СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Посвящение музам! Печать
04.10.2023 06:45

Есть такая профессия, которая перекликается с музами, и, наверное, именно поэтому звучит она по-своему волшебно. Это мозаичист - художник, мастер декоративно-прикладного искусства, работающий в технике мозаики. Рождаемое произведение - это узор, композиция, выполненные из разноцветных кусочков камня, смальты, стекла и пр. Мастерство мозаичиста заключается в том, чтобы подчинить себе стихию «живого» материала. Мастер, художник, создает неповторимые шедевры изобразительного искусства. А переводится слово «мозаика» как «посвящённое музам»!

 

С 3 октября по 5 ноября в ДК «Мир» ОИЯИ открыта выставка мозаики Михаила Полякова и его учеников. «Как музыка распространяется своими звуковыми колебаниями в пространстве, мозаика структурирует пространство своими ритмами. Мозаика - это музыка камня. В этом есть своя душа, своя жизнь. Монументальное искусство воспитывает вкус к прекрасному и любовь к родному городу» - считает художник Михаил Поляков. Мы побеседовали с автором выставки о мозаичном искусстве и о проекте нового арт-объекта, в создании которого сможет поучаствовать каждый желающий!

- Михаил, в ДК «Мир» открылась выставка ваших работ вместе с учениками. Насколько ваше ремесло привлекает людей самых разных профессий? Знаю, что большой интерес имеют мастер-классы по созданию мозаик.

- Приходят совершенно разные люди - и стар и млад, от 3 лет до людей пенсионного возраста. Я так строю обучение, что никакой программы там нет, можно начать и вернуться к своему проекту чуть ли не через полгода. Приходят люди за хобби, мир мозаики он очень многогранен, как и весь мир искусства. Мозаика - это уличное искусство, бывают серьезные проекты, а бывают «секретики», которые могут сделать даже дети. Мы в Вологде недавно смонтировали мозаику размером 2,5 метра, а бывают крошечные работы, это совершенно разного плана искусство. Нельзя к мозаике относиться как к детским поделкам и в то же время как только к серьезному творчеству. Ею может заниматься любой. Помимо самого процесса выкладки мозаики, в ее создании есть много всего. Выкладка - это 50 %, а там же еще и наколка камней, и подборка, и обдумывание эскиза, это серьезный этап. И потом нужно ее вмонтировать, это тоже целая история.

- Мозаичисту для создания своих произведений нужен целый спектр способностей. Помимо рисования и художественного вкуса, важны фантазия, большое терпение, умение мыслить и действовать последовательно и системно, хороший глазомер… Какую роль занимает чуткое цветовое восприятие?

- Надо сказать, что, как и в любом изобразительном искусстве, это очень важно! В мозаике есть такой момент, что если брать классическую римскую или византийскую мозаику, то цвет в мозаике это не первичное, первична - графика. Графика выкладки камней. Можно по графике плохо выложить камни, но идеально подобрать по цвету, и тогда мозаика будет сильно проигрывать той, которая выложена пусть и одним цветом.

- Но графически верно?

- Да, эту графику нужно изучать. Собственно, мы и занимаемся римской мозаикой - это сплошная геометрия и психология. Любой ход можно на доске математически мелом объяснить - почему так и как это работает.

- Психология цвета?

- Например, выложено все штробами, линиями, и есть много приемов, как эти штробы психологически прочитать. Как текст по строкам. Так же и человек читает изображение. Много законов построено на том, как зритель будет это воспринимать.

- То есть так происходит передача вложенного смысла?

- Да, все очень логично. Если утрировать, мозаика - это схема, включающая красоту у нас в голове. Как флешка, от которой у человека срабатывает нечто. Ко мне приходят туристы, и я им объясняю такую интересную штуку. Рисую на доске дорожку из камешков, где они идут один за другим, штроба называется, и стираю один. И камня не хватает, и это как бы ошибка. Потом стираю за ним каждый второй. Если бы это работало на доске, то у нас становилось бы хуже и хуже: ошибка, помноженная на много раз. Но появляется закономерность, и у нас эта пауза, где нет камня, становится элементом орнамента.

- Включается логика…

- Да, вы совершенно правильно сказали, логика включается. Ритм - это то, на чем держится линия.

- Не прерванная история, а логически прерываемая цепочка.

- Мы даже можем по графике что-то неправильное вставить, но если это обретает закономерность…

- То оно обретает смысл!

- Именно так!

- Безусловно, вам необходимо знать теорию рисунка и живописи, технологию мозаики, цветоведения, историю мозаичного искусства, стилистические особенности мозаики разных эпох… С чего начинается сам процесс творчества для вас?

- С вопроса! Как говорил Пушкин, если можешь не писать - лучше не пиши. Про искусство - все то же самое. Я сам себе задаю вопрос: если представить, что меня отправили на Марс , на космическую базу, дали краски, камни, чтобы там мозаику делать. Стал бы я что-то рисовать, изображать, если точно знаю, что мои произведения не увидит никто и никогда?

- Только для себя?

- Только для себя и для Бога. Я отвечаю, что да, рисовать я точно бы стал. Зритель для меня вторичная история, потому что в первую очередь - сам процесс. Важно задать себе такие вопросы. Если ты понимаешь, что ты призван этим заниматься, то и работа легче идет. Интересный философский момент - для кого художник творит?

- Кстати, почему всюду мы встречаем понятие, что мозаика - это ремесло, но мозаичист - не ремесленник, а художник?

- Мозаика - это не только ремесло, это и искусство. Мозаичист - это творец, художник. Можно разделять: есть сама выкладка, техника, это можно назвать ремеслом. Важно знать, как что колется, как кладется, как раствор разводится, но это малая часть от всего. Надо еще все придумать, спроектировать, художественно продумать всю композицию.

- В ваших работах очень много цвета. Как вы думаете, какой самый актуальный цвет для раскрытия темы?

- Про цвет есть такая шутка, что часто люди для себя определяют, какой у кого любимый цвет. Мне как художнику это странно, это как музыканта спросить, какая у тебя любимая нота.

- Может быть, есть ключевой цвет, например, белый, который передает окантовку, силуэт, для правильного визуального восприятия произведения.

- Я говорил про графику, в ней это есть, в классической римской мозаике. Там в графике есть свои каноны, что должна быть обводка, и я математически могу объяснить, для чего она там нужна. То есть она плавным делает контур. Почему я говорил про психологию - человек читает линию вдоль штробы, т.к. мы одну линию проводим вдоль контура, даже если она будет кривая, то психологически мы ее прочитаем вдоль контура, и он будет плавным. А без него он будет неровным смотреться, даже если я идеально его подколю. В графике такие вещи есть с цветом. Но опять же цвет - в мозаике он очень важен, но он вторичен. В мозаике, в отличие от настенной живописи, есть множество факторов, которые художник должен учитывать. Это как оркестр, например, 30 человек, и каждый если станет играть как солист, то будет какофония, и все будут друг другу мешать. Обычно группа солирует, и все остальные играют на них, помогают фоном, и иногда это подыгрывание даже сложнее, чем соло.

- Так же и с цветами?

- Да, и нужно понимать, что есть группа солирующих цветов и тех, что работают на них. Скорее отдельно нужно сказать про материалы.

- А как вы выбираете, с чем будете работать? Любите ли смешивать разные материалы: керамику, мрамор, стекло?

- Я больше всего люблю природный камень. Потому что у него всегда и фактура, и цвет - благородный. Он не кричащий. Но, естественно, в работах, в больших панно, материалы часто совмещаются, тут надо понимать, что играют роль не только фактура и цвет, но и включается матовость и глянцевость. Человек с 20 метров лучше понимает матовость и глянцевость. Я могу выложить панно белым мрамором или белой смальтой, вблизи это будет просто белое панно, а с 20-ти метров будет виден рисунок. Это дополнительный фактор, которые мы должны учитывать. Если делать что-то попроще, то используются небольшие квадратики на сетке, там не очень благородный материал, стекло и на 10% пластмасса, и человек с 20-30 метров чувствует, как в цвете есть и пластмассовые вкрапления, а вблизи это не различается. Шестое чувство включается, когда различаешь материал издалека.

- Как я представляю, с близкого расстояния более мелкие элементы хорошо читаются, а издалека они не принципиальны. Или лучше более крупные камни для восприятия?

- Есть такое направление - микромозаика. Если взять икону Троицы, и мы делаем ее над воротами, к примеру, когда есть ниша на стене не очень большая, и если мы обычным модулем будем ее выкладывать, то это как минимум метра два, три фигуры. Мы в Вологде недавно делали 50х50 см и лики размером 2-3 см. Тут только микромозаика, но и с ней нужно понимать, что она иногда незаменима, а иногда не нужна. Если сделать совсем мелко, то графики не будет видно. Будет просто как цвет. Красота и ритмы включаются именно в графике. Иногда как раз большие камни играют роль!

- В мозаике очень гармонично сливаются наука и искусство!

- Я лет десять усиленно занимаюсь мозаикой, до этого я ее изучал, но за это время пришел к тому, что, с одной стороны, это наука про географию и графику, а с другой - 50% красивой работы это ровно намазанный клей и уверенно положенный камень. Все равно мозаика такая штука, что можешь в чем-то и не угадать, но, ровно положив клей и камень - она будет смотреться! Это сама по себе интересная штука, состоящая из деталей, одновременно нужно воспринимать композицию и зацикливаться на каждом камне, т.к. начинаешь рассматривать каждый камушек, это увлекает, и если она уверенно положена, а с композицией провал - то все равно человек увлечен выкладкой камней, и она смотрится хорошо.

- Михаил, вы даже сейчас с улыбкой рассказываете про свое дело! Мне кажется, мозаичисты в первую очередь - просто счастливые люди! Прикладная работа, тем более такая медитативная, как мозаика, приносит особенное удовольствие, ведь можно увидеть материальный итог долгих, но столь увлекательных трудов!

- Да, именно так, меня это и увлекло в мозаике. Я делаю часть реального пространства, которое будет существовать веками. Это и захватывает. Для меня большой интерес в том, что я становлюсь создателем пространства.

- Для дубненцев вы приготовили уникальный подарок - возможность создать мозаичный арт-объект и войти в историю. Давайте расскажем, когда состоится мастер-класс, кто может на него прийти и что в итоге из этого должно получиться…

- Мы хотим сделать напольную мозаику у входа в ДК «Мир». Это будет классическая римская мозаика, выдержанная в стиле, она будет очень подходить к фасаду. Появится еще один интересный арт-объект у нас в городе. Она будет довольно большая - 160 х 120. Мы ее разделим на части, т.к. люди разные придут, кто-то впервые попробует это занятие, поэтому мы все рассчитали, чтобы было по силам. Изначально она будет разделена на элементы, которые мы потом соединим воедино. Приглашаю всех 8 октября с 12:00 до 16:00 в выставочный зал ДК «Мир» ОИЯИ на бесплатный мастер-класс.

- То есть это будут некоторые пазлы, которые потом в мастерской вы соберете в один?

- Естественно, заранее я подготовлю эскиз, чтобы не получилась эклектика, все будет выдержано в стиле. Если все получится удачно, то, я думаю, на выходе это будет хорошее стильное произведение искусства. Выкладывать будем обратным набором, это когда есть изображение, сверху прозрачная липучка, мы на нее кладем камни, потом в мастерской я это залью сверху цементом, далее это все переворачиваем и получаем плоскость. Могут участвовать и дети, и взрослые. Ждем всех!

Беседовала Элеонора ЯМАЛЕЕВА, член Союза театральных деятелей РФ

 
 
< Октября 2023 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.