Баннер
СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Казанский храм в Иванцево: от запустения к возрождению Печать
29.10.2020 06:39

В преддверии праздника Казанской иконы Божией Матери мы побеседовали со священником Леонидом САЛТЫКОВЫМ, настоятелем храма, построенного в честь этого образа Пресвятой Богородицы в деревне Иванцево (прежде Стариково) Талдомского района.

 

- Отец Леонид, мне посчастливилось увидеть, как 11 октября 2017 года на храм Казанской иконы Божией Матери возвели главу с отреставрированным крестом, который стоял на ней до революции, а после революции был… расстрелян. Реставраторы вынули несколько пуль, выправили металл и снова покрыли крест позолотой.

- Да, и на колокольне, и на главном куполе кресты старинные, которые изначально были на этом храме. Длина креста на куполе два метра, у его основания надпись: «Сей крест сооружен в 1899 году июля 8 дня во славу Казанския иконы Божией Матери при священнике Матвие Смирнове и церковном старосте Игнатие Васильеве Шлихунове».

- Всё это очень символично, особенно в отношении этого храма, который был изначально благолепен, потом впал в «мерзость запустения» и теперь возрожден. Какова его история?

- История храма началась более 170 лет назад, когда жители села Стариково и окрестных деревень захотели иметь теплый каменный храм. Молились они в неотапливаемом деревянном, освященным в честь великомученика Георгия Победоносца. Место для строительства выбрали в деревне Стариково. В 1847 году приступили к строительству и через 11 лет храм построили. Один из приделов назвали в честь Георгия Победоносца, другой – в честь святителя Николая, а главный алтарь посвятили Божией Матери – её Казанскому образу. Остался и прежний деревянный храм, которому на тот момент было 70-75 лет.

Молитва не затихала в этих храмах до времени гонений. Особенно страшные события происходили, начиная с 30-х годов. В 1935 году в храм был поставлен служить будущий священномученик Афанасий Докукин, вернувшийся из ссылки. Он служил здесь в 1935-1936 годах, затем его перевели в Сергиево-Посадский район. В сентябре 1937 года отца Афанасия арестовали и 9 октября 1937 года расстреляли. Было ему всего 38 лет. А на его место в Казанский храм, также после тюремного заключения, был поставлен служить будущий священномученик Феодор Дорофеев. Он прослужил с 1936 по 1937 год и с этого места служения был арестован и расстрелян 10 декабря 1937 года.

В 2000 году юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной церкви причислил священников Афанасия Докукина и Феодора Дорофеева к лику новомучеников и исповедников Российских.

Храм долгое время находился в запустении. Когда его закрыли и разграбили, в нем хранили минеральные удобрения. А в 70-х годах, как говорят местные жители, молодые люди, братья, стали разбирать храм, добывая кирпич. К 1971 году полностью была утрачена церковная ограда, а из-за разбора здания произошло обрушение трапезной части храма. В таком состоянии он находился до 2000-х годов. Разобрали и несколько колонн, державших купол храма, и часть купола также обрушилась. А 16 апреля 2001 года, в Светлую седмицу, произошло полное разрушение главного купола храма. Прибавилось работы верующим, которые жаждали восстановить церковь.

- Вы стали настоятелем Казанского храма в 2007 году, какое впечатление он произвел на Вас?

- Я мечтал служить в восстанавливаемом храме. И когда получил назначение в этот храм, то увидел, что уже понемногу производились восстановительные работы, часть кирпича вынесли, можно было увидеть огромнейшую кучу битого кирпича снаружи, но еще больше его оставалось внутри. Перед мной стояла задача возродить храм, придать ему первозданный вид. Приступили к исследованиям возможности сохранения стен. Пристроили маленькое помещение к алтарю, сам алтарь сохранился. Богослужения проходили только в виде молебнов. В первый год моего служения приняли решение накрыть временной кровлей центральную часть храма, ту, что раньше находилась под куполом, и была воздвигнута крыша 13 на 13 метров. Средств недоставало. Самому приходилось трудиться, привлекать знакомых. Расчищали фундамент, чтобы его мог обследовать архитектор. Некоторые прихожане помогали деньгами. Видя, что батюшка работает внутри храма, заходили, передавали средства на продолжение восстановления.

Несколько лет после этого облик храма никак не менялся. Однако же осуществлялось сотрудничество со специалистами, архитекторами, реставраторами, которые исследовали и фиксировали состояние здания.

В 2009 году был создан сайт, где размещалась информация, отображающая характер поврежденности строения, перечень необходимых работ. И через полгода откликнулся человек, который имел желание возродить именно этот храм, – Сергей Сергеевич Васильев. На то время он жил далеко. Зашел на сайт, увидел, что движение по восстановлению идет, созвонился со мной, пообещал приехать посмотреть храм. При встрече мы переговорили о том, что есть специалисты, которые занимаются реставрационным проектом здания, но нет денег, чтобы приступить к реставрации. Разработка проекта – огромная работа, которая прежде согласовывается в надзорном органе и требует очень больших денег. Он заверил, что передаст такие средства. Тогда началась уже более целенаправленная деятельность по воссозданию храма. Когда все документы были сделаны, согласованы (на это ушло несколько лет), была создана реставрационная организация, она совершала свои работы с 2015 года.

- Почему Сергей Сергеевич решил восстанавливать именно этот храм, наверняка, были какие-то на это причины?

- От брата своего дедушки, Виталия Егоровича Смолева, он узнал, что его прямой предок прапрапрадед Еремей Петрович Горшков участвовал в строительстве храма, а потом был в нем староста. Сергей Сергеевич заинтересовался историей храма, поднял архивы. Нашлись письма, по которым можно было судить, как собирали деньги на строительство храма, кто и каким образом участвовал в его возведении, где добывали для кирпича глину, как доставляли и т.д.

Потому для Сергея Сергеевича так важно, чтобы то дело, которое начинал его предок, не погибло, и храм возродился. И Господь ему дает средства, которые он может выделить для храма.

Он осуществляет миссию по воссозданию, а наша задача молиться в этом храме. Ибо это не просто исторически значимое здание, в первую очередь, это храм, место для молитвы. И верующие, и все люди, которые вокруг живут или приезжают сюда летом отдыхать, должны просвещаться и принимать участие в жизни прихода. А задача священников, основных сотрудников храма и прихожан привлекать людей. У нас большая часть людей крещеных, и мы должны им об этом напоминать, напоминать, что необходимо молиться Богу. Крещение без стремления к Богу не будет спасительным. Человек должен обязательно обращаться к Богу. Для этого есть храмы, где мы молимся за общим богослужением, а не только дома.

- Восстановленный Казанский храм поражает размером и великолепием. Внутри удивительно красивый пол. Что еще предстоит сделать?

- Пол положен другой, старинные плитки не сохранились, поэтому пол другой. Он более красивый, более дорогой, но как был каменный, так и остался каменным.

Можно сказать, что внешне храм воссоздан. Теперь требует большого труда и времени внутреннее его убранство. Нуждается в благоустройстве территория храма, всё еще отсутствует церковная ограда. Раньше рядом с храмом располагался сад. Наверное, в малом объеме сад можно будет восстановить.

Сейчас еженедельно служатся Божественные литургии. В воссозданном храме мы уже совершали таинства крещения, венчания, отпевания.

Беседовала Светлана Козлова

 
 

Простая математика
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.
Встреча, Газета , Ооо