Димитриевская родительская суббота Печать
28.10.2010 11:57

Почитание святого великомученика Димитрия – 26 октября (8 ноября)

В этом году поминание усопших приходится на 6 ноября, перед днем памяти вмч. Димитрия из Солуни. Начало поминовение усопших ведет от 20 октября 1380 года, когда в Троице-Сергиевом монастыре Преподобный Сергий, игумен Радонежский, помянул воинов, павших в Куликовской битве, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор оно ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

Почему же именно память святого Димитрия Солунского «привязана» к воспоминанию о Куликовской битве? Ведь святой Димитрий жил в конце III – начале IV веков в Греции, а битва произошла в конце XIV на Руси. Дело в том, что память святого издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними, и я спасен буду, если погубишь – с ними, и я погибну». Кто же его так хорошо воспитал?

Отец святого был римским проконсулом в большом портовом городе на севере нынешней Греции, Фессалониках (по-славянски – Солунь). Шел период сильных гонений. Родители святого Димитрия были тайными христианами. Мальчик был крещен в домовой церкви тайно и поставлен в Христовой вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христиан. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на этом полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения.

В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого». Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он пока еще тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас исповедал пред всеми и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал откровенно учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Он стал как бы «вторым апостолом Павлом», потому что именно апостол «языков» основал в 54 году, во время второго путешествия, в этом городе общину верующих. Привожу слова апостола в 1 Фес. 1:9-10: «… вы обратились от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева». Смотри, читатель, здесь только три, но самых важных шага:

1) отвернулись от идолов,

2) стали служить Богу живому и истинному,

3) ожидают Сына Его, Иисуса.

Проверим себя. Если ты верующий, во что, в кого веришь? Нет ли у тебя идолов, заслоняющих Бога? Самый большой идол – это наше «Я». Служишь ли живому и, во вторую очередь, истинному Богу? А чего ожидаешь? Если ты не ожидаешь встречи с Иисусом, Сыном Его, каждый день, то много будешь страдать из-за пустяков, из-за того, что не насыщает, из-за тех вещей, которые воры крадут, ржа и моль поедают. Это  и есть главное.

Про страдания же святого Димитрия почитайте в его житии. Мне страшно пересказывать.


Протоиерей Александр Семенов