Дамир плавно вели комфортабельный автобус, в котором разместилась наша группа из 22 человек.

Путь наш пролегал через Клин и Рузу на Минское шоссе, затем
через Смоленск и пункт российско­белорусской границы, где нас пропустили без проверки рано утром.

25 февраля, среда

Мы добрались до города­героя Минска. Часть пути прошла по платному шоссе, при первом въезде на которое для оформления дорожной карты пришлось задержаться примерно на час. Несмотря на это, мы прибыли на условленное место намного раньше запланированного времени. В результате на окраине Минска мы ожидали гида встречающей стороны и наблюдали неспешный и неранний белорусский рассвет.

Нужно отметить, что представитель местной турфирмы Евгения приехала ровно к назначенному времени, задав темп и ритм нашим передвижениям по маршруту в Минске. К чести наших студентов – участников поездки, никто ни разу не опоздал к назначенному времени, никто не отставал во время переходов по городу, все четко выполняли инструкции и рекомендации нашего прекрасно подготовленного экскурсовода.

В итоге очень насыщенный событиями и информацией первый день в Минске, как и сам город, произвел на всех прекрасное впечатление.

В первой половине дня, еще до заселения в отель, позавтракав в кафе «Лидо», мы совершили прогулку по центру города, увидели главный проспект, который сегодня, после многочисленной смены имен, называется проспект Независимости, и его центральные площади. Посетили мы район Верхнего рынка, где рядом с реконструированной городской Ратушей расположился сонм соборов всех христианских конфессий: православный собор, католический костел, униатская церковь, а неподалеку – татарская мечеть и синагога, а вокруг – островок довоенного Минска с узкими улочками и внутренними двориками.

На берегу реки Свислочь мы осмотрели Троицкое предместье, где до сих пор сохраняется застройка конца XIX – первой половины XX века. Причем в этом старинном районе, по завету его реставратора, продолжают жить люди, что наделяет его дыханием повседневных забот и придает дополнительный колорит историческому Троицкому предместью.

Сильное эмоциональное впечатление произвел мемориал павшим воинам­афганцам, сооруженный на специально насыпанном для этого острове, называемом горожанами «Островом слёз». Монумент был воздвигнут в память о воинах­белорусах, не вернувшихся из Афганистана, их матерями. Материнская скорбь воплощена в образе часовни, окруженной бронзовыми женскими фигурами, внутри которой натянуты струны и размещён Алтарь Памяти. По форме и содержанию комплекс перекликается как с мотивами древнего герба города – образом Божией Матери, так и с памятником женщинам Белоруссии, не дождавшимся своих мужчин с полей Великой Отечественной войны. Этот памятник мы позднее увидели в грандиозном Музее Великой
Отечественной войны, открытом в 2014 году к 70-­летию освобождения Минска от фашизма.

Посещение Музея Великой Отечественной войны заняло вторую половину дня. Особенно стоит отметить, с каким чувством, профессионализмом и знанием проводил экскурсию по музею наш экскурсовод – Владимир Поликарпович Фалецкий. Человек замечательной судьбы, родившийся перед самой войной и чудом переживший ее на территории Белоруссии, он 30 лет прослужил в танковых войсках, два года воевал в  Афганистане, имеет множество наград.

О каждом экспонате  – подлинных свидетельствах войны, о каждом эпизоде и людях, с ними связанных, он рассказывал так, как будто лично участвовал в их судьбе. Его энтузиазм и сопереживание не оставили равнодушным никого из нашей группы.

Памятный совместный снимок – свидетельство единения поколений, которое проявилось в ходе экскурсии по музею, когда из зала в зал, словно из года в год с 1941-­го по 1945-­й, перед нами разворачивались трагические и героические страницы захвата, временной оккупации, борьбы и освобождения белорусской земли.

Завершился день ужином в кафетерии гостиницы. Перед ужином мы от души поблагодарили Евгению – нашего гида, сопровождавшую нас по Минску, и попрощались, пожелав ей и себе новых встреч, быть может, и в Дубне.

26 февраля, четверг

Утром мы разместились в автобусе и познакомились с новым гидом  – Тамарой Аркадьевной. Вместе с ней наша группа направилась к месту памяти и скорби не только белорусского народа, но и всех людей, для кого понятия гуманизм и жизнь человека – не пустые слова. Наш путь лежал в Хатынь.

В дороге нас сопровождал рассказ о славных страницах партизанской борьбы с немецко-­фашистскими захватчиками в Белоруссии. Мы сделали остановку и посетили Курган Славы, – расположенный недалеко от Минска комплекс, посвященный освобождению Белорусской Республики в ходе операции «Багратион» в 1944 году.

На рукотворном холме высотой 32 метра, сооруженном в честь Победы под Минском и восстановления границ нашей Родины, возвышается символичный монумент: четыре  штыка, окруженные кольцом, устремлены ввысь. Штыки – символы четырех фронтов (1­го и 2­го Белорусских, 1­го Украинского и 1-­го Прибалтийского), освобождавших эту землю. А с наружной стороны кольца к зрителю обращены рельефы ­ лица солдат, представляющих все рода и виды войск, участвовавших в операции «Багратион» от авиации до партизан.

Следующим этапом нашего маршрута был мемориальный комплекс Хатынь. Пять последних километров перед этим скорбным местом отмечены пятью небольшими мраморными стелами, как стрелки часов, отсчитывающих пять последних минут перед вечностью.

Одна из 186 белорусских деревень, сожженных фашистами вместе с жителями в период временной оккупации территории СССР, навечно застыла в пепельном камне.

Три деревенских колодца превратились в мрамор и словно слезами скупо наполнены прозрачной водой.

Печные трубы то ли в безмолвном жесте отчаяния, то ли в мольбе, то ли предупреждая вздымаются от первых венцов окаменевших домов. На каждой трубе – колокол. Траурный перезвон… Голос Хатыни… В воздухе, кажется, все еще витает запах гари, не слышно ни ветра, ни птичьих голосов.

В Хатыни все просто. Нет неуместного здесь пафоса героизма, патетики борьбы, только простые и прямые слова, обращенные к нам из прошлого. Только названия деревень и районов, названия фашистских концентрационных лагерей смерти. Только цифры количества сожжённых заживо и расстрелянных там людей. Эти люди не стремились стать героями, они не хотели войны. Большинство из них не были солдатами, сознательно избравшими свой путь. Это были женщины, дети, старики, которые хотели просто жить, растить хлеб на своей прекрасной и любимой земле. Не они пошли на войну – война пришла к ним и забрала их жизни.

Хатынь – место, где мы задумались о том, что человеческие существа способны сотворить по отношению к себе подобным, о пределах, за которыми изменяется сама человеческая сущность.

Небольшой передышкой стал для нашей группы обед в старинном городе Заславль. Мы заглянули в далекое средневековье, во времена князя Владимира – крестителя Руси, основавшего город Заславль. Ныне этот одноэтажный городок ­ один из многих, хранящих память о долгой истории, сначала общей, восточнославянской, а затем белорусской народности.

После обеда мы побывали на «Линии Сталина» ­ системе оборонительных укреплений времен Великой Отечественной войны. Музей под открытым небом расположился на территории Минского укрепрайона, входившего некогда в пограничный оборонительный комплекс СССР на западных рубежах. Как музей комплекс открыт в 2005 году. Его экспонаты представляют собой оригинальные средства обороны и охраны границ, отражения нападений противника, существовавшие в XX веке. С интересом мы познакомились с различными типами и методами обороны, внимательно рассмотрели ДОТы и ПТОТы, прошлись по траншеям, испытали трубы связи в ДОТах, вблизи рассмотрели противотанковые ежи и устройство контрольно­следовой полосы.

После возвращения в Минск остаток дня каждый провел по своему выбору. Например, группа студентов направилась к современной достопримечательности столицы Белоруссии – зданию Национальной библиотеки. Вечером ее вид поразил нас не меньше, чем днем, т.к. оригинальное по дизайну строение было оформлено динамичной цветной подсветкой. Перед нами развернулось настоящее световое шоу, а затем мы  со смотровой площадки, расположенной на высоте 23­го этажа, любовались панорамой вечернего Минска.

27 февраля, пятница

День был посвящен средневековой истории Белоруссии, когда она составляла равновеликую часть Великого княжества Литовского, называемого еще Литовской Русью, сильного европейского государства, возникшего в XIII веке и конкурировавшего с Москвой в период объединения земель.

Наше путешествие во времени и пространстве привело нас в XVI­XVII­XVIII века. Тогда земли Великого княжества Литовского вместе с польскими, после заключения Кревской унии, составили могущественную Речь Посполитую, с самоуправляемыми городами, наделенными Магдебургским правом, с влиятельными династиями магнатов, торгующими со всей Европой, с королями и поликонфессиональным населением.

Как всегда организованно и без опозданий собравшись в автобусе, в 9:05 наша группа во главе с гидом Ярошем взяла курс на юго­запад. Наш путь лежал через города Мир и Несвиж. Мы пересекли реку Неман, долгое время бывшую западной границей Российского государства, перейдя которую в 1812 году Наполеон начал свой поход на Россию.

Мы же форсировали Неман в противоположном направлении и вступили (или, вернее, въехали на автобусе) в пределы, принадлежавшие некогда роду Радзивиллов, правителей Речи Посполитой. Мы оказались в мире магнатов и гетманов, выборных королей и замков, в мире, где из поколения в поколение представители знатнейших фамилий хранили и преумножали богатство, славу и блеск своих родовых гербов.

Великое княжество Литовское. Речь Посполитая... На один день мы погрузились в ее бурную, славную и зачастую кровавую историю.

Готическо­ренессансный замок Мира и барочное великолепие замка и парка Несвижа создавались для одного рода – Радзивиллов, некоронованных королей здешних юго­западных земель.  Осмотрев и исследовав оба замка, от подвалов и винных погребов до башен, мы познакомились с историей и повседневной жизнью представителей династии, увидели их портреты, заглянули в кабинеты и спальни. Вглядываясь в старинные зеркала, пытались разглядеть силуэты прошлого.

Множество вопросов и разнообразные эмоции вызвали рассказы гида и музейных сотрудников об образе жизни, привычках, семейных традициях, костюмах и занятиях обитателей замков. Удивили нас разнообразные технические изобретения и достижения эпохи, использованные при строительстве, обустройстве интерьера, организации развлечений. Придворный этикет, система воспитания, распорядок дня и даже продолжительность жизни Радзивиллов казались необычными и вызывали множество вопросов и комментариев нашей группы.

Главный костел города Несвижа, храм Святого Тела, поразил красотой убранства. Построенный итальянским архитектором в стиле барокко, внутри костел от пола до потолка покрыт росписями. Дошедший до наших дней вариант выполнен в XVIII веке и сочетает технику гризайль и полихромия. Войдя в храм, мы испытали некоторое эстетическое потрясение, не ожидая встретить в глубокой белорусской провинции такой великолепный памятник культуры и искусства. Костел является семейной усыпальницей рода Радзивиллов. Мы посетили крипту, где собрана вся династия. Последнее захоронение было в 1999 году. Нынешней главе рода Альжберте Радзивилл, проживающей в Великобритании, на данный момент уже 97 лет.

Осматривая замки и поселения, мы узнали о своеобразной, очень современной и гуманистической традиции, характерной для белорусской земли. На протяжении всей истории здесь мирно уживались различные конфессии христианства и другие религии. На главной площади любого города соседствовали православный храм, католический костел, синагога, мечеть. Часто к ним присоединялась униатская церковь, а иногда, как в Заславле, кальвинистский собор (или «сбор», как говорят в этих местах).

Такая толерантность, вызванная особенностями истории и национального характера, сегодня очень актуальна и для современников может служить примером жизни во взаимном уважении. К сожалению, природное миролюбие и неконфликтность нации не защитили ее от постоянных посягательств соседей.

Интересную деталь отметили работавшие с нашей группой гиды и экскурсоводы в музеях. Все обращали внимание на заинтересованность нашего маленького сообщества. Действительно, равнодушных не было, все участники экскурсий задавали массу вопросов, вовлекая гида в диалог. В результате каждая экскурсия превращалась из лекции в двустороннее живое общение. Мы больше узнавали, а экскурсоводы больше рассказывали.

В конце дня из Несвижа и Мира мы вновь переместились в истории и пространстве в XX век, на западные рубежи, где нас ожидала встреча с крепостью-­героем Брест.

28 февраля, суббота

После завтрака наш день
начался с небольшой обзорной экскурсии по городу, которая привела нас к крепостным воротам.

Нас встретила крепость-­герой, крепость­-легенда, в свое время удивившая стойкостью и героизмом даже врага, а сегодня вновь ставшая форпостом исторической справедливости, самим своим существованием защищая историческую память от попыток искажения и извращенных трактовок событий военных лет.

Читая имена героев-­защитников крепости, выбитые на мемориальных плитах, где рядом грузин и армянин, белорус и литовец, русский и татарин, фамилии целых семей, мы своими глазами видели единство народов, для которых война 1941-­1945 годов была
отечественной.

Тот, кто прошел сквозь главный вход, под такой знакомый по фильмам и хронике голос Левитана и музыку «Священной войны», кто наблюдал чеканный шаг памятного батальона юных защитников крепости, слышал рассказы о подвигах гарнизона на том самом месте, где они совершились, кто видел провиантские склады, где прицельным артиллерийским огнем были расстреляны мирные жители крепости и семьи офицеров, кто видел, как близко река Буг подходит к казармам, где погибали от жажды защитники, тот уже не поверит лжи о войне.

«Я ­ крепость, я ­ крепость, веду бой…»

В этой финальной точке нашего путешествия стометровая стрела­обелиск напомнила нам, что у защитников, окруженных противником и сражавшихся в одиночку, без надежды на подкрепление, был только один путь – в вечность. Мы вспоминали и о своих дедах и прадедах ­фронтовиках и думали о том, как бы каждый из нас поступил в ситуации жестокого выбора, когда нужно решить для себя, чья жизнь важнее.

После завершения экскурсии по крепости у нас было немного свободного времени, чтобы самостоятельно осмотреть ее территорию.

После обеда, полные впечатлений, мы простились с городом Брестом и  направились к замечательному памятнику природы – национальному парку Беловежская пуща. В музее природы экскурсовод рассказала нам о животных этих мест, занесенных в Красную и Черную (полностью исчезнувшие) книги. После музея нас ждала психологическая разгрузка в виде посещения резиденции белорусского Деда Мороза, который оказался тонким психологом-­педагогом и сразу нашел общий язык (между прочим, русский) со студентами из наукограда Дубна.

И наконец, в завершение, мы побывали в вольерах, где угощали животных гостинцами, предусмотрительно захваченными с обеда.

Из Беловежской пущи мы взяли курс на Дубну. О том, что мы покинули пределы Белоруссии и вернулись в Россию, нам сообщил вооруженный пограничник, остановив наш автобус для проверки документов.

Подводя итог и обобщая впечатления об увиденном, наша группа единодушно согласилась, что трудно выделить что­то одно, что понравилось больше. Яркие эмоции, живое обсуждение, массу фотографий и воспоминаний оставил каждый этап маршрута.

Очень сильно постаравшись, мы все же определили, что эмоциональной кульминацией военной составляющей нашего путешествия было посещение Хатыни. Там, под траурный перезвон колоколов, стоя в минуте молчания, мы словно оказались вне времени.

В историко­культурной части программы большинство студентов отметили посещение замков Радзивиллов. Замок Несвижа с королевскими интерьерами и роскошным парком выглядел настоящим дворцом, а замок Мира впечатлил стенами и башнями, прекрасной коллекцией гобеленов и рыцарских доспехов. Обзорная экскурсия по Минску с его разнообразными объектами также стала открытием для нашей группы, мы открыли для себя Республику Беларусь, наших радушных и приветливых соседей белорусов.

Ну, а завершилось наше путешествие там, где и началось, у центрального здания университета «Дубна» 1 марта 2015 года.

Дневник вела  Татьяна Строковская

…Мы переполнены впечатлениями после поездки в Беларусь. Каждое место, которое мы посещали, по­своему прекрасно. Очень рады, что поехали, так как узнали для себя много нового и интересного.

Поездка произвела огромное  впечатление. Красивые места, опытные и интересно рассказывающие экскурсоводы. Хороший дружный коллектив и уютные гостиницы. Узнали много нового и очень довольны, безумно понравилось! Море впечатлений.

…Всё было нереально здорово! Минск – прекрасный город, белорусы удивительно добрые, трудолюбивые и отзывчивые люди!

…Яркое и трагическое – такое впечатление произвела Хатынь. Здесь на территории мемориала даже птицы не поют! Спасибо людям, что хранят память о тех событиях!

…Дворец Несвиж, Мирский замок – это чудо, что так прекрасно сохранены памятники средневековья.

…Брестская крепость – непокорённый гарнизон, который не покорился немецко-­фашистским захватчикам.

Большое спасибо нашему ректору Д.В. Фурсаеву  за эту поездку, Ю.Г. Моталову – организатору этой поездки, нашему старшему группы А.А. Зенько, экскурсоводам. Это память на всю жизнь!...».

< Марта 2015 >
П В С Ч П С В
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 27 28 29
30 31
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.