Трезвость нужна всем Печать
28.05.2020 06:26

18 мая – празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». Перед ней молятся об исцелении от пьянства. В этот день в городе Талдоме традиционно проходит крестный ход с большой храмовой иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша» от храма Архангела Михаила по городским улицам до спортивного комплекса «Атлант». В этом году из-за режима самоизоляции традицию пришлось нарушить.

 

Под руководством настоятеля храма протоиерея Илии Шугаева в храме много лет действует приходское братство трезвости, здесь работает группа Анонимных алкоголиков. Отец Илия – эксперт Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, один из авторов учебника «Уроки трезвости. Руководство для воскресных школ», автор ряда книг по воспитанию, семейным отношениям и профилактике зависимостей. Словом, он специалист в самой, пожалуй, больной для России теме – алкогольной и наркотической зависимости и наступающей ей на пятки зависимости информационной. Об этом наш разговор.

- В одном из интервью Вы сказали: «Утверждение трезвости – вовсе не антиалкогольная пропаганда. Это не история о том, что нельзя, потому что вредно. Это не проповедь запрета. Это идея о том, что трезвость – это хорошо, потому что добродетельно». Что значит добродетельно?

– Еще у апостолов Петра и Павла в посланиях встречается образ бодрой духовной жизни, подтянутой, напряженной – это образ трезвения. «Бодрствуйте и трезвитесь!» Быть просто не пьяным – это еще не добродетель. Сергей Александрович Рачинский (ученый, просветитель, сторонник народной трезвости, живший в 19 веке) хорошо об этом говорит: трезвость сама по себе еще не есть нравственность. Трезвый может быть блудником первым на деревне – все мужики пьют, а у него преимущество, он непьющий. Трезвым может быть вор. Физиологическая трезвость – еще не добродетель. Трезвость – это состояние духа – подтянутое, бодрое, человек в таком духовном состоянии легок на подъем, на всякое доброе дело, проявляет милосердие, заботу, чуток ко всем, то есть проявляет духовные чувства. Трезвость нужно понимать именно таким образом, что это христианская добродетель.

- Для многих это открытие, потому что сложился стереотип, что трезвость нужна только пьяницам.

- Я думаю, всё больше надо говорить о трезвости как о свободе от любой зависимости. Сегодня, в век цифровых технологий, больше всего у нас зависимость от телефонов, от соцсетей, от новостных потоков, которые нам просто смывают мозг.

Можно так сказать: трезвость – это некое состояние бесстрастия, когда никакая страсть тебя не мучает. А страсти могут быть разные: чревоугодие, пьянство, любопытство. Пытливость ума – это дар Божий, когда человек хочет познать, познать, прежде всего, Бога, познать себя, познать этот мир – Божие творение. Это нормально. То, что сейчас нам подсовывается, это праздное любопытство. Проведем аналогию. Пища – вещь хорошая, она должна питать человека, давать организму силы, а обжорство – это грех. Так же и с информацией. Чтобы вести полноценную духовную жизнь, можно посмотреть прекрасный фильм, который будет пищей для обдумывания, подвигнет на хорошие поступки, прочитать хорошую книгу. Если духовная, душевная пища – информация, которую мы впитываем, не подвигает нас совершить добрый поступок, кому-то помочь, то эта информация вредна для души, она гниет в нас, и ничего хорошего от этого нет. Информация полезна, если она нас подвигает на что-то доброе.

- Как понять, «объедаешься» ты информацией или нет, кто даст ответ?

- У каждого есть голос совести, каждый чувствует, вот я зашел на пять минут посмотреть, что мне в вотсапе прислали и на два часа «улетел».

Человек должен понимать, если я хотел одно, а делаю другое, значит, не я управляю своей жизнью. Каждый это интуитивно чувствует. Можно пройти мимо этого чувствования, а можно сказать себе: я хочу быть режиссером своей жизни, и не хочу, чтобы кто-то мной управлял. Человек, тянущийся к духовной свободе, это обязательно чувствует. Тот, кто захочет этой свободы, найдет, как её обрести, сейчас об этом много говорят и пишут.

- Людям, страдающим алкогольной зависимостью, трудно обрести свободу от зависимости, когда количество винных магазинов просто зашкаливает…

- Один из ярких примеров манипуляции, когда ты приходишь в магазин и видишь, что алкоголь продается среди продуктов питания. Ребенок с детства впитывает информацию, что это пищевой продукт, а не яд, ведь бутылки стоят рядом с соком и молоком. Когда в детсаду учат классифицировать предметы, то предлагают игру «Найди лишний предмет». Сейчас надо каждому россиянину уметь находить лишний предмет на продуктовых полках. Алкоголь – однозначно лишний предмет, как и табак. Как он может быть продуктом питания? Он нас не питает, не является источником полезных веществ, которые строят наш организм и дают энергию, а травит и мучает. Это яркий пример манипуляции. Проходит такая манипуляция незаметно, и ребенок в итоге воспринимает это как норму.

- Извечный вопрос: что делать?

- Надо жить в информационном мире, но не привязываться к нему. Информационная безопасность нужна абсолютно всем. Сейчас часто говорят о цифровой гигиене, но лучше это назвать цифровым информационным бесстрастием. Словосочетание «состояние бесстрастия» больше подходит для описания того состояния, которое мы должны иметь. Страсти как раз нас и мучают зависимостью от каких-то вещей.

Беседовала Светлана Козлова