Перерасчет за отопление: откуда взяты цифры? Печать
10.02.2022 00:00

Большое количество обращений от горожан поступает в эти дни на «горячую линию» газеты. Речь о начислении доплаты за отопление в домах. Суммы, которые доначислили дубненцам, рекордно высокие: и три, и четыре, и пять тысяч… Многие горожане отказываются платить выставленные суммы до тех пор, пока не получат разъяснений по части обоснованности начислений.

 

Когда положен перерасчет

Годовой перерасчет за отопление производится не всем домам, а только тем, где есть общедомовые приборы учета, которые как раз и считают всё тепло, которое дом потребляет в течение года. Показания теплосчетчика управляющая компания фиксирует и передает в ресурсоснабжающую компанию. Дома без счетчиков всегда платят по нормативам, утвержденным органами власти.

Как пересчитывают

Когда год заканчивается, зафиксированный счётчиком объем тепла специалисты ресурсоснабжающей компании сопоставляют с тем, что оплатили жители за 12 месяцев, переводят в рубли (по установленному тарифу). Полученную разницу делят на всех собственников пропорционально площади квартир. И уже в январе - феврале жители получают платежку с перерасчетом за прошедший год.

Плюс или минус

В пререрасчете за отопление возможны два варианта.

В плюс. Нужно доплатить, так как фактическое потребление дома оказалось больше объема, за который платили весь год.

В минус. Образовалась переплата, так как за год жители заплатили больше, чем действительно потребил дом. В этом случае сумма переплаты вычитается из платежек. Такие случае в Дубне тоже бывали, причем буквально пару лет назад. Тогда жители ряда домов получили «нулевые» счета за отопление за счет образовавшейся переплаты.

Что влияет на потребление тепла

Почему один и тот же дом в разные годы может уйти то в минус, то в плюс? Дело в разнице объемов фактического потребления за год расчетный и предыдущий. Каждый год оно меняется, то в большую, то в меньшую сторону.

Во-первых, погода. Чем зима морознее, тем больше дом потребляет тепла. На объем потребления влияет и продолжительность отопительного сезона.

Во-вторых, содержание дома. Расход тепла в большой степени зависит от теплоизоляция здания. И тут можно спросить управляющую компанию: что сделано, чтобы избежать потерь тепла? Насколько плотно закрываются двери в подъезде, нет ли щелей в оконных рамах, утеплены ли чердаки и так далее.

В-третьих, расход тепла увеличивает дряхлая общедомовая система отопления: неисправные вентили на трубах, в подвале, отсутствие теплоизоляции.

У каждого дома - свой тепловой узел. Он регулирует температуру, давление горячей воды, которая пришла с ТЭЦ. И если оборудование в нём работает исправно, точно настроены все параметры, то и тепло в доме не будет расходоваться впустую, и жители не будут мерзнуть.

Обслуживать тепловой узел должна управляющая компания, а собственники квартир - требовать, чтобы все процедуры были проведены вовремя.

Откуда вся неразбериха?

В целом механизм начисления оплаты за отопление предельно прост и понятен. Но откуда недовольство жителей? Все дело в суммах, которые, мягко говоря, шокировали дубненцев. Причем самостоятельно найти логическое объяснение этим рекордным начислениям горожане не могут. В одном и том же доме, уверяют они, при одинаковом метраже, начислены разные суммы к оплате.

Разбираться тут действительно стоит. Причем по каждому дому. Заняться этим следовало бы наиболее активным жильцам и вместе с ресурсоснабжающей и управляющей компаниями поднять все показания приборов и сами начисления. Ведь они действительно должны быть прозрачны для горожан и доступны к ознакомлению.

Пока же жители остаются в полном неведении: откуда взялись столь большие цифры за отопление (тем более что и зиму-то слишком морозной не назовешь) и почему к доначислениям платежей не приложены расчеты? Почему через местные СМИ не была заранее доведена информация о значительных доначислениях? Почему ресурсоснабжающие компании не удосужились сработать на опережение и разъяснить своим потребителям механизм перерасчета и возникновения сумм недоплаты в несколько тысяч рублей по каждой квартире?..

Мы же советуем тем горожанам, которые не согласны с размером доначислений, обращаться не только в свою управляющую компанию и в ресурсоснабжающую организацию, но и в Госжилинспекцию (адрес и телефон приводим ниже) и требовать проведения проверки обоснованности начислений. В нескольких муниципалитетах Подмосковья такие проверки уже идут. Есть и первые результаты. Так, Госжилинспекция Московской области сообщает, что по результатам проверок в январе жителям области вернули более 1 миллиона 754 тыс. рублей переплат за жилищно-коммунальные услуги. Из них миллион и почти сто тысяч (!) только за отопление. Надзорное ведомство провело 40 связанных с начислениями проверок в 12 муниципалитетах и выдало 16 предписаний, сообщила руководитель Госжилинспекции Московской области Ольга Федина. Все январские возвраты пришлись на четыре муниципальных образования региона: Егорьевск, Серпухов, Красногорск и Подольск.

Обратиться в надзорное ведомство можно как обычным письмом (по адресу: Московская область, Одинцовский г.о., с/п Барвихинское, д. Раздоры, 1-й км. Рублево-Успенского шоссе, д. 1А), так и в электронном формате - через портал ГИС ЖКХ (с подтвержденным аккаунтом на портале Госуслуг) или официальный сайт подмосковной ГЖИ https://gzhi.mosreg.ru/ (с обязательной регистрацией в ЕСИА). Телефон Госжилинспекции 8(498)602-83-32.

Подготовила Анна Сухая