Баннер
СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Запланированная бедность Печать
26.11.2015 09:44

В «Советской России» за 24 и 27 января 2015 года опубликованы  две наши статьи, посвященные новому механизму индексации зарплат и пенсий. Вместо индексации в процентах каждого  предлагается при индексации вычислять рублевую добавку,  равную произведению среднемесячного дохода (в стране или регионе) на усредненный показатель: индекс потребительских цен Росстата (инфляцию). Полученную добавку начислять всем без исключения независимо от личного дохода.

Мы показали в наших статьях, что применение усредненного (макроэкономического) показателя к личным доходам – это нонсенс. Почему столько  лет молчат ученые в социальной сфере? Они поощряют правительство? Боятся разрушить свою карьеру? Или просто не думают о бедняках, когда у самих есть все?

Помимо явного антинаучного подхода, налицо вопиющая несправедливость. Проиндексировав низкие доходы, например, 6000 руб. в месяц на 4 % или даже 13%, добавки получаются 240 и 780 руб.  соответственно. Такая индексация при росте цен не сохраняет покупательную способность зарплат и пенсий и, следовательно, нарушает целеполагание ст. 134 Трудового кодекса РФ. Допустим, средняя пенсия по стране 13000 руб. в месяц,  средняя официальная инфляция 13 %. Добавка к пенсиям: 13000 х 0,13 =1690 руб. сохраняет покупательную способность: 1690/6000 = 0,282 т.е. 28,2 %, а не 13 % и не 4%! Тенденция непрерывного снижения реальных зарплат и пенсий у 80% населения наблюдается с 2000 года. Статистики обманывают и президента, и народ. Никогда реальные доходы у основной массы населения не росли.

По фактическим данным газеты «АиФ» и нашим подсчетам «народной корзины» реальные доходы  снизились за два года,  с 01.01.2014 г. по 01.10.2015 г.,  в Москве – на 70%, в Центральном  федеральном округе (в т.ч. и в  Дубне) – на 50% и в целом по стране – на 58%. Если  правительство  пойдет на нарушение законов и утвердит размер индексации существенно ниже официальной инфляции, то страну захлестнет бедность.

Предчувствуя катастрофу, мы послали Президенту РФ нижеследующую телеграмму:«Москва Кремль Путину. Реальные доходы пенсионеров упали в полтора раза. Вынашивают планы снизить еще в два раза. Этого допустить нельзя. Есть другой выход. Изменить механизм индексации. Ольга Голодец в курсе. Профессор Зайцев, ОИЯИ,  Дубна».

Прежде чем решиться на это, мы направили подробный материал (прилагается) Ольге Голодец и получили от Минтруда поразительную отписку. В ней ни слова о том, по какой причине нельзя использовать наш механизм, хотя в предыдущем письме Минтруда от 07.05.2014 г. его использование не исключалось.

Спрашивается, почему правительство так упорно не хочет принять эффективный механизм индексации, не требующий никаких дополнительных затрат. Оно  что,  не хочет повысить доходы малоимущих, не хочет увеличить платежеспособный спрос населения (основу развития страны), не хочет существенно снизить децильный коэффициент и, наконец, не хочет отказаться от продуктовых карточек – позора страны в XXI веке?! Все это автоматически решается при новом механизме индексации и минимуме администрирования.

Очевидно, что «разбогатевший народ» неудобен для власти. Он выставляет свои требования, защищает свои имущественные права, требует гласности и т.п. Бедность – лучшее средство для укрощения строптивых и разговорчивых. Другой явной причины «отфутболить» наше предложение мы не видим. Или власть не понимает, что очень скоро потеряет всякое доверие народа.

ИНДЕКСАЦИЯ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ НАЧИСЛЕНИЯ

По данным Росстата, в России растет количество граждан, проживающих за чертой бедности. Уровень жизни из-за недоиндексации доходов снижается у подавляющего большинства граждан. Почему же происходит падение уровня жизни народа, несмотря на ежегодные заявления руководителей страны о росте зарплат и пенсий за счет индексации? Для того, чтобы это понять, необходимо разобраться с понятием ”индексация” и механизмом ее начисления.

ПОНЯТИЕ ”ИНДЕКСАЦИЯ”

Индексация в отличии от компенсации не может быть частичной по определению.  Именно поэтому законодатель в ст. 134 ТК РФ об индексации записал: ”обеспечение повышения уровня реального содержания зарплаты” и не мог записать иначе: ”с целью повышения просто зарплаты (номинальной) ”. Номинальная зарплата всегда растет при любой величине компенсации, а реальная зарплата сохраняется только при индексе увеличения зарплаты равном индексу реальной инфляции. Под ”инфляцией” понимается индекс потребительских цен. Таким образом, покупательная способность зарплаты, пенсии и др. должны непременно сохраняться в условиях инфляции  - роста цен и тарифов. Иначе пропадает смысл индексации, поскольку уровень жизни работника или пенсионера будет ежегодно снижаться. Причем это не единичные случаи, а устойчивая тенденция, противоречащая статусу “социальное государство”.

ИНДЕКСАЦИЯ ПЕНСИЙ

Сильно подорожавшая к концу 2014 года “народная корзина” (табл.1) вгоняет в окончательную бедность также и большинство пенсионеров. Тот факт, что покупательная способность зарплат и пенсий резко снизилась, а число бедного населения возросло, признала недавно и вице-премьер Ольга Голодец.   Это означает что, несмотря на повышение номинальных зарплат и пенсий, их реальное содержание постоянно снижается. И причина здесь не в финансовом кризисе, как нам внушают.

Таблица 1


Причина в другом. В неправильном определении инфляции и несправедливом механизме индексации. Официальная инфляция подсчитывается по набору (корзине) из 490 наименований товаров и услуг, включая предметы роскоши. Но многие из них малообеспеченные россияне (которых более 80 %) не приобретают совсем. Пенсионерам элементарно не хватает на еду и лекарства, услуги ЖКХ и транспорт. Доходы низкие, а деньги на внутреннем рынке непрерывно обесцениваются. С 1990 года рубль обесценился по покупательной способности в 200 000 раз (без учета деноминации). Об этом предпочитают не говорить. О курсе же доллара и евро СМИ вещают ежедневно. Пенсионерам это нужно?

В табл. 2 приведены затраты пенсионера в зависимости от дохода (размера пенсий). Практически пенсий хватает только на “народную корзину”. Значит, по ней и должна определяться реальная инфляция.

Таблица 2. На что пенсионеры тратят деньги от среднего дохода,  %

Товары, услуги

1 группа *

6 млн чел. ср. доход 1 ПМ

2 группа *

16 млн чел. ср. доход 1,5 ПМ

3 группа *

15 млн чел. ср. доход 2,5 ПМ

4 группа**

1 млн чел. ср. доход 4 ПМ

Продукты

49

46

40

30

Алкоголь, сигареты

0,5

2

2

2,4

Одежда, обувь

-

-

6

10

Услуги ЖКХ

35

33

30

12

Бытовая техника

-

-

-

6

Лекарства

1,5

7

8

3

Транспорт

13

11

8

14

Связь, почта

1

1

2

4

Отдых

-

-

-

7

Образование

-

-

-

1,4

Гостиницы, кафе

-

-

-

3

Сбережения

-

-

4

7,2

ПМ- прожиточный минимум пенсионера

* - данные независимых экспертов

**- данные Росстата

Путин заявил, что: ”в феврале 2015 года будем индексировать пенсии по реальной инфляции”. Что он имел в виду ? Априори было очевидно, что индексация пенсий на 11,4% всех ”под одну гребенку” не восстановит их покупательную способность.

Любому мало мальски грамотному экономисту ясно, что усредненный для социума показатель (официальная инфляция) недопустимо применять в регионах, к отдельным группам граждан, а тем более к доходам индивидуумов (пенсионерам, бюджетникам и др.). Инфляция и размеры индексации должны быть дифференцированы по регионам и по доходам. В крайнем случае, усредненный показатель может быть применен к средней зарплате в стране (регионе).

В таблице 3 приведены данные за четыре года, опубликованные в “АиФ”. Видно, что цифры в 4-6 раз выше официальной инфляции, причем разброс по регионам очень большой.

Таблица 3 Инфляция “народной корзины”,  %

Город (федеральный округ)

За 2012 г.

За 2013 г.

За   2014 г.

За 2015 г.

(за 9 месяцев)

Москва (ЦФО)

14,4

16,9

49,1

16,84

Рязань (ЦФО)

40,9

39,4

60,1

-10,7  (?)

Краснодар (ЮФО)

17,2

33,4

31,4

22,15

Вологда  (СЗФО)

9,7

19,9

36,7

30,42

Хабаровск (ДФО)

98,7

64,2

19,2

9,6

Новосибирск (СФО)

17,8

15,2

26,2

3,54

Нижний Новгород (ПФО)

18,1

22,2

23,8

15,11

Челябинск (УФО)

46,7

41,6

26,3

36,2

Ставрополь (СКФО)

16,4

41,5

81,1

-0,1

В целом по стране

31,1

32,7

39,5

13,67

Официальная инфляция Росстата

6,6

6,5

11,4

10,3

Мы провели расчеты в цифрах (“цифры – вещь упрямая”) и установили катастрофическое снижение покупательной способности пенсий (см. рисунок).

На рисунке показан интервал народной инфляции, привязанный к группам пенсионеров (см. табл. 2).

Мы прогнозируем снижение реальной пенсии к концу 2015 года: со 100% до 70% в  четвертой группе; до 50% в третьей группе; до 30% во второй группе и до 15 % в первой группе. За начало отсчета условно принято 100% на 01.01.2012 г. На самом деле снижение реальных пенсий больше, если учесть предыдущие годы. Например, средняя (реальная) пенсия с 2000 года снизилась в 2-4 раза. Потому что номинальная пенсия за этот период возросла в 10 раз, а цены увеличились в 20-40 раз (см. “Аиф” №21 стр. 11, 2011 г.)

Беднеют все 38 млн пенсионеров, но в разной степени в зависимости от пенсионного дохода. Поэтому и размеры индексации ( в процентах) должны быть разные. Как это проще сделать? Индексировать нужно не в процентах, а в абсолютных величинах в рублях, как это делало правительство, например, компенсируя украденные в 1992 году сбережения. Тогда каждому давали по 1000 руб. независимо от размера вклада. У некоторых вклады были огромные - правительство не решалось компенсировать в процентах.

Надо в  регионе (городе) подсчитать стоимость “народной корзины” в начале и в конце года. Разницу в виде рублевой прибавки начислить всем без исключения независимо от пенсионного дохода. Под пенсионным доходом понимается сама пенсия плюс надбавки: региональные и др.

В табл. 1 “АиФ” приводит перечень товаров и услуг, но не указывает нормативы потребления. Без них посчитать стоимость ”народной корзины”  - невозможно. Регионы должны сами принять свои нормативы для ”народной корзины”. Это не трудно сделать. В 1996 году нормативы потребления в целом для РФ были разработаны Госдумой в связи с законодательным пакетом по утраченным сбережениям  1992 года (см. приложение к закону №87 – ФЗ от 06.06.1996 г.). Их можно взять за основу.

Поясним примером. Допустим, “народная корзина” в начале года стоила 6 000 руб. в месяц, а в конце года ее стоимость выросла на 30% до 7800 руб. Прибавка каждому пенсионеру – 1800 руб. в месяц сохраняет покупательную способность пенсионного дохода. Если индексировать пенсии на 11,4 %, то пенсионеры первой группы с доходом равным ПМ получили бы прибавку только 741 руб. (ПМ – пенсионера – 6500 руб. в месяц). Пенсионеры четвертой группы с доходом 4 ПМ получили бы 2964 руб. в месяц (вместо 1800 руб.), что необоснованно с точки зрения индексации, поскольку потери от подорожания корзины одинаковы для всех.

ИНДЕКСАЦИЯ ЗАРПЛАТЫ

Обычно индексация зарплаты производится на величину официального уровня инфляции или ниже. Заметим, что в существующем Трудовом кодексе не прописан механизм индексации, однако ст. 130 ТК РФ и определение Конституционного суда №913-0-0 от 17.06.2010 г. обязывает работодателя индексировать заработную плату бюджетников. Правительство в этом году пока размышляет, проводить ли “индексацию” на 5,5 %.

Для людей с низким уровнем дохода эта ”индексация” в действительности мало что компенсирует и из года в год погружает их в еще большую бедность, а в стране наблюдается огромное социальное расслоение.

Децильный коэффициент отношение дохода (зарплаты) 10% самых богатых к 10 % самых бедных у нас в стране достигает 30. Обычно доходы топ-менеджеров и олигархов не учитываются. С их учетом децильный коэффициент более 65.

В таблице 4 приведены данные Росстата за 2003 год, опубликованные в газете ”Труд” от 27.04.2004 г., а также наша оценка по разным источникам за 2013 год. В каждой группе  - 3,4 млн. человек, т.е. 10% от общего числа работающих.

Таблица 4. Средняя зарплата по децильным группам (руб.)

*- прибавка при индексации на 10 %

** - разница между рублевой прибавкой (2810 руб.) и индексационной.

По данным газеты ”АиФ” (№21, 2011, №52, 2013 г., №1-2, 2014 г.) можно определить, что в среднем за 10 лет официальная инфляция составляла 19% в год, а социальная (реальный рост цен на основные продукты питания, услуги ЖКХ, проезд в общественном транспорте и т.д.) инфляция  - 32% в год. Соответственно, накопленные индексы инфляции :  1,1910 = 5,6 и 1,32 10 =16. Первая цифра показывает насколько возросла номинальная зарплата, а вторая – насколько увеличилась стоимость ”народной корзины”. Методика правительства нарушает закон целеполагания ст. 134 ТК РФ, что дает формальное право на обжалование в суде.

Группа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2003 г.

611

1220

1775

2328

2994

3746

4768

6124

8242

18359

2013 г.

3420

6832

9940

13036

16766

20978

26700

34294

46156

102810

Индекс

0,1 *

342

683

994

1304

1677

2098

2607

3429

4616

10281

+/- **

+2468

+2127

+1816

+1506

+1133

+712

+140

-619

-1806

-7771

При индексации зарплаты можно обойтись без величины социальной (народной) инфляции. Прибавку можно определить по средней зарплате. В нашем примере в 2013 году (табл.4) она 28100 руб. в месяц. Допустим, официальная инфляция 10%. Объективная прибавка для всех групп 2810 руб. сохраняет покупательную способность зарплаты во всех группах. Например, минимальная зарплата в Центральном федеральном округе примерно соответствует второй группе в табл. 4: разделим 2810:6832 = 0,4 ( 40 % ”народная инфляция” в ЦФО табл. 3).

Посмотрим, как может измениться децильный коэффициент через 10 лет, если индексацию зарплаты проводить по нашему механизму. Предположим, что рублевая прибавка останется неизменной до 2024 года (2810 руб.). Это разумное предположение, т.к. средняя зарплата должна расти, а инфляция снижаться. Тогда зарплата в первой группе возрастет: 3420+(2810*10)=31520 руб., а в 10 группе: 102810+ (2810*10)= 130910 руб. Отношение: 130910:31520= 4,2  - есть будущий децильный коэффициент.

Следует заметить, что децильный коэффициент уже сейчас мог бы быть порядка 5 (вместо 30), если бы правительство десять лет назад приняло наш механизм индексации зарплаты. У чиновников не было никаких аргументов против, нет их и сейчас. Тем более, что для этого не требуется дополнительных финансовых вливаний. Теперь, когда ситуация критическая только, лично Президент РФ может изменить ее,  пересмотрев методику индексации доходов.

Легко подсчитать, что по суммарным фактическим затратам на индексацию методика правительства и наша - ничем не отличаются, происходит лишь перераспределение средств. Преимущество нового механизма индексации не только в значительном снижении децильного коэффициента, уменьшении социального расслоения, сокращении бедности, но и в  увеличении потребительского спроса малообеспеченным населением, поскольку их доходы ежегодно существенно возрастут. При этом отпадает необходимость введения продуктовых карточек, поскольку беднейшие слои автоматически получат ту же сумму без каких либо дополнительных расходов на оформление.

Обращаем внимание, что в рассматриваемом примере речь идет лишь об индексационной надбавке к зарплатам. Повысить доходы работников государство и частные работодатели могут и за счет иных надбавок, не связанных с индексацией. Но пока правительство и работодатели не предпринимают никаких мер по сокращению разрыва доходов между богатыми и бедными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложены два механизма индексации зарплат и пенсий. Суть первого в том, что по официальной инфляции Росстата индексируется не зарплата каждого работника, а средняя зарплата в регионе, городе или на предприятии. Сумма в виде рублевой прибавки начисляется всем без исключения независимо от их дохода.

При индексации пенсий определять рублевую прибавку по средней пенсии нецелесообразно, потому что она пока слишком мала (11600 руб.). С целью сохранения покупательной способности пенсии мы предлагаем определять прибавки по удорожанию ”народной корзины”. Однако на первом этапе можно исходить из средней пенсии.

Минтруд России считает, что наш метод как один из возможных способов индексации заработной платы может быть использован ( письмо от 7.05.2014 г. №14-1/10 (3055841-3375) , когда уровень зарплаты работников не превышает среднюю зарплату в регионе, т.е. для малообеспеченных 1-7 группы (табл. 4). Этого мы и добиваемся.

Правительство, Госдума и СМИ делают вид, что ничего не знают о ”народной корзине” и наших механизмах. Правительство продолжает частично компенсировать рост цен. Это даже нельзя называть ”индексацией” (согласно определению). О выполнении каких социальных обязательств все время как ”мантру” повторяет правительство, если люди непрерывно беднеют? Следить за ростом цен и товаров можно до бесконечности. Адресная соцподдержка – унизительна для такой великой страны.

Единственный путь остановить опасную тенденцию нарастающей бедности – это эффективная и справедливая индексация доходов граждан. Не надо ждать КАТАСТРОФЫ!

Л.Н. Зайцев, докт. техн. наук, профессор, ОИЯИ

Я.Н. Викулин, депутат Совета депутатов г. Дубны

P.S. Наш прогноз о снижении реальных пенсий в 1,5 раза полностью подтвердился. Если правительство снизит ”индексацию” до 4%, то социальное недовольство гарантировано. Чтобы избежать этого и сохранить покупательную способность пенсий, необходимо индексировать ее не в процентах, а в рублях, исходя из средней пенсии в 12 тыс. руб. Официальная инфляция за 2015 год  будет 12% . Прибавка всем 1440 руб. в месяц обеспечит сохранении покупательной способности пенсии. ”Индексация” в 4 % даст прибавку всего в 200 -300 руб. в месяц (для 1-й группы, табл. 2). Реальная пенсия упадет за 3 года еще в два раза, что многократно увеличит число бедных. Мы посылали этот материал в правительство (Ольге Голодец), но получили лишь очередную отписку, не связанную с рассмотрением предлагаемого метода индексации.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
< Ноября 2015 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 27 28 29
30            

Простая математика
Курсы валют на 27 Мая (cbr.ru)
byrBYR30.55(+0.25)
usdUSD56.76(+0.69)
eurEUR63.67(+0.66)
uah10 UAH21.55(+0.22)
Встреча, Газета , Ооо