Крещение Господне и Богоявление: два события в одном Печать
17.01.2019 00:00

Крещение Господне или Богоявление православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

 

Иоанн Предтеча

Поэтому история Крещения и Богоявления начинается с выхода на служение Иоанна Предтечи. До своего явления людям пророк Иоанн подвизался в пустыне, где вел строгий образ жизни - носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, не пил вина, питался только диким медом и акридами (родом крупной саранчи, которую традиционно считают пищей аскетов). Когда ему исполнилось тридцать лет, Иоанн вышел на проповедь, в которой призывал народ Израиля раскаяться в своих грехах (прежде всего в идолопоклонстве) и креститься в знак покаяния в водах реки Иордан. Однако главное, к чему он призывал людей, - быть готовыми к приходу обещанного Богом Мессии. Таким образом, служение пророка Иоанна было приуготовлением к служению Господа Иисуса Христа - именно поэтому его называют Предтечей Господа.

Как сообщает нам Священное Писание, в тот момент, когда Иоанн крестил людей в Иордане, туда пришел и Господь. Евангелие от Иоанна называет место, где это случилось, Вифаварой (Ин. 1, 28). Видя Спасителя, который пришел на реку, Иоанн Предтеча сказал бывшим при нем людям: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1, 29). Этими словами он пророчествовал об истинном предназначении Иисуса Христа - пострадать за грехи мира,  а также указал на Его Божественную природу и скорое спасение людей.

Зачем крестился Иисус Христос?

Христос пришел к Иордану для того, чтобы так же, как и остальные приходившие, креститься от руки пророка. Для чего же было необходимо креститься Господу, который был воплощенным Богом и не имел на себе греха? Ведь этому желанию Иисуса Христа удивился и сам Иоанн Предтеча, который спросил его: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14). На это Спаситель ответил следующее: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). В этих словах Христа можно выделить несколько важных моментов. Во-первых, Иисус Христос, как рожденный в среде народа избранного, должен был исполнить весь закон, данный людям от Бога, то есть реализовать в себе весь Ветхий Завет; в более широком смысле - просто следовать воле Божьей. Во-вторых, не имея ни одного греха, Господь берет на себя все грехи мира, тем самым делая Крещение началом своего искупительного крестного пути. В-третьих, Крещение в Иордане стало знаком того, что спасение человека и Царство Небесное, которое предвозвещали ветхозаветные пророки, уже приблизилось. Теперь свой шаг навстречу должны были сделать сами люди.

В тот момент, когда Христос помолился и стал выходить из воды, произошло чудесное событие - в видимых и доступных для понимания образах людям явилась вся Пресвятая Троица: Бог Отец в виде голоса из отверзшихся небес, Бог Дух Святой в виде голубя, а Бог Сын уже был явлен в личности Иисуса Христа.

Голос Бога Отца возвестил исполнение ветхозаветного обета о приходе в мир Мессии: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Этих слов весь мир ждал с момента исхода первых людей - Адама и Евы - из рая. Они означали, что тот, кто был обещан Богом, уже явился в мир и теперь выходил на свое служение.

Неслучаен был и образ голубя, в котором на Иисуса Христа сошел Бог Дух Святой. Возможно, это было связано с тем, что со времен праведного Ноя голубь был символом примирения, в частности, Бога и человека. Таким образом, это был видимый знак того, что отныне Бог окончательно примирился с человечеством и наступило время возвращения людей к своему Творцу.

Крещенская вода

Крещенская вода - это вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам Праздник на Великом водосвятии. Часто крещенской называют воду, которую освятили именно 19 января, а воду, освященную накануне, называют богоявленской. На самом деле вода в эти два дня освящается одним и тем же чином, обладает одними и теми же свойствами и иначе называется Великая Агиасма. «Агиасма» переводится с греческого языка как святыня.

Принято считать, что в Крещенскую ночь вся вода становится святой. Об этом говорится в одной из стихир праздника: «Днесь вод освящается естество». То есть освящается вся водная стихия на Земле. Но это однократное проявление Божьей благодати, тогда как вода, набранная после Великого водосвятия, не теряет своих свойств со временем.

Существуют свидетельства, как в годы гонений на Церковь в Крещенскую ночь верующие набирали воду где придется, и, несмотря на то, что священник не произносил над ней молитв, вода эта хранилась годами и не портилась. Объяснить это можно лишь как чудо: видя глубокую веру людей и их невозможность оказаться в храме, Господь даровал им свою благодать.

Есть популярная традиция в Крещенскую ночь окунаться в иордань - специально отведенное для этого место на водоеме. Иногда можно услышать мнение, что таким образом можно «смыть с себя все грехи». Но Церковь напоминает нам, что очиститься от грехов помогает не вода, а Господь через таинство покаяния - исповеди. И делает он это, видя искреннее желание человека меняться. «Обновиться», окунувшись, выпив или вылив на себя святой воды, невозможно.

Правильным считается пить крещенскую воду с верой, молитвой, натощак. Лишь два дня в году - в Крещенский сочельник и в сам Праздник - верующие пьют воду в течение всего дня. В остальное время принято пить крещенскую воду именно утром.

Связано это с тем, что Агиасма - это святыня, и отношение к ней соответствующее. Пить в утешение Агиасму благословляется людям, по тяжким грехам или иной какой-то причине лишенным возможности приступать к Причастию.

В Богослужебном Уставе оговаривается, что те, кто отлучает себя от святой воды лишь по той причине, что уже «вкусили пищу», неправы. Если есть необходимость выпить крещенской воды (при болезни, каком-то душевном или духовном недуге), нельзя отказываться лишь по той причине, что человек уже поел. Но крещенская вода всегда должна приниматься с благоговением, как дар.

Что же касается частоты употребления крещенской воды, святитель Лука Войно-Ясенецкий говорил: «Пейте святую воду как можно чаще».

Можно разбавить крещенскую воду, и от этого она не потеряет своих свойств. Поэтому вовсе не обязательно в праздник Крещения набирать огромные бутыли и канистры. Даже несколько капель крещенской воды освятят обычную воду.

Что касается прошлогодней крещенской воды, ее можно продолжать употреблять как и положено - натощак с молитвой. Известны случаи, когда крещенская вода хранится десятилетиями и сохраняет свежесть.

Если же вас смущает ее сохранность, то можно вылить старую крещенскую воду в так называемое непопираемое место (т.е. чистое, закрытое от хождения по нему ногами). Надо помнить, что Агиасма - это святыня, и нельзя ее просто выплеснуть в раковину или где угодно на землю. Вылить прошлогоднюю крещенскую воду можно в водоем с проточной водой или же в горшки с домашними цветами.

Для того, чтобы приобщиться к великой радости праздника Крещения, совершенно не обязательно нырять в ледяную прорубь. Главное  - сохранить в своём сердце веру и благой настрой. Ведь почему нам так необходимо до мелочей всё соблюсти, обложиться всем материальным (бутылками с водой, к примеру) - оттого, что нет веры.

Главное в празднике Крещения - это приобщение к церковной жизни. Крещенская вода и через пять лет может не потерять своих свойств. Но, отказавшись от возможности в сам праздник Богоявления прийти в Церковь, помолиться вместе с другими верующими, с благоговением взять Агиасму как великий дар, человек сам лишает себя гораздо большего, чем просто бутылка святой воды.

По материалам православного журнала «Фома»