Рождение Спасителя Печать
29.12.2010 12:29

Рождество – двунадесятый праздник православного календаря, установленный 25 декабря/7 января.

Близится светлый и радостный праздник Рождества Христова. Кажется, все напоминает нам именно об этом: на городских площадях высятся сверкающие огнями ели, в концертных залах проходят рождественские вечера, магазины, украшенные блестящими гирляндами, наперебой предлагают приобрести подарки для родных и близких. Но часто ли мы в этой радостной суете вспоминаем, что главный подарок в эти дни мы должны принести Богомладенцу Иисусу, который «родился в Вифлеме Иудейском во дни Ирода царя» (Мф. 2, 1), «когда пришла полнота времени» (Гал 4, 4)? Не забываем ли мы о Нем в предпраздничной круговерти?

Обратившись к евангельскому повествованию о рождении Спасителя, увидим, что в те дни окружавший мир не заметил Его пришествия: «В мире был, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 10–11). Только несколько простых вифлеемских пастухов, «которые содержали ночную стражу у стада своего» (Лк. 2, 8), удостоились услышать от Ангела: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 11), и мудрецы с востока, ведомые вспыхнувшей на небосклоне чудесной звездой, пришли в дом, где находился «Младенец с Мариею, Материю Его, и падши поклонились Ему» (Лк. 2, 11). Вот и в наше время Христос познается либо в простоте сердца, либо в великом знании, а погруженное в себя большинство не хочет видеть Его.

«Христос раждается прежде падший воскресити образ», – так Церковь в одном из праздничных песнопений кратко говорит о цели и смысле воплощения Сына Божия. Образ Божий в человеке был помрачен грехом, грех стал преградой между Творцом и Его творением. И Христос, соединив в Себе Божественную и человеческую природы, эту преграду снимает. Став человеком, Бог Слово «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2, 7), для того чтобы человеку дать возможность соединиться с Богом и уподобиться Ему.

Свет Вифлеемской звезды прорезал мрак греховной ночи, в котором пребывало человечество, и показал путь к познанию Божественной истины, которая есть Христос – «путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Христос – «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9). И мы, став причастниками Божественного света, призваны быть и его источниками. «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16), –заповедует Спаситель.

Эти добрые дела, являющиеся плодами веры, мы и должны принести в дар родившемуся Христу. И, может быть, главным из них является милосердие. «Милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6, 6)Ю – говорит Господь. Как часто людям, живущим рядом с нами, не хватает простого человеческого участия! Никто их не ждет, никто о них не воздыхает, никто не готов открыть для них двери своего дома. Их удел – одиночество, им не с кем разделить ни скорби, ни радости. И наш долг – увидеть в них образ Христов и принять так, как бы приняли мы Самого Спасителя, если бы Он явился перед нами обездоленным, униженным, презираемым.

Господь заповедовал Своим ученикам: «Кто из вас больший, будь как меньший, и начальствующий, как служащий» (Мф. 22, 26). Эти слова мы и должны исполнять в жизни. Конечно, сделать это нелегко. Но ведь с нами Бог! В радостях – Податель радости, в скорбях – Утешитель, в трудах – Помощник, в бедах – Защититель. Нет для нас ничего невозможного, если с нами Бог.

В эти предрождественские дни наши мысли и ожидания связаны с переменами к лучшему. Верю, что ваши добрые пожелания и надежды сбудутся в наступившем году, ведь с нами – Бог!

Протоиерей Александр Макаров, настоятель Преображенского храма пос. Запрудня