СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

27 декабря – День спасателя. Спасая людей от огня Печать
12.12.2019 00:00

27 декабря в нашей стране отмечают профессиональный праздник - День спасателя Российской Федерации. Спасатели МЧС всегда первые там, где людям нужна помощь: в завалах разрушенных строений, в дыму и огне пожаров, в искореженных транспортных средствах, на затопленных территориях. Они постоянно несут службу, оперативно реагируют на любые сигналы об оказании помощи людям, попавшим в беду.

На счету спасателей МЧС огромное количество проведенных поисково-спасательных работ, свыше 1,5 миллионов спасенных жизней, сотни тысяч случаев оказания помощи пострадавшим. За годы работы ведомством ликвидированы более 30 тысяч чрезвычайных ситуаций, потушено более шести миллионов пожаров, доставлено 430 тысяч тонн гуманитарных грузов, обезврежено свыше 1,5 миллионов взрывоопасных предметов, в том числе почти 50 тысяч авиабомб, всего помощь получили более пяти миллионов человек. Порядка 20 тысяч россиян эвакуировали сотрудники МЧС из различных горячих точек мира.

История возникновения в нашей стране служб, обеспечивающих безопасность людей и защищающих их от стихийных бедствий и пожаров, ведется с 1472 года, когда Великий князь Иван III, во главе царской дружины участвовавший в тушении пожара в Москве и получивший ожоги, издал указ о мерах пожарной безопасности в городе. В 1504 году в Москве была создана первая пожарно-сторожевая охрана. А спустя столетия, уже в Советской России, 17 апреля 1918 года был издан Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнём».

Во времена СССР (с 1966 г.) руководство пожарной охраной осуществляло МВД СССР, в состав которого входили аппараты Государственного пожарного надзора, осуществлявшие работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной и профессиональной пожарной охраны, на которые было возложено тушение возникающих пожаров в городах, на промышленных и других объектах народного хозяйства. И, стоит отметить, пожарные с честью выполняли свою работу, ликвидируя возгорания, в ряде случаев виновниками которых были жители. Каждый такой эпизод борьбы с огнем – настоящий подвиг огнеборцев. Об одном таком крупном пожаре, случившемся в 70-х годах прошлого века в Москве, и пожарных, спасших строение и человеческие жизни, вспоминает наш читатель Андрей Анатольевич Павлов.

- Моё уважительное отношение к работе пожарных сформировалось в 1971 году, когда загорелся дом, в котором я жил, и я стал свидетелем того, как пожарная команда боролась с огнём, спасая жизни и имущество людей.

Поступив на учёбу в институт, вместе с товарищем я снимал комнату в Бауманском районе города Москвы, недалеко от площади Разгуляй. В округе было много старых невысоких домов, и наш 8-этажный дом выделялся в жилом массиве, хотя его построили ещё в 1928 году.

Дом имел сложную форму, представляющую собой изломанную линию с 4-мя поворотами на 90 градусов. Как оказалось, данный фактор сильно помешал тушить пожар.

Снимаемая нами комната располагалась на верхнем, восьмом, этаже. С общего коридора, повторяющего конфигурацию здания, на чердак вёл ход, закрытый дверью. Местные жители оборудовали на крыше голубятни: разведение голубей - старинное увлечение москвичей.

Фактически это место превратилось, как теперь говорят, в клуб по интересам. Каждый вечер там собирались взрослые мужчины и мальчишки. Кроме ухода за голубями, они общались, кто-то выпивал и курил. Непотушенный окурок и явился причиной пожара. Возгорание произошло в один из октябрьских вечеров, кровля и чердак полыхнули сразу и очень сильно.

О пожаре мы узнали от хозяйки и вышли в коридор, где уже находилось много встревоженных жильцов. Из-под двери, ведущей на чердак, валил дым, и было слышно, как зловеще трещат горевшие деревянные конструкции крыши.

Пожар только начался, пожарные ещё не приехали, и мужчины стали в цепочку, по которой из всех квартир передавали вёдра с водой и обливали дверь на чердак. Чувствовалось сильное волнение: а вдруг огонь перекинется на квартиры.

Вскоре на этаж прибыли несколько пожарных, у двоих из них за плечами были металлические ранцы с баллонами, на ходу они одели маски. Когда открыли дверь на чердак, кроме огня и дыма ничего не было видно. Двое в масках, без малейшего промедления, решительно ринулись в огонь и исчезли из вида. Жильцы замерли от увиденного, и на несколько секунд воцарилась тишина: всем стало страшно за отважных парней, шагнувших в неизвестность. Кто-то из знающих пояснил, что это разведка, для оценки обстановки и выявления очага пожара.

С улицы всё сильнее стал слышен вой сирен, это прибывали новые расчёты пожарных. Через короткое время все подъезды к дому оказались заставленными пожарными машинами. Молва разнесла сведения, что прибыло больше 30-ти пожарных расчётов, приехали даже из отдалённых районов Москвы.

Как уже говорилось, дом возвышался над всеми близлежащими постройками, поэтому пожар был виден издалека, особую значимость имел и тот фактор, что горел жилой дом.

Сколько времени прошло, сейчас сказать не берусь, но двое пожарных благополучно вернулись с задания. Когда они сняли маски, их лица оказались похожи на лица шахтёров после рабочей смены. Один из пожарных остался на этаже и, выйдя на общий балкон, попросил закурить, и сразу множество рук протянули ему пачки папирос и сигарет. Для нас этот человек был не просто мужественным бойцом, но и настоящим героем.

Вплотную к дому подъехало несколько машин, подняли выдвижные лестницы, по ним пожарные поднялись на крышу и стали багориками срывать металлические листы кровли, другие из шлангов заливали огонь.

В институте, на занятиях по гражданской обороне, нам показывали фильмы о тушении пожаров. Организация действий пожарных у нашего дома в точности соответствовала учебному кино. Внизу чётко просматривался штаб по тушению: место освещено автономными светильниками, на нескольких столах лежали большие листы бумаги, очевидно, схемы дома и коммуникаций, постоянно отдавались распоряжения, все команды выполнялись молниеносно. В квартирах, над которыми горел огонь, на полу разложили специальные коврики, чтобы вода не протекала вниз.

Тушение пожара шло полным ходом, когда на этаже появился пожарный с большими звёздами на погонах. Признав в нём начальство, одна из старушек, взяв его за рукав, ехидно сказала: «Милок, раньше в деревнях пожары вёдрами быстрее тушили, чем вы своей командой наш дом». Офицер стерпел обиду и стал объяснять, что давно бы всё потушили, но, имея сложную конфигурацию, весь дом окутан проводами, из-за них не получается приставлять лестницы, потому что при касании с проводом срабатывает сигнализация, и лестницу дальше двигать нельзя.

К этому моменту, хоть пожар ещё и продолжался, все жильцы поняли, что спасены, огонь локализован, никого из квартир выселять не будут. Мы вернулись в свою комнату и увидели прямо напротив окна пожарную лестницу, точнее, её верхнюю выдвижную часть, которая показалась нам очень узкой. По лестнице, матерясь, поднимался боец пожарной команды, продолжая извергать знакомые слова, он забрался на крышу. За что и как он там держался, при этом выполняя свою работу, я не представляю.

Среди жильцов появилась новая информация: по этажу ходит председатель Бауманского рай-исполкома. Этот визит был отмечен с большим удовлетворением, значит, ремонт сделают быстро. Оказывается, председателя многие знали и отзывались о нём хорошо.

К чести советского чиновника, действительно, крышу и пострадавшие от воды квартиры нескольких этажей отремонтировали качественно и очень оперативно.

С огнём пожарные справились окончательно, все вздохнули с облегчением, хотя стресс от пережитого, в разной степени, но у всех, имел место быть. А мне подумалось: смог бы я, оказавшись на месте пожарных, так же шагнуть в огонь, подняться на крышу 8-этажного дома по шатающейся узкой лестнице, перемещаться со шлангом по мокрой крыше? Ответ однозначный: без специальной и соответствующей моральной подготовки у меня ничего путного не получилось бы.

С этого времени я не принимаю шуточки про пожарных и убеждён в том, что это очень мужественные люди, которые приходят на помощь в борьбе с одним из страшных бедствий - огнём, и их работа не только очень нужная, но и опасная, с большой степенью риска для собственной жизни.

А голубятников больше на чердак не пускали, они построили голубятни во дворе и по-прежнему собирались большими компаниями.

Несколько лет назад посетил знакомый район и с удовлетворением отметил, что голубятни стоят на месте, а в одной из них, как и прежде, живут голуби.

А.А. ПАВЛОВ

 
 
< Декабря 2019 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.