С чего начинались ракеты "Радуги" Печать
22.09.2016 08:01

25 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Льва Николаевича Боголюбского – талантливого авиаконструктора, ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного ветерана труда, лауреата Государственной премии СССР, кавалера орденов Ленина, Октябрьской Революции и ордена Славы III степени, основателя «школы проектирования» и бессменного руководителя проектных подразделений ГосМКБ «Радуга».

Лев Николаевич был лидером и организатором проектных работ в МКБ, инициатором внедрения всего нового, передового в проектных разработках. Он не терпел рутины, искал сам и направлял сотрудников на поиск новых, нетрадиционных технических решений. Неслучайно коллеги по работе называли его «генератором идей». Он входил в так называемый штаб – «мозговой центр», с которым главный конструктор А.Я. Березняк решал главные задачи ГосМКБ «Радуга».

Лев Николаевич воспитал целую плеяду инженеров, в дальнейшем ставших руководителями (главными конструкторами) ГосМКБ «Радуга» и предприятий отрасли, которые с благодарностью вспоминают его школу (И.С. Селезнев, В.Н. Трусов,  В.Г. Галушко, В.А. Ковальчук, Е.К. Сыздыков, Г.Г. Яценко  и другие). Многие из учеников Льва Николаевича удостоены высокого звания лауреата Ленинской, Государственной премий и премии Правительства России.

Лев Николаевич родился в Ярославской области, свою трудовую деятельность начал в 1934 году в качестве чертёжника на Ярославском Волгострое.

В 1940 году он поступает на учебу в Московский авиационный институт, однако война прерывает учебу, и он, как и многие его сверстники, уходит на фронт. С 1942 по 1944 год он – в рядах действующей армии на Волховском и  Ленинградском  фронтах. Принимал участие в прорыве блокады Ленинграда в качестве командира минометного отделения. За мужество и героизм, проявленные в боях,  награжден  орденом Славы III степени и многими медалями.

В 1944 году, после ранения, был демобилизован из армии и направлен на продолжение учебы в Московский авиационный институт. Окончив в 1948 году институт, всю дальнейшую трудовую деятельность Лев Николаевич связал с Дубной, где сначала работал инженером-конструктором в ОКБ-2 опытного завода № 1 Министерства авиационной промышленности вместе с немецкими конструкторами, что явилось для него хорошей начальной школой.

12 октября 1951 года на опытном заводе № 1 был организован филиал опытно-конструкторского бюро А.И. Микояна – ОКБ-155 (в настоящее время – АО «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка»).

В ОКБ-155 были переведены 19 сотрудников из ОКБ-2, которые и составили ядро будущего МКБ «Радуга». Среди них был и Лев Николаевич Боголюбский. Начальником опытного конструкторского бюро был назначен А.Я. Березняк, впоследствии выдающийся конструктор авиационной техники.

На ОКБ была возложена задача по обеспечению серийного производства, по доводкам и испытаниям, а также работы по модификации крылатых ракет – нового вида авиационного вооружения.

В 1955 году коллектив конструкторского бюро приступил к самостоятельной разработке ракеты П-15 для вооружения малоразмерных кораблей ВМФ.

Коллектив ОКБ, включая проектную бригаду во главе с Л.Н. Боголюбским, полностью погрузился в эту работу, проявив при этом исключительное трудолюбие и смекалку. Это была пионерская разработка, такого класса ракет в то время не было. На  этой ракете успешно был применен жидкостной ракетный двигатель, впервые решались такие задачи, как динамика старта с качающейся платформы, в роли которой выступил скоростной ракетный катер, безопасное отделение стартового двигателя, в дальнейшем было реализовано раскладывание крыла в полете при выходе из контейнера и освоено крупнопанельное литье методом выжимания. И все это было впервые.

В результате ракета П-15 и последующие ее модификации оказались эффективными, простыми в эксплуатации и надежными при боевом применении, что и показало их применение в реальных боевых действиях. Так, в израильско-египетском конфликте в 1967 году этими ракетами был потоплен израильский эсминец «Элат», а в индо-пакистанском конфликте этими ракетами был нанесен эффективный удар по морским судам, стоящим на рейде, и по нефтеперегонному заводу, расположенному на берегу. Ракету и ее модификации поставляли более чем в 20 зарубежных стран, в большинстве стран они до настоящего времени находятся на вооружении. Эта работа в 1961 году отмечена Ленинской премией.

В дальнейшем разработки с применением жидкостных ракетных двигателей стали профилирующими, в чем непосредственная заслуга и Л.Н. Боголюбского. Так, в 1961 году на вооружение Дальней авиации поступила противокорабельная крылатая ракета КСР-2, а в 1962 году впервые была разработана и принята на вооружение Дальней авиации противорадиолокационная ракета КСР-11. Обе работы были отмечены Ленинскими премиями.

Особенной вехой в творческой деятельности коллектива конструкторского бюро и лично Льва Николаевича стала разработка перспективной крылатой ракеты Х-22, которая началась в 1958 году.

Ставилась задача создания ракеты с летно-техническими характеристиками, намного превосходящими достигнутый в то время уровень мирового авиационного ракетостроения, предназначенной для поражения авианосных корабельных соединений, что потребовало решения новых научно-технических проблем в области аэродинамики, прочности, материаловедения, авиационной технологии, организации летных испытаний. Разработка ракеты была поручена коллективу конструкторского бюро под руководством А.Я. Березняка.

В конструкции ракеты было заложено много новых решений:

– впервые в практике авиастроения летательные аппараты выходили на уровень скоростей полета ~ 3600 км/ч, при которых резко возрастали нагрузки и температурные воздействия на конструкцию и оборудование ракеты, в связи с чем впервые в истории авиационного ракетостроения в конструкции были применены титановые сплавы;

– впервые в мировой практике ракетостроения был заложен модульный принцип построения, позволяющий в дальнейшем, при минимальных затратах, создать три модификации ракеты Х-22, отличающиеся системой наведения и боевым снаряжением.

Такой принцип применялся и для последующих разработок. В этом большая заслуга Л.Н. Боголюбского. Эта разработка была отмечена Государственной премией, а Лев Николаевич был удостоен звания лауреата Государственной премии.

По мере роста известности и авторитета конструкторского бюро расширялась тематика и увеличивался объем работ. Появились новые направления – разработка крылатых ракет для вооружения самолетов фронтовой авиации ВВС, крылатых противолодочных и противокорабельных ракет для ВМФ. Кроме этого, интенсивно велись работы по созданию модификаций уже разработанных крылатых ракет. Это потребовало роста численности коллектива проектировщиков, так как была необходима более глубокая проектная проработка основных закладываемых технических решений, а также взаимная увязка комплектующих систем и агрегатов с конструкцией планера ракеты.

В связи с этим, по предложению Льва Николаевича, в 1963 году был создан отдел проектов, в который вошли бригады проектов, моделей и надежности. Кроме этого, при отделе проектов была группа специалистов, каждый из которых занимался конкретным направлением деятельности.

По инициативе Льва Николаевича началось новое направление работ в отделе проектов – оценка эффективности разрабатываемых изделий и проведение их сравнительной оценки с зарубежными аналогами.

По сути, была создана школа подготовки молодых кадров высококвалифицированных специалистов, обладающих системным подходом к выполнению задач проектирования.

Л.Н. Боголюбский был инициатором организации в отделе группы, а затем бригады «машинного» проектирования, много сил и энергии он отдал созданию лабораторно-экспериментальной базы предприятия.

В 1972 году на базе отдела было образовано отделение проектов, в состав которого вошли отдел проектов и отдел надежности и наземных испытаний. К этому времени отделение насчитывало более 70 сотрудников. Это было время напряженной работы как для отделения проектов, так и для коллектива предприятия в целом. Развернулся широкий фронт поисковых и проектных работ по созданию новых изделий для ВВС и ВМФ. Работа шла одновременно по более чем 20 темам, которые были в определенной степени этапными для предприятия в целом, найдены новые конструкторские решения, позволяющие создать оригинальные разработки, обладающие высокой эффективностью.

В эти годы Постановлениями Правительства СССР были заданы:

– разработка крылатой ракеты в составе комплекса ракетного оружия «Овод» самолёта Су-24М, который предназначался для поражения в простых метеоусловиях малоразмерных наземных и надводных целей, координаты которых определены до пуска ракеты. Основной особенностью ракеты являлось оснащение её разработанной впервые в нашей стране телевизионно-командной системой наведения, которая с участием оператора обеспечивала высокую точность попадания в малоразмерные цели (ЕКВО = 2-3 м), что давало в то время возможность применять ракету без входа в зону действия комплексов ПВО;

– разработка противокорабельного комплекса «Москит-Е» с крылатой ракетой 3М-80Е. Противокорабельная крылатая ракета комплекса «Москит-Е» предназначена для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных групп, водоизмещающих ракетных катеров, ракетных катеров на воздушной подушке и на подводных крыльях в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия;

– разработка аэробаллистической ракеты Х-15 как аналога ракеты SRAM;

– создание на базе противокорабельного комплекса «Термит» с ракетами П-15М ВМФ подвижного берегового ракетного комплекса для защиты морских побережий «Рубеж»;

– разработка универсального противолодочного и противокорабельного ракетного комплекса «Раструб» (модификация противолодочного комплекса «Метель» с ракетами 85Р в части расширения его боевых возможностей);

– создание отечественного ракетного комплекса воздушного базирования с дозвуковой низковысотной крылатой ракетой большой дальности Х-55. Она была создана на основе проведенных ранее исследований в кратчайшие сроки и стала рубежной для предприятия. Принятие ее в 1982 году на вооружение ВВС восстановило паритет в стратегических вооружениях с вероятным противником.

Все перечисленные разработки были приняты на вооружение и отмечены Ленинскими или Государственными премиями.

Во все эти разработки Л.Н. Боголюбский, обладая незаурядной технической эрудицией, внес много новых принципиальных технических моментов, что способствовало получению высоких тактико-технических характеристик.

Под его руководством был создан большой творческий коллектив проектного отделения, организованы новые направления работ. Он вложил много сил и энергии в развитие лабораторной базы предприятия. К сожалению, здоровье не позволило Льву Николаевичу достаточно долго продолжать свою трудовую деятельность, и в июне 1980 года он ушел на заслуженный отдых.

В 1988 году коллектив ГосМКБ «Радуга» проводил Льва Николаевича в последний путь.

В настоящее время коллектив проектного подразделения успешно продолжает его дело, которому Лев Николаевич отдал многие годы своей творческой деятельности.

Из воспоминаний коллег

«С Львом Николаевичем мне посчастливилось поработать и рядом, и некоторое время под его непосредственным началом. Что запомнилось? Его принципиальность, человечность и какая-то детская непосредственность.

Принципиальность. Думаю, что в ту пору (70-е годы) он был как бы  негласной совестью КБ. Подтверждение тому – реакция собрания, а после собрания и всего коллектива на его яркое выступление в защиту Александра Яковлевича Березняка на открытом партсобрании, когда некоторые недалекие головы пытались затеять бузу.

Человечность. Удивительно тепло относился к сотрудникам. К нему шли, как на исповедь. Ему в жизни повезло. Рядом была Евгения Сергеевна, удивительно умная, добрая и преданная жена, излучавшая теплоту и доброжелательность, для которой Левушка, Игорь и Сережка были всем.

Детская непосредственность. На пенсии, для внучки задумал сделать спортивную стенку. Жили на правой стороне. Нашел сухую сосну. Выписал в ЖКХ, с помощью Игоря (сына) и сочувствующих граждан спилил, распилил на бревна, расколол и перевез (перенес) в квартиру на балкон. Там с помощью ножовки  распилил на бруски и доски, отстрогал, и Евгения Сергеевна мешками носила опилки, стружки и мусор. Спортивный тренажер поставил и демонстрировал гостям спортивные успехи внучки, а Евгения Сергеевна демонстрировала ее успехи в английском языке. Игорь ножовку и рубанок арестовал и из квартиры убрал навсегда.

Был удивительно заряжен на работу. Других занятий (исключая грибы и шахматы с сыновьями) у него, по-моему, не существовало.

Он относился к числу людей, которые не «обсасывают» мысль «в себе», а сразу стремятся ее обнародовать и максимально зажечь окружающих, не очень заботясь о тонкостях и нюансах. Тут же стремится найти человека, которому можно поручить этим заниматься. Такая метода хорошо ложилась на существовавший в ту пору проектный квартет  Березняк, Боголюбский, Хайкин и Субботин.

До сих пор храню модель варианта КСР-5 с ПВРД и двумя разгонными ЖРД, которую, по его настойчивой просьбе, для обеспечения наглядности и подтверждения красоты проекта трое суток без сна в 1964 году делал под большим секретом.

Лев Николаевич был жестким (в техническом плане) руководителем. Тем не менее, очень уважительно относился к тем, кто ему аргументировано возражал. Хотя были и другие примеры.

Был классным компоновщиком».

«Лев Николаевич хорошо понимал и видел человека – чего он стоит как человек, как специалист, и делал это безошибочно, что позволяло создавать в конструкторском бюро творческие работоспособные коллективы, от которых и зависел успех дела».

«Лев Николаевич был справедливым человеком, даже когда был не согласен, давал специалистам, несмотря на их молодой возраст, возможность отстаивать свою точку зрения».

«Лев Николаевич – один из тех, кто стоял у истоков бурного развития ракетной техники во второй половине 20 века – его имя вошло в историю предприятия и ракетостроения».

«Лев Николаевич – творец. Его творческий труд заложен практически во всех изделиях, созданных в нашем коллективе. Его деловые советы, взаимопонимание помогали в работе. Работать и общаться с Львом Николаевичем было приятно».

Л.А. Чернов

В.Н. Фёдоров