СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Рождество Христово Печать
11.01.2024 10:45

Православные дубненцы отметили праздник Рождества Христова. Во всех храмах города прошли праздничные службы. Празднование Рождества продолжается в течение шести дней. Затем, 14 января, почитается память святителя Василия Великого, а 15 января начинается предпразднество Крещения Господня. 19 января православные отметят сам праздник Крещения, который ещё называется праздником Богоявления.

 

Происхождение обоих праздников, Рождества и Крещения, имеет общую историю в развитии христианской церковно-богослужебной жизни, и начало их находится в самой отдаленной и глубокой древности. В связи с этим бытует множество мнений относительно праздника Рождества, из которых делаются различные выводы, порой не совсем корректные. Некоторые считают, что в древности христиане не отмечали вообще Рождество Христово, а потом исходя из этого думают, что и самого события якобы не было. Другие утверждают, что праздник возник не ранее второй половины IV века, и сделано это лишь для того, чтобы 25 декабря (7 января по новому стилю) заменить собой языческий праздник Сатурналий и служения Митры.

Однако, как уже и было сказано, праздник Рождества Христова имеет древнее происхождение. По крайней мере уже во втором веке христиане отмечали этот праздник. Такой вывод можно сделать на основании слов Климента Александрийского. «Есть люди, - пишет он, - которые с излишнею тщательностию стараются определить не только год, но и день рождения нашего Спасителя; оно было, говорят они, в 28 год правления Августа, в 25 день месяца Пашома. А последователи Василида празднуют и день его крещения, проводя уже предшествующую ему ночь в чтении писаний; они говорят, будто это есть 15 год императора Тиверия и 15 день месяца Тиби. Иные празднуют 11 день того же месяца Тиби».

Пашом и Тиби - месяцы египетского календаря, и 11 Тиби соответсвует нашему 6 января (19 января по новому стилю). В этот день сейчас мы отмечаем праздник Крещения Господня. В древности же этот праздник назывался Епифания или Теофания, что в переводе на русский язык означает Богоявление. Сейчас 19 января мы тоже отмечаем Богоявление, но в древности смысл и основание праздника разными отцами и в разных поместных Церквах объяснялся неодинаково. Так, Ориген, ученик Климента, замечает, что в его время праздновался 6 января, но спорили относительно дня и его значения. Сам Ориген старается доказать, что день этот должен быть днем Крещения. Подобным образом и небезызвестный Иоанн Златоуст основание праздника в событиях Крещения Иисуса Христа в реке Иордан.

Название праздника Епифания святитель Иоанн Златоуст видит в том, что Сын Божий, видимо, явился не после своего рождения, но только тогда, когда крестился. По мысли святителя «народ мог бы считать Иоанна (Крестителя) выше Иисуса, которого он не знал и которого видел крестившимся от него. Потому-то отверзлись небеса, Дух Св. сошёл на Него и сделал Его всем известным». То есть Златоуст в слове Епифания видит акт, через который Иисус Христос сделался известным. Однако смысл происхождения названия праздника Епифания или Теофания следует видеть в том, что Рождение Иисуса Христа есть явление Бога во плоти. Эта мысль соответствует древнейшей церковной традиции. Целый ряд святых отцов свидетельствуют, что 6 января, Епифания, всегда было праздником рождения Христа. Если бы праздника Рождества Спасителя не существовало в Древней Церкви и в праздновании 6 января отражались исключительно события Крещения Иисуса Христа, как говорят сейчас некоторые, то это было бы фактическим опровержением Церковной веры в Божество Иисуса Христа. Тогда последователи эвионизма и докетизма, а позднее ариане и прочие еретики, отвергавшие Божественную природу Иисуса Христа, возымели бы сильнейший аргумент в самой Церковной традиции. Но мы нигде в истории этого не видим. Напротив, не отвергая, конечно же, важность Крещения Иисуса Христа, Церковь наибольшее внимание сосредотачивает на событиях рождения Господа. В нашем православном Символе Веры мы выражаем веру «во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, прежде всех веков от Отца рожденнаго, Бога истиннаго, от Бога истиннаго рожденна, несотворенна… нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Святаго и Девы Марии и вочеловечившагося…».

Подобным образом и древние отцы Церкви в празднике Теофании видели прежде всего праздник рождения Господа нашего Иисуса Христа. Так, Ефрем Сирин называет этот день днем рождения Иисуса Христа. Святитель Василий Великий в своей речи на праздник 6 января говорит следующее: «Он явился нам не в образе Бога, чем устрашил бы слабую природу, но в образе раба, чрез что освобождает рабов. Поэтому будем выражать радость в голосе и в телодвижениях. Будем называть этот праздник наш Theophania (Теофания). Будем праздновать спасение мира; будем торжествовать день рождения человеческого рода. Ибо ныне разрешена клятва Адама».

Ещё яснее высказывается на этот счёт Григорий Назианзин в своей проповеди на этот праздник: «Ныне празднуем мы Богоявление (Теофания) или праздник Рождества; он называется двояким образом потому, что два имени даются одному и тому же событию, ибо Бог явился чрез своё рождение человеком: Теофаниею называется потому, что Он явился (т.е. чудесным образом) праздником рождения потому, что Он родился. Итак, как в древнем Адаме мы умерли, так станем жить во Христе, если мы со Христом родились, пригвождены к кресту, погребены и воскресли». А Епифании Кипрский часто повторяет, что Христос родился во плоти в праздник Епифания 6 января.

Разногласия мнения христианских авторов относительно основания одного и того же обычая праздника 6 января очевидно указывает на совместное празднование двух событий, которые сами собою совпали в сознании древней церкви и непосредственно соединялись в идее праздника, уживаясь мирно некоторое время и не возбуждая недоумений, а теперь (в IV веке) стали обособляться по мере пробуждения рефлекса церковного самосознания. Отчасти в связи с этим, а отчасти и необходимостью борьбы с легкомыслием арианского рационализма вызвано введение самостоятельного праздника Рождества Христова 25 декабря. Сам же обычай отмечать праздник Рождества 25 декабря сложился изначально в Римской Церкви с древнейших времен и восходит к апостольскому преданию. Основания для празднования Рождества в этот день находили и в пророчествах Аггея, который с 10 стиха 2-й главы пророчествуя о Мессии трижды упоминает 24-й день девятого месяца, что соответствовало декабрю в римском календаре. Поэтому праздник начинался 24 вечером и продолжался 25-го ночью, собственно, так же, как это делается и в настоящее время. Позднее этот обычай распространился и на некоторые другие области Римской империи. Там, где Рождество отмечалось 25 декабря, было выше всякого сомнения, что Христос в этот день и родился.

О введении 25 декабря, как особого праздника Рождества Христова, в восточных церквах особенно ратовал Святитель Иоанн Златоуст. В своей проповеди на этот день в 386 году он сказал такие слова: «Хотя нет ещё и десяти лет, как этот день стал нам известен, но он празднуется вашею ревностию так, как будто он предан был много лет назад». Таким образом обычай отмечать Рождество 25 декабря отдельно от 6-го распространился во второй половине IV века, хотя необходимость этого назревала уже давно, о чем высказывались и некоторые святые отцы. Так, Святитель Кирилл иерусалимский писал, что невозможно в один день идти в Вифлиеем и на Иордан, выражая буквально то, что понималось духовно.

Таким образом, при изучении истории церковных праздников становится очевидным, что основание христианских праздников никоим образом не лежит в языческой традиции. Праздник Рождества не мог возникнуть из языческого понятия о 25 декабря как дне солнечного поворота и празднования его в честь Митры, а 6 января не происходит из египетского праздника в честь бога Осириса. Обычаи христианских праздников основаны на библейских сказаниях и корнями врастают в церковную традицию и церковную историю. Также современному христианину должно стать понятным, что христианская богослужебная традиция не является чем-то статичным. Постоянные и неизменные истины христианской веры могут выражаться различными средствами, которые могут быть гибкими и видоизменяться время от времени. Прежде всего следует обращать внимание на те мысли и чувства, воплощением которых и стал праздник, чтобы Истинному Богу, рожденному от Истинного Бога и воплотившемуся от Девы Марии, нашлось место в нашей жизни!

Виталий КАЗАНЦЕВ, иерей

Фото Ольги ЛАБУТИНОЙ

 
 
< Января 2024 >
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.