Иерей Виталий Казанцев: «Для спасения нам нужны вера в Бога, доверие и верность Ему» Печать
24.05.2023 19:40

Указом епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Фомы настоятелем храма Вознесения Господня в селе Новоникольское Талдомского района назначен иерей Виталий Казанцев. Прежний настоятель Вознесенского храма игумен Савва (Мохов) назначен настоятелем храма Преображения Господня в поселке Запрудня.

Предлагаем читателям интервью с иереем Виталием Казанцевым.

- Отец Виталий, Вы много что успели за свои 35 лет: прошли армию, закончили Московскую православную духовную семинарию и Московскую духовную академию, во время учебы два года находились на временном служении в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре. По окончании учебы Вас направили в Братскую епархию Иркутской митрополии, там Вы были настоятелем нескольких храмов. Последнее послушание - благочинный Нижнеилимского церковного округа Братской епархии. Богатый послужной список. А как Вы пришли к вере?

- Случай интересный. Я занимался силовыми видами спорта. До сих пор стараюсь поддерживать форму. Мой тренер Сергей был верующим, но не православным верующим, а ходил в церковь христиан веры евангельской. Правда, я этого не знал. Но его разговоры, его тренерский авторитет вызвали у меня желание сходить в храм. Тогда я еще не знал, что в христианстве существуют разные течения. И я отправился в православный храм, который, как я думал, был единственным в нашем городе - с колокольней и куполами! Это была церковь Казанской иконы Божией Матери. Туда я и стал ходить, молиться, мне всё понравилось. Когда же узнал, что мой тренер Сергей оказался неправославным, то очень переживал. Я уже стал исповедоваться, причащаться, помогал в алтаре, нес послушания при храме, но меня не отпускала мысль, что мой тренер, который меня подтолкнул к приходу в храм, к вере, сам не идет по пути спасения, и с точки зрения нас, православных, он погибает. Когда я служил в армии, учился в семинарии, всегда об этом помнил, переживал, молился за него. И вот на третьем курсе семинарии приезжаю на каникулы домой, прихожу в новый Свято-Троицкий храм и вижу - стоит мой тренер и молится. Для меня это было таким счастьем. Я радовался, что Господь своими путями все-таки привел его в православный храм. Позже Сергей мне рассказал, как это произошло. Сейчас он один из самых активных прихожан. Помогает в работе с молодежью, развивает действующее в храме спортивное движение «Пересвет». Вот такой духовный рост произошел у человека. Я очень этому рад.

- Отец Виталий, из какой Вы семьи, где родились, каково ваше нынешнее семейное положение?

- Родился в Железногорске-

Илимском Иркутской области. Илим - приток Ангары. Возможно, многим знакомый по Илимскому острогу - месту ссылки писателя Александра Радищева за «бунтарскую» книгу «Путешествие из Петербурга в Москву».

Мой отец Александр - автомеханик, водитель. Мама Людмила умерла в 2016 году. У неё было филологическое образование, но по специальности она никогда не работала. Люди они не воцерковленные, но «сочувствующие». Мама перед смертью исповедовалась и причащалась.

Женат, две дочери - Варвара и Анастасия (10 и 9 лет). Матушка Елена закончила Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Она регент, дирижер академического хора. Сейчас работает в Районном доме народного творчества в Кимрах. Девочки играют на скрипке, поют на клиросе и в детском церковном хоре.

Познакомились мы с матушкой так: у нас общий духовник - архимандрит Диодор (Дидковский), насельник Троице-Сергиевой лавры. Когда я учился в семинарии, исповедовался всегда у него. Матушка тоже приезжала к нему на исповедь. Он нас и познакомил. 29 января 2012 г. было венчание в Сретенском храме города Дмитрова. Венчал нас отец Павел Мурзич. Когда отец Павел был там настоятелем, матушка несла послушание регента в этом храме.

Стараемся с матушкой жить мирно и дружно: мирно ссоримся - дружно миримся!

- Отец Виталий, теперь Вы настоятель Вознесенского храма в селе Новоникольское. Какое впечатление произвел на Вас храм, прихожане?

- Я очень благодарен предыдущему настоятелю храма игумену Савве. Храм ухоженный, чистый и светлый, убранство подобрано со вкусом. В прихожанах воспитаны трудолюбие, чувство благоговения, любви к своему храму. У каждого есть свое маленькое послушание, все находятся на своих местах и четко знают, что делать. Все прихожане Вознесенского храма активные и приветливые, я надеюсь, что у нас сложатся добрые взаимоотношения, и мы будем большой дружной общиной.

Конечно, для прихожан назначение нового настоятеля - это всегда волнительно. Они привыкли к отцу Савве. Священники - тоже люди. У каждого свои особенности, достоинства и недостатки. С приходом нового настоятеля часто привносятся какие-либо изменения в жизнь общины. Но все же мы постараемся сохранить заложенные предыдущим настоятелем традиции и ничего кардинально не менять, чтобы сложившийся за много лет жизненный уклад прихода в целом остался прежним.

- Когда Вы принимали первую исповедь, какие чувства испытывали?

- Это было еще во время учебы в академии, в первые дни после рукоположения. Испытывал похожие ощущения, когда и сам впервые шел на исповедь: трепет и волнение.

Проводить исповедь мне нравится. Я стараюсь внимательно слушать кающихся. Если знаю, что посоветовать, то советую, но, скажу честно, что не всегда сразу нахожу нужные слова. Тогда прошу человека прийти ко мне через некоторое время, чтобы я мог помолиться и обдумать его проблему. Один и тот же совет может по-разному подействовать на разных людей, а на кого-то и совсем не подействовать. Каждому нужно дать свое лекарство. Об этом приходится молиться. И почти всегда Господь через молитву или духовную литературу подсказывает, что посоветовать этому человеку. С приобретением опыта в священническом служении таких ситуаций становится все меньше, и нужные слова, как правило, находятся сразу.

Исповедуя, ты общаешься с людьми, иногда слышишь от человека какие-то вещи, что помогает открыть что-то новое в себе самом. В момент исповеди даже не столько ты учишь кого-то, сколько сам учишься. У нас есть прихожане, миряне, которые ведут высокодуховный образ жизни, и даже священнику иногда есть чему у них поучиться. Так что проведение исповеди помогает, в том числе и в моей личной духовной жизни. Исповедь - это труд, но для меня он не в тягость.

- Что самое важное в служении священника?

- Наверное, любовь к богослужению, любовь к совершению Божественной литургии. Прежде всего в соборной молитве я нахожу силы и вдохновение для несения священнического послушания и жизни в целом.

- Что самое сложное в священническом служении?

- Самое сложное в священническом служении - это наша человеческая склонность к осуждению и то, что священник находится под постоянным надзором общественности. Священник должен постоянно являть собой пример исключительной нравственности. Об этом писал еще Иоанн Златоуст в «Словах о священстве», что даже самые малые прегрешения священника становятся общеизвестными, и от этого происходит большой соблазн. Сейчас это особенно актуально, потому что в любой момент тебя может заснять какая-нибудь видеокамера. И касается это всего образа жизни священника - какой у него телефон, на какой машине он ездит, в какой квартире живет, что ест, что пьет, как и где учатся дети священника, как одевается его жена и так далее. Нет никакой возможности расслабиться, всегда и везде нужно бодрствовать, в храме, дома, в отпуске, в магазине, даже когда просто идешь по улице в мирской одежде. Осудить и соблазниться могут не только от прегрешений священника, но даже от каких-нибудь действий, которые грехом по сути не являются. Например, иногда человеку может показаться, что священник как-то не так на него посмотрел. Или священник выпил бокал вина за трапезой, хотя умеренное употребление вина и не осуждается в Евангелии. Вот это вот трудно! Быть всегда для всех примером кристальной чистоты. Я бы даже сказал невозможно, потому что «я тоже человек».

- Что Вы цените в людях?

- Больше всего ценю в людях честность. Любое проявление лжи в человеке роднит его с дьяволом, как и Христос сказал, что дьявол есть ложь и отец лжи. Наша цель - соединиться с Богом. Ложь - это путь в прямо противоположном направлении.

- Дубна - наукоград. Здесь довольно много людей, которым трудно совместить веру в Бога и науку.

- Это проблема не только Дубны и больших городов. Проблема неверия и отступления от Бога во многом касается всего современного общества. На фоне развития науки, технологий люди становятся более начитанными. Появляется все больше популяризаторов науки. И это неплохо. Знания об окружающем мире и явлениях физической природы нужны и важны. Наука и технологии улучшают качество материальной жизни. Плохо, когда кто-то полученные знания использует как аргументы для оправдания своего неверия. Ещё хуже, если таковой этими аргументами уводит с пути спасительной веры других. Истина научного знания, безусловно, важна в жизни каждого человека и общества в целом. Однако эта истина не должна и не может становиться основанием для отрицания Бога. Конечная истина - в Боге. Даже в физическом мире есть вещи и явления, которые не познаются эмпирически, напрямую, путем рационального познания, вещи о которых мы знаем, но о существовании которых у нас пока что нет прямых доказательств, а есть только аргументы или какие-нибудь косвенные свидетельства. Не все в жизни познается через рацио. Бог есть Дух, и в познании Его должна быть гармония между духом и разумом. Человек хочет доказательств, чтобы Бог показал Себя. Но Бог не ручной лев, как говорил Клайв Стейплз Льюис в «Хрониках Нарнии», мы не можем Его принуждать, Он сам приходит и уходит, когда считает нужным. Если Господь сейчас придет и явит Себя, это уже будет не вера, а знание, данное всем и каждому вне зависимости от их воли. А для спасения нам нужны вера в Бога, доверие и верность Ему.

- Спасибо, отец Виталий за Ваши искренние ответы.

Беседовала Светлана Козлова