СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Соборование - таинство исцеления Печать
20.03.2014 07:24

В дни Великого поста во всех храмах Православной церкви совершается таинство елеосвящения, или соборование. В этом таинстве, которое совершается собранием (собором) священников, Церковь возносит молитвы Богу об исцелении от болезней телесных и прощении забытых грехов. Чин соборования состоит в чтении над больными Священного Писания и помазания их освященным маслом (елеем). Помазание маслом с молитвой об исцелении совершали ученики Господа Иисуса Христа еще в дни Его земной жизни: «Они пошли и проповедывали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:12-13). А святой апостол Иаков заповедует верующим: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).

Мы попросили благочинного церквей Дубненско-Талдомского округа протоиерея Владислава Бобикова ответить на некоторые важные вопросы о таинстве соборования. 

Отец Владислав, расскажите, для кого установлено таинство соборования, кому приступать к нему можно и нужно, а кому – нежелательно или не имеет смысла.

Таинство соборования установлено, прежде всего, для больных людей. У нас распространено мнение, что собороваться необходимо всем без исключения – на том основании, что все мы, мол, больные, нет здоровых людей и тому подобное. Это не совсем обосновано. К этому таинству должен прибегать человек, который болеет чем-то конкретным и довольно серьезным – не насморком с ангиною, а болезнью ощутимой, которая мешает человеку жить, приносит ему страдания телесные и душевные. Но, прибегая к этому  таинству, мы не должны полагать, что после соборования, буквально на следующий же день, любая болезнь отступит и исчезнет. Нет. Ведь часто болезни – это напоминание нам от Бога о том, что что-то в нашей жизни не так. Напоминание о грехах. И в таинство соборования Господь очищает нас от забытых нами грехов – именно забытых, а не тех, что мы не открыли на исповеди, утаили.

Кому не имеет смысла собороваться? Прежде всего, детям до 7 лет. Даже если ребенок болеет. Ведь дети болеют не по своим грехам. Здесь надо, прежде всего,  родителям обратить  пристальное внимание на свою жизнь, ведь дети болеют по их грехам. Это родители должны каяться на исповеди, причащаться, меняться к лучшему. Тогда и они сами, и их дети получат милость от Бога. Также я не рекомендую собороваться детям и после 7 лет, если ребенок  не до конца понимает, для чего это таинство и зачем его сюда привели.

Есть мнение, берущее свое начало в практике Католической церкви, что собороваться надо лишь перед смертью. Это мнение было распространено в XIX веке. Но это не так. Есть церковное правило, что если человек находится в болезни неизлечимой, предсмертной, то соборовать его, то есть молиться об исцелении, нет никакого смысла. Соборование – это таинство исцеления, а не напутствия в мир иной. Умирающему же  необходимы таинства исповеди и святого причащения.

Сейчас, когда людям стало доступно много информации о Церкви, о таинствах, в храм могут прийти и люди малоцерковные, маловерующие, чтобы пособороваться «на всякий случай»...

Я всегда предостерегаю тех людей, которые приходят в храм только на соборование, узнав о некоем таинстве, которое помогает исцеляться от болезней, но не участвуют в течение года в таинствах исповеди и святого причащения, не живут церковной жизнью. Таких людей очень серьезно предупреждает Господь: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (12:43-45). Приступая к таинствам святой Церкви, человек должен,  прежде всего, изменить свою жизнь, чтобы его душа не оставалась пустой, а жизнь – бесплодной.  Соборование должно стать либо началом серьезной духовной жизни для тех, кто приступает к нему впервые, или оно – естественное продолжение его жизни в Церкви.

Болезни называют следствием греха. Но можно услышать мнение, что есть прямая связь между конкретными болезнями и конкретными грехами, например, от осуждения ближних болеет язык, от гнева — зубы и так далее. Правда ли это?

Попытка каждый грех сопоставить с конкретной болезнью не совсем правильна. Ведь насколько разнообразна наша жизнь, настолько и разнообразны наши грехи. Господь не выписывает болезни, словно лекарства, на каждый наш грех. Господь видит душу человека, знает его сердце, и все зависит от воли человека, глубины его веры Это тайна отношений Бога и человека. Но, конечно, мы знаем, с другой стороны, и ряд всем известных примеров греха и его прямых последствий в виде заболеваний. Это грех пьянства, разрушающий организм и, в частности, приводящий к болезням печени, это блудные грехи и их спутники – венерические заболевания. Это всем известно как предостережение, предупреждение свыше.

Да, некоторые святые отцы называли конкретные грехи в качестве причин той или иной болезни. Но дело здесь в другом. Они по дару от  Бога прозревали в человеке и его грехи, и болезни, и называли их, сопоставляли, но именно для конкретного человека, в конкретной ситуации. Нельзя переносить откровение святого, данное одному человеку, на всех людей, на все ситуации.

Каждая болезнь дает человеку задуматься о себе, о своей жизни, переосмыслить ее, но все это, конечно, очень индивидуально. Болезнь бывает как следствием греха, так и средством его предотвращения. Вспыльчивый человек, но, к примеру, парализованный, не сможет, конечно, в гневе  нанести  увечья кому-нибудь, причинить большой вред себе или другому. И Господь, видя как его чистое сердце, так и его вспыльчивость, которую он не может и не сможет преодолеть, иногда посылает некую болезнь. Поэтому-то наши болезни не всегда исцеляются.

Есть и еще один вид болезней, который встречается нечасто – это болезнь к славе Божией. Пример такой болезни мы можем встретить в Евангелии, когда ученики спрашивали Господа о слепорожденном человеке, что явилось причиной его слепоты – его собственные грехи или грехи его родителей. Господь же сказал им: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:2)  — и исцелил несчастного. Или, например, слепота и болезни блаженной Матроны. Такие болезни – особое действия  промысла Божия.

А почему соборование совершается в храме во время Великого поста? И только ли в это время можно собороваться?

Собороваться можно в любое время года. Это таинство, так сказать, частное, индивидуальное, как, например, крещение, и в случае болезни человек может обратиться к священнику с просьбой о совершении над ним этого таинства. А традиция совершать общее соборование в дни Великого поста связана с тем, что это время сосредоточения духовной жизни. Время внутренней собранности, покаяния. Поэтому соборование особенно уместно в дни поста, поскольку покаяние, стремление освободить свою душу от греха – это основа, на которую ложится таинство соборования, как и любое таинство Церкви.

Замечу, что по поводу одной конкретной болезни следует собороваться только один раз. Но если есть болезни хронические, как, например, диабет  и тому подобное, то можно собороваться ежегодно.

В завершение беседы хочется подчеркнуть, что залогом нашего исцеления в таинстве соборования являются наше покаяние и вера. Человек должен быть готов вручить себя и свою душу в руки Божии. Без этого соборование помочь человеку не сможет, как и любое таинство Церкви, если оно принимается человеком без веры.

Беседовал диакон Олег Мартынов-Скавронский

 

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.