СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

«Music Talk»: слушаем классику и говорим о ней! Печать
20.10.2022 00:00

«Music Talk» (от англ. «music» - музыка и «talk» - говорить) - новый совместный проект Дубненского симфонического оркестра и ДК «Мир» ОИЯИ, главное в котором - познание мира музыки через разговор исполнителей со слушателями. Идея о подобном формате возникла, как часто бывает в творческой среде, из диалога. Рассуждениями о самой задумке, об идее объединения звучания музыки и теории о ней поделились с нами авторы и создатели проекта - директор оркестра Наталья Александровна Кастро и директор Дома культуры «Мир» Элеонора Робертовна Ямалеева.

 

Э.Я.: Мы начинаем новый музыкально-познавательный проект «Music Talk». Мне он видится как рассказы о классической музыке для взрослой аудитории. Когда для слушателей будут звучать музыкальные произведения, а в качестве дополнения - повествование об их замысле, особенностях, способах восприятия. Но главное - у зрителей будет возможность задать вопросы, поговорить о классике непосредственно с исполнителями!

Н.К.: Да, этот формат очень назрел в настоящее время. «Прямой эфир», можно и так ещё назвать его.  Ключевой момент - живая музыка и живое общение. Всегда интересно то, что говорят профессионалы, те, кто не только теоретически знает своё дело, а, напротив, здесь и сейчас дарит со сцены ни с чем не сравнимые эмоции и высокое мастерство. Причём  без права на ошибку, плохое настроение или плохое самочувствие.  Мы хотим предложить разговор об академической музыке. Хотим, чтобы строгие слова «классика», «классическая музыка» не вызывали настороженность и опасение, будто это уже не актуально, сложно, неинтересно. Сложно - это когда непонятно, вот мы и затеяли этот диалог. Именно диалог  между каждым пришедшим на концерт слушателем и артистами на сцене!

Э.Я.: Мне кажется очень любопытным момент познания музыки, когда благодаря профессиональному музыканту слушатели смогут «прочесть» мелодию и далее найти в ней то, что благодаря ей отзывается внутри.

Н.К.: Вы абсолютно правы, Элеонора, прочесть мелодию, которая - не короткий мотив, а очень емкая музыкальная мысль, имеющая своё развитие, кульминацию и итог в финале. Да, понять это, пожалуй, непросто для современного  человека… Сейчас очень много говорится о клиповом мышлении, клиповой культуре, когда из-за нашей постоянной спешки и нехватки времени мы должны воспринимать всю информацию быстро, порой разрозненно, сжато, не обращая внимания на детали. Мы смотрим фильмы с динамичным сюжетом, где нет долгих и затянутых сцен, где красочная картинка быстро сменяется на следующий фрагмент. Или, если нас интересует какая-либо информация - гугл в помощь, быстро, легко! А вот серьезная музыка, которая - «искусство во времени», которую не укоротить, не сжать, не разбить на мелкие кусочки, как-то перестала вписываться в наш стиль жизни. Я имею в виду широкую аудиторию. Поэтому отклик в душе от услышанного скорее возникнет тогда, когда мы сможем сконцентрироваться на чем-то одном, главном, забыть на время про новостные ленты, интересные паблики, сменяющиеся картинки, и пойти за звуками, гармонией, нюансами, энергетикой артистов, за руками дирижера, наконец! Ведь это происходит на сцене только сейчас и не повторится ни завтра, ни через месяц, ни через год, никогда! Поэтому здесь и сейчас мы делаем все, чтобы установить контакт между слушателями и творцами на сцене, контакт, который усиливается ещё и при словесном общении в момент, когда музыкант делится своими мыслями об исполняемом произведении. Именно тогда наша цель  достигнет  своей высшей точки, высшего результата. Именно тогда и прочтется  эта мелодия, тогда и возникнет отклик внутри.

Э.Я.: Да, Наталья Александровна, а еще индивидуальное прочтение и проживание станет для слушателей моментом познания через музыку самого себя. Конечно же, у каждого человека путь ассоциаций может очень сильно отличаться. И что для одного - путь к свободе, для другого - невозможность сделать шаг. Поэтому мы с публикой идем на эксперимент с вольной интерпретацией музыки, основанной на индивидуальном восприятии.

Н.К.: Да, конечно, музыка - одно из наиболее абстрактных искусств! И навязывать какие-либо образы или ассоциации не стоит. По этому поводу очень много рассуждений и со стороны музыкальных критиков, и со стороны слушателей. Но если принять ту точку зрения, что искусство будущего - синтетическое искусство, где не будет существовать границ между музыкой, танцем, визуальным рядом, архитектурными решениями, то, объединив все это, мы как бы предлагаем свою идею, основанную на образах. Но восприятие у каждого будет своё. Каждый слушатель испытает те чувства, на которые он способен и которые ему ближе. И если, например,  Сергей Поспелов, который и откроет наш новый цикл, перед тем как исполнить Чакону Витали, поделится своими мыслями, то для слушателя откроются неведомые ранее стороны музыкального восприятия, абсолютно различные для каждого!

Э.Я.: На мой взгляд, у подобного формата разговора с аудиторией - простыми словами о самом главном - большое будущее. Доступно об истории мировой музыкальной классики. Для меня, наверное, самое желаемое, чтобы благодаря спикеру зрители научились понимать замысел композитора и в будущем смогли рассуждать на тему услышанного произведения.

Н.К.: Немного отвлекусь. В инстаграм я подписана на очень интересный для меня контент о живописи. Недавно там разбирали замысел картины, которая иносказательно и даже эпатажно развеивала пиетет перед «высоким искусством». И я задумалась, ведь действительно, нам кажется, что академическое, «высокое» искусство - оно как бы над нами, на недосягаемой для нас высоте. Оно настолько отдельно от нашей повседневной жизни, наших забот, наших проблем, наших развлечений и маленьких радостей, что уже трудно сбросить с себя все незначительное и сосредоточиться на главном. И я поняла, что нам в нашем «Music Talk» нельзя теоретизировать, нужен лишь  разговор на равных, диалог мастера и слушателя. Пусть спикер будет Богом, играя Баха, но, опустив скрипку, он сможет поделиться тем, что эмоционально эта музыка отнимает много физических сил, чтобы исполнить, предположим,  драматическую кульминацию (обязательно пояснив это), требуется исполнить один за другим аккорды, наполняя их сочным певучим звуком, но при этом сделать это так, чтобы каждый в зале услышал лишь внутреннюю силу, без бравады и показной актерской игры! Разные эпохи, разные стили, когда-то, напротив, надо, чтобы все прозвучало открыто и эмоции взахлёб, а иногда это считается дурным вкусом. Это  все очень интересно. Тем более что манера, стиль исполнения тесно связаны со временем написания произведения, национальными особенностями, жанром, формой и многим-многим ещё. Есть о чем порассуждать!

Э.Я.: Да, наш «Music Talk» - сам разговор - будет проходить прямо во время концерта, когда музыкант и публика непрерывно находятся под воздействием музыки и эмоций. Такое проживание произведений наверняка будет дополнять друг друга, соединяясь во что-то очень важное. И главное, доступно, понятно, искренне музыкант будет говорить про себя в музыке, про музыку внутри него, про обмен эмоциями с залом благодаря написанным когда-то нотам….

Н.К.: Конечно, это слово, Элеонора, что вы сказали - «проживание», именно ради него мы все это и придумали. Потому что «прожить» - это значит «прочувствовать». И чтобы раскрыть наши чувства, нам стоит хоть немного проникнуть в суть. Поверьте,  музыканты не только с помощью технических приемов, а в большей степени за счёт своих эмоций постараются дополнить сказанное! А эмоций надо очень много, чтобы хватило на каждого в зале, иначе все впустую!

***

20 октября на сцене ДК «Мир» ОИЯИ откроет проект «Music Talk» спикер, встреча с которым давно ожидаема - известный в России и за рубежом музыкант, блестящий скрипач, виртуоз, дирижер, «русский Паганини» Сергей Поспелов. Он встанет за дирижерский пульт Дубненского симфонического оркестра, и, конечно, будет музыка! О ней и поговорим с публикой!

Элеонора ЯМАЛЕЕВА,

член Союза театральных деятелей РФ

Фото Игоря ЛАПЕНКО

 
 
< Октября 2022 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.