СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Детство отняла война Печать
17.11.2016 08:47

(Воспоминания дубненских ветеранов)

Как рассказать о той войне?

Нам и сегодня нет покоя.

Нам детство выпало такое,

Что не приснится в страшном сне.

Старковская  Зинаида Васильевна (1929 г.р.)

Наша семья, папа, мама, два  брата и я, перед войной жила в деревне Козаково  Вологодской области. В начале войны папа ушёл на фронт, а вернулся незадолго до  её окончания  инвалидом на костылях, весь опухший от цинги. Подлечился и  прожил  ещё 7 лет. Работал пчеловодом. А до войны – мастером сапожной артели. Старший брат в 1944 году тоже был призван в армию, но воевать ему не пришлось. Мама работала в колхозе: возила мешки с зерном на элеватор, сено, дрова, навоз с фермы и, конечно, пахала колхозные поля под посевы.  Дети как  могли  помогали взрослым, 12-13-летние работали наравне со всеми. Я жала серпом рожь и пшеницу, молотила, косила траву на сено и так далее. Бывало, мама поднимает меня утром в 4 часа и посылает на покос,  пока на траве роса лежит, чтобы легче было косить.  Работала и на сплаве леса. Зимой лес пилили  и брёвна свозили  на берег реки, а весной их сносило водой вниз по течению. Иногда создавались  заторы. Бывало, брёвна так намокали, что тонули. Мы их называли «утопленники». И  мы, молодые девчонки, баграми вылавливали их и тащили на берег. Потом эти брёвна возили на ферму как строительный материал и на дрова.  Брёвна плыли  дальше по реке,  их вязали в плоты и сплавляли до Москвы и на фронт строить блиндажи, мосты, укреплять окопы и т.д. Мальчики летом целыми днями возили копны сена, а женщины это сено метали в стога. Также  зимой дети  из леса возили дрова.

Питались мы  сравнительно неплохо, так как  наш колхоз до войны был зажиточным и  у нас были запасы зерна, муки и т.д.  Мы  собирали разную траву, но добавляли при приготовлении и  муку тоже, так что  получалось вполне съедобное  кушанье. Весной, когда с лугов сходила вода, мы рвали пучки травы и носили целыми вязанками домой. Мама их чистила, топориком измельчала в корытце и пекла пирожки. Ели и крапиву, и клевер, и речные орехи, которые  росли на песке по берегам. А мальчики доставали из гнёзд яйца. Они  были очень вкусные. Был у нас и огород, было и хозяйство:  корова, овцы, свиньи, куры.  Но,  как и все в то время, мы сдавали молоко, мясо, шерсть, яйца государству. Себе мало чего оставалось.

Учиться в школу я пошла ещё до войны. У нас в деревне была начальная школа, поэтому 4 класса я закончила дома, а вот с 5 по 7 пришлось ходить учиться в соседнее село за 5 километров – каждый день туда и обратно.   Это село располагалось на другом берегу реки, и  взрослые перевозили нас на лодке.  Весной, во время ледохода, переправляться на лодке было опасно, и мы жили в интернате при школе. Там нас и кормили.

После окончания 7 класса я переехала  в Великий Устюг,  за 12 километров от нашего села, и поступила работать учеником машинистки. А жила я у бабушки. У неё был свой домик, огород и коза. На  иждивении бабушки находились ещё трое  внуков: их отец (сын бабушки)  погиб, а мать  умерла. К тому же  бабушка была инвалидом (частично парализована), и мне приходилось делиться с ними хлебом со своей карточки. В то же время я училась в вечерней школе рабочей молодёжи, а потом поступила на заочное отделение Ленинградского учебного комбината по специальности – финансист. Таким образом, мой трудовой путь,  начавшийся с должности ученика  машинистки,  закончился должностью – налоговый  инспектор.

Трудиться я начала с 14,5 лет. Из своей зарплаты, когда начала работать, себе оставляла на хлеб (400 граммов по карточке), квас и на солёную рыбёшку – хамсу. И было так: получишь 400 граммов хлеба, съешь с хамсой и квасом и целые сутки только воду попиваешь до следующего утра. А  остальные деньги из зарплаты отдавали в фонд обороны.

Помню  такой случай: весной река  разливалась,  и вода затопляла наши дома,  поэтому жители деревни переехали в соседнее село. Мы остались одни, т.к. не смогли ещё купить домик на новом месте. Деньги на покупку мы накопили ещё до войны, но у нас их кто-то похитил! Мы были в отчаянии! А весной, когда сходил снег, мы с младшим братом пошли в огород набрать травы,  и брат увидел свёрток бумаги в снегу. Когда развернули газеты,  там оказались те самые деньги. Видимо,  кто-то похитил и подбросил в огород  в надежде, что мы их увидим. Но из-за высокой травы мы их так и не увидели  до самой зимы. Деньги намокли, и нам пришлось сушить их на печи. Потом на них и купили домик.

В Дубну приехали с мужем в 1979 году.

P.S. У Зинаиды Васильевны большие заслуги перед ветеранским движением города Дубны. Она стояла  у  истоков создания городского Совета ветеранов и Совета ветеранов  района Большая Волга.  В личном архиве Зинаиды Васильевны хранятся множество грамот (31), медалей (9) и памятных знаков. У неё   сохранились дневники, деловые письма, начиная  с  1986  года  – со дня   образования ветеранского  движения г. Дубны (тогда она была ответственным секретарём)  и   великое множество фотографий,  связанных с ветеранским движением. В день выхода очередного номера газеты «Встреча», 17 ноября, у  Зинаиды Васильевны  день рождения.  Ей исполняется 87 лет. Счастья вам, уважаемая Зинаида Васильевна, здоровья и долгих лет жизни в кругу родных и друзей.

 
 
< Ноября 2016 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.