Подвиг моей мамы Печать
26.04.2023 10:49

В Дубне прошла XXI городская конференция «Духовность и молодежь» на тему «Человек в современном мире», подготовленная городским управление народного образования и Дубненско-Талдомским благочинием. Ученики 5-11 классов школ Дубны и Талдома, педагоги и священники благочиния во главе с благочинным протоиереем Павлом Мурзичем прослушали и обсудили 13 докладов школьников на темы, волнующие современную молодежь. Работы оказались необычайно интересные: «Сохраняем святыни России (о трудовом лагере в Нило-Столобенской пустыни)», «Юродство на Руси», «Числа в Библии», «Люди, кто мы?» «Кумиры молодежи» и т.д.

Познакомим читателей с отрывком из доклада «Подвиг и любовь к Отечеству» ученицы 6 класса лицея имени академика Кадышевского Марии Пауковой (руководитель: учитель истории и обществознания Д.А. Мухина). Героиней исследования шестиклассницы стал подвиг ее мамы Ольги Геннадьевны Дмитриенко. 9 июля 2006 года в Иркутске при посадке потерпел катастрофу самолет Airbus 310. Старшим бортпроводником на самолете была 24-летняя Ольга Дмитриенко.

 

«В жизни всегда есть место подвигам» - каждый из нас помнит эту фразу Максима Горького. Ежедневно люди в разных уголках планеты совершают отважные поступки в мирное время, связанные с самопожертвованием ради спасения кого-то. Многим кажется, что такие примеры доблести, мужества, отваги недоступны для большинства людей. Но так ли далеки мы от подвигов? В своем исследовании я попытаюсь дать ответ на этот вопрос.

Самым значимым примером для меня стал подвиг моей мамы Ольги Геннадьевны Дмитриенко - бортпроводника воздушного судна, которое потерпело крушение 9 июля 2006 года в Иркутске.

Чтобы изучить этот подвиг, было решено применить метод интервью, чтобы разобраться в вопросе более досконально.

- Что представляет профессия бортпроводника воздушного судна?

- Бортпроводник воздушного судна - это помощник капитана самолета, спасатель, врач, психолог, повар, официант, няня и уборщик в одном лице.

Американские специалисты рынка труда и профессий так описывают профессию бортпроводника в ежегоднике «Occupational Outlook Handbook» (2003):«Типичный рабочий день бортпроводника - это долгие часы на ногах, расторопное обслуживание придирчивых пассажиров, требующих индивидуального внимания и обхождения. Приходится мириться с плохой погодой, воздушными «ямами», сбоями в расписании, при том умудряться сохранять приятные манеры в обхождении с пассажирами - все это нелегко».

- Каковы особенности этой профессии?

- Труд на борту летящего самолета связан с большими физическими нагрузками. Бортпроводникам приходится поднимать тяжести, много часов быть на ногах, им приходится работать при пониженном атмосферном давлении, как в горах на высоте 3500 метров.

Основную деятельность бортпроводники осуществляют в замкнутом узком пространстве не на земле, а в воздухе - в самолете, летящем на большой скорости. Риск потерять жизнь - постоянная составляющая профессиональной деятельности летчиков и бортпроводников.

- Что произошло 9 июля 2006 года?

- 9 июля 2006 года при посадке в Иркутске потерпел крушение самолет Airbus310. На этом самолете старшим бортпроводником была моя мама, Дмитриенко Ольга Геннадьевна.

На сегодняшний день самолет является самым безопасным видом транспорта, но если он терпит крушение, то остаться в живых почти невозможно. И первыми на помощь пассажирам приходят бортпроводники воздушного судна. Красивые и милые девушки, которые спасают людей.

- Как проходил авиарейс, было ли что-то необычное в этот день?

- Рейс проходил великолепно, множественные благодарности пассажиров за обслуживание, доброе и чуткое отношение к ним. Было много несопровождаемых детей, бортпроводники оказывали им повышенное внимание. Мама всегда находилась в салоне, интересовалась самочувствием пассажиров, комфортно ли проходит рейс.

- Момент катастрофы... Как это было?

- И вот посадка. Авиакатастрофа... Верхние полки упали на людей, чудовищная сила вырвала шкафы и пассажирские кресла вместе с металлическими крепежами. Самолет чертил левой стороной фюзеляжа о гаражи.

Огромный лайнер разломился. Все бортпроводники, которые остались живы, открывали двери, выводили, выталкивали пассажиров наружу. Пожар начался сразу, и разгорался с каждой секундой. Многие пассажиры погибли от столкновения. Мама руководила эвакуацией, направляла людей к выходам.

- Сколько времени было отведено на эвакуацию людей?

- На эвакуацию пассажиров было отведено менее 90 секунд. За это время самолёт сгорел дотла.

- Где находилась Ольга Дмитриенко во время эвакуации и как смогла спасти свою жизнь?

- Мама во время эвакуации находилась в передней части самолета, около кабины пилотов. Когда вокруг нее поднялась стена огня, спасать уже было некого, а форменная одежда стала тлеть, обжигая тело. В разломе самолета она увидела землю. Далеко. В голове промелькнула мысль: если прыгнет с такой высоты, пусть разобьется насмерть, но тело не сгорит дотла, родители смогут хотя бы ее опознать и похоронить.

Мама прыгнула… Жива… Стопы ног разорваны…Осколок металла торчит из живота… Кровь из ран льёт… Темно в глазах, мама понимает, что теряет сознание, бьет себя по щекам, приходит в себя. Смотрит по сторонам, ищет взглядом, чем бы остановить кровь. Замечает движущегося к ней мужчину, просит его дать жгуты. Он находит рядом какие-то тряпки и даёт их, мама перетягивает ими ноги.

- О чем мама думала в первые часы после авиакатастрофы?

- Вот что говорит моя мама в одном из интервью: «Сознание то мутнеет, то проясняется. Лица врачей больницы не так суровы, как медиков МЧС. В глазах - сердечное сочувствие. В моменты, когда возвращается сознание, пытаюсь расспросить докторов, что известно о спасенных людях, кто из экипажа остался жив. Отвечают общими фразами: много погибших. В голове мысли о том, как сообщить родителям, что я жива. Прошу медицинских сестричек дозвониться до родителей. Они исчезают, потом говорят, что по названным мною номерам абоненты недоступны. Понимаю: врачи им не разрешают - боятся за меня. Через некоторое время меня будят, в телефонной трубке голос моей мамы. Она говорит, что любит меня. Мы плачем…».

- Как проходило лечение после авиакатастрофы, сколько времени понадобилось на восстановление?

- 10 июля медицинский персонал иркутской больницы сообщил, что ее готовят к перелёту в Москву бортом МЧС. Всё тело в бинтах. Ожоги горят, с трудом держится, чтобы не кричать от боли и не сойти с ума. На носилках загрузили в самолёт. Таких, как она, человек 15, у всех различные травмы.

Мою маму доставили в НИИ Склифосовского, в реанимацию. Заведующим отделением был Пётр Алексеевич Иванов, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации; вела ее хирург высшей категории Елена Юрьевна Мирошенкова. Вся семья благодарна им за жизнь мамы. Они приглашали лучших специалистов: комбустиологов, нейрохирургов. Все вместе они работали над ее выздоровлением.

Мама лежала в больнице почти год. Боли от полученных травм до сих пор ее беспокоят. Ей не разрешили больше работать стюардессой: с такими увечьями нельзя пройти медкомиссию в авиакомпании. Но мама и на земле достигла высоких результатов.

- Какие награды есть у мамы? Считает ли себя героем?

- Мамины награды: медаль «За отвагу»; Почетная грамота Совета Федерации РФ; медаль уполномоченного по правам человека РФ «Спешите делать добро»; Человек года - 2006 города Дубны Московской области; Благодарственное письмо министра транспорта РФ за активную работу с ветеранами и большой вклад в организацию транспортного обеспечения мероприятий, связанных с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. И много благодарственных писем из детских домов и домов престарелых.

Она нигде не афиширует свои заслуги, живет обычной жизнью. Когда кто-то узнает, что она у меня герой, все очень удивляются.

Когда ее спрашивают: «Герой ли она?», она всегда отвечает, что выполняла свои обязанности и спасала людей до последней возможности.

- Верите ли в Бога? Является ли ваше спасение чудом?

- Мама верит в Бога. Посещает храмы, постится, читает православную литературу.

Когда мама была в больнице в 2006 году, ее посещал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Он сказал, что прибыл от Патриарха Алексия II. Из рук в руки митрополит передал от Святейшего расписное пасхальное яйцо со словами: «Пасхальное яйцо - это символ победы жизни над смертью. С воскрешением вас!». Владыка сообщил маме, что получил он это пасхальное яйцо из рук Святейшего и не выпускал из своих рук всю дорогу. Ещё он сказал, что Алексий знает о чудесном спасении. На днях Патриарх посетил остров Ваалам и передаёт иконы. Митрополит сказал, что Патриарх очень хотел приехать к маме, но у него сильно болят ноги и неважное самочувствие. Также он попросил разрешения сфотографировать ее для того, чтобы Алексий смог смотреть на маму и молиться за ее душу.

После кончины Патриарха Алексия II Патриаршим местоблюстителем был избран Владыка Кирилл. Подаренные маме из рук в руки иконы и пасхальное яйцо бережно хранятся в нашей семье. Вечером мама всегда читает молитву, поминая спасавшего маму Святейшего Патриарха всея Руси - Алексия Второго.

Итог

Подводя итог исследования, я уверена, что каждый человек может оказаться в ситуации, когда он будет поставлен в условия, когда от его действий будут зависеть жизни других людей. И перед человеком будет стоять выбор - совершить подвиг или стать простым «зевакой».

Жизнь распоряжается так, что без людей-героев, совершенных ими подвигов, невозможно развитие человечества, добродетели и жизни на земле.

Не будем проходить мимо беды других людей, будем помогать!