Баннер
СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

«Классический балет есть замок красоты» Печать
20.07.2011 10:48

На Водном стадионе на Волге «Русский балет» танцевал «Лебединое озеро», разбавленное, правда, пиротехническими эффектами.

Вынесенная в заголовок строчка из стихотворения Иосифа Бродского неизменно приходит на ум перед посещением академического балетного театра. Между тем и высказывание выдающегося французского хореографа XX века, руководителя Национального хореографического центра в Каннах Карин Сапорт: «Современное искусство – это синтез многих направлений, жанров и стилей. Только соединяя, казалось бы, несоединимое, можно создать что-то новое» известно как творческое кредо для тех, кто посвятил свою жизнь искусству. В русле этих понятий и проходила деятельность недавно ушедшего от нас заслуженного деятеля искусств России Владимира Демина: именно его вариант «Лебединого озера» П.И. Чайковского представили артисты Московского областного государственного театра «Русский балет» на суд многонациональной аудитории Дубны во время церемонии открытия Чемпионата мира по водным лыжам 2011 года.

Уникальность проекта В. Демина заключалась в том, что это балетная композиция на музыку Чайковского не только приспособлена к ландшафтным условиям, но и сохранила хореографию Л. Иванова, А. Горского, А. Мессерера и В. Гордеева.

Балет исполнялся артистами театра «Русский балет», руководителем которого является народный артист СССР Вячеслав Гордеев. Мастерство танцовщиков на фоне пиротехнических эффектов, созданных компанией «Пиро-шоу», вкупе с номерами «Театра огня Карена Ферджуляна», создали яркое незабываемое зрелище, доставившее удовольствие многочисленным зрителям, заполнившим 17 июля водный стадион Дубны.

«Лебединое озеро» всегда было своеобразной эмблемой государства, экспортным товаром и всенародно любимым зрелищем. Это – самый известный и самый политизированный балет в мире. «Лебединому» в ближайшее время исполняется 130 лет. Балет пережил царей и генсеков, революции, войны, террор и оттепель. Его исполняли в дни триумфа, траура и переворотов. Даже в период Великой Отечественной войны «Лебединое озеро» в одном только Большом театре ставили чаще, чем за предшествующие 70 лет со дня первой постановки. Несмотря на постоянный обстрел Москвы, зрители неизменно шли на этот балет.

С Дягилевских времен «Лебединое» остается одним из национальных брендов России, так же как, скажем, для Италии – оперы Верди. Более чем сто лет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского является и «визитной карточкой» «Русского балета» за рубежом. Только за последний год коллектив театра побывал в Германии, Австрии, Китае, Индонезии, Америке. Театр был награжден званием «Лучший балетный коллектив Европы», которое присвоено ему Ассоциацией западноевропейских импресарио.

Между тем, несмотря на весьма качественную постановку «Лебединого», привезенную театром Гордеева в Дубну, она кое-что потеряла в глазах зрителей. В связи с этим хочется пожелать ее режиссерам с большей серьезностью относиться к потребностям аудитории и объявлять зрителям то, что им предстоит увидеть.

Дело в том, что те, кто хорошо знаком с классической версией «Лебединого озера», были нацелены оказаться на имперском представлении, состоящем из 4 актов. Они растерялись, обнаружив вдвое укороченную версию балета, во время которого вместо батальона белоснежных лебедей, перестраивающихся по законам классической симметрии, 16 девочек в пачках стыдливо теснились на довольно скромном пространстве. Ко всему, даже искушенные зрители не сразу сообразили, что блестящие номера фаер-шоу, исполненные на музыку Чайковского и включенные в контекст представления, призваны заполнить антракт между актами. Первое, что приходило на ум – в основе предложенного действа лежит авторский произвол, имеющий цель создать своеобразный симбиоз из балетного и циркового искусств. Подобными новациями сейчас славятся многие современные постановки достаточно известных классических опусов. Объяви, что балетное шоу состоит из двух актов, антракт между которыми будет заполнен «поэмой огня», и все были бы в восторге, понимая – живой огонь непременно вдохнет жизненную энергию и в зрителей, и в артистов. Облаченные в серовато-белесые наряды, те были вынуждены на фоне чересчур яркого задника и красочных фейерверков достаточно формально разыгрывать свои мизансцены. А посему можно только порадоваться – во втором действии эмоциональный накал в зале настолько возрос, что назойливый фон «декораций» не сумел притушить у зрителей впечатления ни от темпераментной виртуозности Анны Щербаковой (Одиллия), ни от мастерства группы танцовщиков, блеснувших в Испанском танце. В черных костюмах, отделанных серебреной тесьмой, даже на фоне беснующихся огней они выглядели чрезвычайно эффектно.

Наталия Калиновская

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
< Июля 2011 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Простая математика
Курсы валют на 19 Августа (cbr.ru)
byrBYR30.62(+0.02)
usdUSD59.36(+0.11)
eurEUR69.72(+0.07)
uah10 UAH23.28(+0.05)
Встреча, Газета , Ооо