В связи с изменениями в законодательстве, а также событиями последнего времени актуальными становятся некоторые вопросы в сфере торговли. Ответить на них мы попросили начальника отдела торговли и защиты прав потребителей администрации города Юлию Викторовну Воропаеву.
– Дубненцев встревожила информация о том, что в Тверской области активно распространяется африканская чума свиней. Какие превентивные меры предпринимаются в нашем городе? Контролируется ли торговля свининой на рынках, и где сегодня разрешено продавать свиное мясо? – Официального запрета на продажу свиного мяса нет, однако будет не лишним порекомендовать горожанам с осторожностью покупать мясо, привезенное из Тверской области. В настоящее время на территории Тверской области введен карантин, случаев заболевания животных африканской чумой в пограничных районах Московской области и Дубне не выявлено. Роспотребнадзор и ветеринарные службы города неоднократно проводили рейды на территории города по торговым точкам и на рынках, в результате которых опасных видов мяса обнаружено не было. Рейд по несанкционированной торговле также не выявил нарушений. Однако стоит заметить: если продажа мяса ведётся на сомнительных основаниях, то от покупки свинины лучше отказаться. Продажа мяса на рынках безопасна, поскольку там осуществляется ветеринарный контроль, вернее, на рынках осуществляется ветеринарный контроль, и поэтому покупка мяса там безопасна. – Как бы Вы охарактеризовали ситуацию в торговле алкогольной продукцией в свете вступления в силу нового законодательства? Где в Дубне алкоголь продавать запрещено, и в каких местах запрет накладывается только на определённое время? – В сфере продажи алкоголя серьёзных жалоб нет и грубых нарушений тоже не выявлено. Однако предприниматели, которые, вероятно, понадеялись, что проверки пройдут позже, и вовремя не изменили режим продаж в торговых точках, привлекаются к административной ответственности. Наглядный тому пример – владелец палатки на ул. 9 Мая. Введен запрет на продажу пива и напитков на основе пива на остановочных комплексах. Запрет на продажу алкогольной продукции распространяется и на территории, прилегающие к зонам массового скопления горожан, и на места, где находятся источники повышенной опасности, но эти территории пока не определены в порядке, установленном субъектами правительства Московской области. Размер прилегающей территории, в пределах которой реализация алкоголя не допускается, остаётся прежним: до 100 метров – для детских, образовательных учреждений, оптовых и розничных рынков, до 25 метров – для вокзалов, аэропортов, станций метрополитена, железнодорожных платформ, медицинских учреждений, объектов военного назначения и объектов спорта. В целом режим продажи алкоголя в городе соблюдается, жалобы о нарушениях не поступают, и все магазины, кроме тех, которые располагаются на остановочных комплексах, действуют в законном порядке. То есть, начиная с 1 июля 2012 г., продажа пива после 21:00 допустима только при объемах спирта не более 5%, но только до 1 января 2013 года, когда пиво при любых объёмах содержания спирта будет приравнено к алкоголю. – Крупные сетевые магазины практически вытеснили мелких предпринимателей. Вместе с тем, часто люди по-прежнему отдают предпочтение последним. Существуют ли для них какие-либо меры поддержки и льготные условия торговли? – Существует программа поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, и предприниматели могут ею воспользоваться. Однако это не финансовая помощь, а юридическая: ведется разъяснение юридических и организационных вопросов, предоставляется необходимая для работы информация. Но каких-либо приоритетов для небольших магазинов нет. У сетевых магазинов другая ситуация – они арендуют площади у собственников, которым выгодно сдавать площадь одному предпринимателю, а не дробить на несколько маленьких отделов. Это не муниципальные площади, они принадлежат частным лицам, которые сами принимают решение о том, кому и на каких условиях сдавать площади в аренду. Но небольшие магазины, которые находятся в шаговой доступности, по-прежнему востребованы, ведь за какой-либо одной небольшой покупкой горожане приходят именно сюда. – Каким образом контролируется ситуация с рынком на левом берегу? Жители жалуются на отсутствие там тротуаров и грязь, а вместе с тем остальные торговые объекты благоустраиваются. – Мы постоянно осуществляем проверки на левобережном рынке и не увидели ничего, что могло бы выходить за рамки нормы. Естественно, рейды проводим без предупреждения и убедились, что на наших рынках, как левобережном, так и большеволжском, проводится ежедневная уборка, установлены контрольные весы. Руководство рынка держит ситуацию под своим контролем, выполняя требования, которые вменяются законом. Чаще к нам обращаются с жалобами на роботу торговых палаток, где нарушаются правила продажи некоторых видов товаров, однако горожанам следует более конкретно формулировать свои претензии, чтобы у нас было основание подключить к проверкам органы внутренних дел либо Роспотребнадзора. В компетенцию руководства рынка входит благоустройство только территории самого рынка и зоны в 5 метров вокруг него, которые должны содержаться в порядке. Если замечено наличие антисанитарных условий, администрация города вправе наказать виновного и потребовать восстановления нормальных условий торговли, но каким образом это будет осуществляться – решает руководство рынка самостоятельно, поскольку это не прописано законом.
Анна Узикова
P.S. По словам Ю.В.Воропаевой, вероятно, с 2014 года в законодательство будут внесены изменения, в соответствии с которыми рынки должны будут располагаться исключительно в капитальных зданиях. Множество вопросов у покупателей, как правило, возникает и по поводу изменений законодательства в сфере защиты прав потребителей, связанных с перечнем товаров, которые подлежат возврату или обмену в первые 15 дней после покупки. Будет ли этот перечень пополняться или, наоборот, сокращаться и в чьих интересах – покупателя или продавца, – мы расскажем вам в одном из следующих выпусков.
|