СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Джазовый возДУХ ноября Печать
28.11.2013 06:42

В этом странном ноябре с зеленой травой и заново распустившимися листьями сирени произошло два события, о которых хочется написать большими буквами. Это выставка абстрактного искусства «Пространство идеального II» и концерт Игоря Бутмана с его джазовым оркестром и австралийской певицей Фантине. Браво, ДК «Октябрь»! Именно здесь так удачно совпали по времени выставка и концерт, отлично дополняющие друг друга. У джаза и абстракции действительно много общего. И это  общее, пожалуй, в ключевых понятиях: ритм, экспрессия, чистое эмоциональное восприятие и, конечно, импровизация.

История первая. Абстрактная, живописная

Парадоксальная вещь, но абстрактное искусство, родоначальниками которого были русские художники Казимир Малевич и Василий Кандинский,  до сих пор воспринимается нами как нечто западное и пришлое. Мы всё привыкли понимать и объяснять. Любая бессюжетная композиция нам кажется неправдой.

Но экспозиция «Пространство идеального II», подготовленная секцией «Абстрактное искусство» Творческого союза художников России и «DavidGroup»,  настолько хороша, что способна примирить с беспредметным искусством даже любителей традиционных натюрмортов.

«Вон там калейдоскоп, мы так поняли, хотя название другое, – комментируют работы художников бабушки, пришедшие на открытие выставки. – У наших детей и внуков были такие игрушки. Композиция «Жемчужница» очень хороша. Ее надо издалека смотреть, она излучает свет необыкновенной красоты и светлоты».

«У меня очень сдержанные работы», – как будто оправдываясь, говорит дубненский художник Сергей Осипов, автор прекрасной «Жемчужницы», от которой вообще невозможно оторвать взгляд. На состаренную поверхность, покрытую трещинами, приклеены крупные прозрачные бусины и один металлический шарик. Они блестят, как капли дождя, как слезы, как лампочки, как планеты, плывущие и текущие по своим неведомым траекториям. В них отражаются другие работы художников и все зрители, и эта картинка меняется каждую секунду. Вроде нехитрая небольшая вещь, но выглядит она как космическое пространство или как макросъемка древесного ствола, на котором застыли капельки смолы.

«Попробуйте подойдите к дереву максимально близко и посмотрите – там целый мир абстракции, – призывает художник Давид Ру, основатель «DavidGroup» и организатор выставки. – Это как смотреть в микроскоп. Если мы к любому предмету приблизимся на расстояние, на котором взгляд уже не фокусируется, предмет становится абстрактным».

Давид убежден, что мир совсем не такой, каким его представляют реалисты: «Нет таких пейзажей, которые они рисуют, они нас всегда обманывают, это подделка!»

На выставку «Пространство идеального II» Давид привез две свои огромные двухметровые работы «Пространство джаза». На них краски текут по холстам грустным осенним дождем. Он написал эти вещи 10 ноября в клубе «Арт-плей», где проходил джем­сейшн между художниками и музыкантами, играющими джаз.

«Сегодня просто повесить картину и уйти – это преступление. Потому что надо давать людям возможность приблизиться к искусству», – говорит Давид.

Чтобы «приблизить» публику к абстрактному искусству, он привез на выставку полтора десятка интереснейших работ участников «DavidGroup». Странные, мистические полотна Юрия Миронова, открывающие какое­то новое измерение.  Геометрические коллажи Юрия Изосимова и Бориса Ионайтиса, которые можно интерпретировать бесконечно. Масштабные полотна Ирины Сидориной, напоминающие, что вся суета нашего мира однажды свернется в ту же улитку, из которой когда­то вышла.

Персонажи Александра Семенова – скрипач, художник и житель старого дома – смотрят с его картин пронзительными глазами. Неловкие и одухотворенные, как герои песен Булата Окуджавы, они излучают тепло, свет и сострадание. Художник с картины Семенова держит кисточку,  как свечку, и кажется, что в ее горении – его последняя надежда на чудо.

Очень здорово, что участниками этой замечательной выставки стали и дубненские художники. Владимир Базилевский  с композицией, в которой можно увидеть что угодно, например, город небоскребов; уже упомянутый здесь Сергей Осипов и молодые ребята: Ирина Мирзоян, Антон Синицын и Александр Коренчук, объединившиеся в творческое объединение «Студия 47». Их работы можно посмотреть на сайте www.studiya47.ru. Причем важно, что работы дубненских художников очень хорошо вписались в контекст московских абстракционистов. «Это говорит о том, что мир искусства открыт для всех, кто хочет в него войти», – отметила Лариса Шмагина.

Конечно, такая отличная выставка современного искусства оказалась в Дубне не случайно. Секрет в том, что здесь живет один из участников «DavidGroup» – Вячеслав Шмагин. Его ироничная и хулиганская инсталляция «Разговор с Пикассо» стала центром всей экспозиции.

Волшебные миры, как будто поднятые с морского дна и состоящие из всевозможных ракушек, бус, кусочков газовых тканей, часов и прочего добра, Шмагин запечатал в трехлитровые банки. Их оказалось множество! А в центре поставил мольберт со старенькой телефонной трубкой. Видимо, он мечтал побеседовать с Пикассо, сидя за мольбертом, как бы между делом. О великом испанце напоминает вырезка из советской газеты, где девочка на шаре использована как картинка для рекламы московского метрополитена. Чтобы уравновесить композицию, с обратной стороны мольберта Шмагин пристроил свои валенки, в которых не раз согревался зимними вечерами в прохладной мастерской. Получилось смешно.

В чем­то эта выставка действительно оказалась идеальной, как и обещало ее название. Например, в том, что неделю спустя после вернисажа  на ней все еще было полно народу. Возможно, даже больше, чем на открытии. И всем пришедшим на джазовый концерт Игоря Бутмана она стала отличным подарком.

История вторая.
Еще более абстрактная, звуковая

В ожидании музыкантов Московского джазового оркестра  сцена ДК «Октябрь» выглядела по-­домашнему уютной, обжитой. В центре лежал контрабас, стояли сияющие саксофоны, тромбоны, трубы… и ударная установка, за которой потом барабанщик Эдуард Зизак превращался в целый ударный оркестр. Это уже была настоящая инсталляция, которую можно было бы назвать «Пространством джаза».

В голубом свете софитов духовые инструменты кажутся волшебными. Впрочем, это недалеко от истины. Музыканты, играющие на них, действительно похожи на сверхлюдей, потому что обычные люди такой энергией не обладают.

Музыканты вышли на сцену, бесспорные эстеты в полосатых – красно-­сине-­белых галстуках, улыбнулись, взяли в руки инструменты и стали очень серьезными. Играли джазовые хиты, а также произведения Игоря Бутмана и Николая Левиновского (он был за роялем).

Бутман, кажется, был знаменитым всегда. В 20 лет его, питерского мальчика, джазовые критики уже называли открытием года. В 22 он играл в Оркестре Олега Лундстрема. В 26 лет, когда Игорь эмигрировал в Америку, он уже имел свой фан­клуб, образованный из самых знаменитых и уважаемых американских джазменов. (Это в 1987 году!) За восемь лет жизни в США сделал сумасшедшую карьеру. В мае 1995 года был удостоен чести выступить в Грановитой палате Кремля перед президентами США и России – Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным. Так Бутман вернулся в Россию и стал самым знаменитым джазистом страны.

В общем, рыжие волосы, видимо, ему были подарены природой как знак судьбы, под цвет саксофона.

Стоя на сцене ДК «Октябрь», он не уставал объявлять своих музыкантов: «Контрабас – Виталий Соломонов! Первая труба – Павел Жулин! Барабаны – Эдуард Зизак! Единственная девушка-­тромбонистка – Алевтина Полякова!»

Это был оркестр солистов. Каждый из них  вставал, чтобы пропеть, продуть, прожить свою тему и отправить в зал свое личное послание.

В какой­то момент стало ясно, что нужно перестать думать, где и как меняются ритмы, где главная тема, где модуляция, что у них написано в нотах, и где они импровизируют. Нужно просто довериться этим матросам и выйти с ними в море, с их капитаном и на их корабле.

И как только этот образ возник, всё сразу стало легко и понятно. Например, что капитан корабля никакой не Игорь Бутман – он  то ли ветер, то ли парус, как посмотреть, а капитан – сухощавый и очень интеллигентный человек, сидящий за роялем в красных носках, – Николай Левиновский. Справедливости ради  надо сказать, что они все были в красных носках, и выглядело это очаровательно. Но Николай Левиновский был №1. Как сказал бы писатель Вячеслав Пьецух, он просто вознес руки над роялем и погнал…

Левиновский основал свой джазовый ансамбль «Аллегро» в 1978 году, и через пять лет пригласил в него еще совсем молодого 22­летнего Игоря Бутмана. Страшно подумать, сколько лет назад все это было. Если вернуться к морской теме, можно просто отметить, что они давно в одной лодке. И,  попав на их концерт в Дубне, понимаешь, что ты балансируешь на волне, но в какую­то минуту, когда волна уходит, почему­то остаешься наверху и не падаешь, зависаешь в воздухе. Может быть, это и есть джаз?

Во время очередных оваций, не выдержав накала страстей, маленький ребенок в зале заплакал.

– Не плачь, пожалуйста! – обратился к нему Игорь Бутман. – Сейчас будут петь. У меня сын, когда был маленьким, все время просил: «Папа, не играй, не надо!

И действительно,  на сцену вышла австралийская певица Фантине, юная и очень красивая, с мощным голосом и все понимающими глазами. Она так пела «Besame Mucho» и «Ночь в Тунисе», что хотелось плакать.

Когда Фантине поняла, что как джазовая певица хочет выступать вместе с Игорем Бутманом, она не стала ждать, когда ее кто­нибудь с ним познакомит. Просто подошла к нему после его очередного концерта и сказала: «Я хочу с вами спеть». И пока он думал, как же ей повежливей ответить, она добавила: «Не волнуйтесь, я умею». И спела. В результате ему пришлось начать с ней репетировать, а потом и выступать.

Было очень интересно наблюдать за дуэтом Бутмана и Фантине, они как будто разговаривали друг с другом, голос и саксофон, саксофон и голос. Здорово, когда человек все на свете может выразить одним звучанием своего голоса, а другой  может ему ответить без слов, лишь выдыхая воздух в саксофон.

На этот концерт стоило сходить хотя бы для того, чтобы поучиться выдыхать воздух. И, конечно, ловить волну тоже.

Анна ЭПШТЕЙН

Фото Юрия ТАРАКАНОВА

 

 

 

 
 
< Ноября 2013 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 29 30  
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.