Новые вехи из истории храма Похвалы Пресвятой Богородицы Печать
24.02.2021 21:21

Продолжение. Начало в «Православной встрече» №1 от 28 января 2021 г.

В распоряжении храма Похвалы Пресвятой Богородицы г. Дубна (бывшее село Городище на Дубенском Устье) в прошлом году оказались оцифрованные копии метрических книг, содержащих информацию о родившихся, сочетавшихся браком и умерших жителях села Городище. Оригиналы этих книг находятся в Тверском государственном архиве (ГАТО).

В метрических книгах содержится очень интересная информация относительно клириков в храме Похвалы Богородицы. По собранным ранее сведениям, все священники нашего храма после определения на священническое место служили там всю жизнь до смерти или пока были силы, – а это до 40 лет. Впрочем, это было типично для всей Российской Империи того времени.

 

Известно, что с 1744 года священником был Игнатий Максимов (†1784), сын прежнего священника села Городища – Максима Федотова. А с ноября 1784 года, по настоятельной просьбе прихода села Городища, священником назначается Стефан Иванов (†1816), сын священника села Горицы Корчевского уезда Ивана Михайлова – он служил на своем месте 32 года.

После его смерти, с 1816 года в храме служили три поколения священников обширной священнической династии Драницыных, которые окормляли приход в общей сложности 113 лет. Первым из них стал 35-летний Иван Макарьевич Драницын (†1851), переведенный из села Новотроицкого Старицкого уезда. Прослужил он на этом месте 35 лет. Его младший сын Иоанн Иоаннович Драницын (†1891) служил священником в с. Городище с 1851 по 1891 гг. (40 лет). После служение продолжил его младший сын – Николай Иванович Драницын (†1940), прослуживший с 1891 по 1929 гг. (38 лет).

В метрической книге за 1891 г. содержится уникальная запись о кончине священника Иоанна Иоанновича Драницына, в которой сказано, что он умер 3 марта (погребен 7 марта) в возрасте 64 лет от воспаления легких. Отпевание совершали священник Михаил Драницын и дьякон Василий Зверев. В графе «кто исповедовал и причащал» указано имя священника Александра Невского из села Губин Угол. Здесь же есть более поздняя приписка о том, что «Могила священника Иоанна Драницына с 1909 года находится в самом храме, на правой стороне, в близи входной южной двери, против арки». Эти сведения указывают на то, что отец Иоанн был погребен справа от храма, около южной стены. После работ по достройке храма, начавшихся в 1907 году (вследствие чего приделы были расширены, а колокольня была увеличена на один ярус и присоединена к храму), могила оказалась в самом храме, как раз недалеко от южных дверей. Кроме того, есть все основания предполагать, что и могила священника Иоанна Макарьевича Драницына находилась вблизи этого места.

Из метрической книги также известно, что в первые два месяца после кончины отца Иоанна, с марта по апрель 1891 года, служение в храме продолжали священники Александр Невский, Михаил Драницын и, в основном, иеромонах Ефрем из Новоторжского Борисоглебского монастыря. В мае 1891 г. в Ратминский храм был назначен священник Николай Иванович Драницын, который в общем итоге прослужил в нем 38 лет.

О роде Драницыных готовится более подробная публикация.

Что же касается дьяконского служения в храме Похвалы Богородицы, то, по ранее имеющимся данным, в 1749 году по прошению вотчинника Ивана Михайловича Грязново причт Городищенской церкви увеличился: добавилась должность дьякона. Первым дьяконом был дьячков сын Петр Михайлов (†1795), который прослужил в храме почти полвека.

В июле 1796 года на дьяконское место церкви с. Городища определяется Константин Александрович Толстопятов († ок. 1840), сын священника с. Троицкого в Деревнях Корчевского уезда, который женился на дочери дьякона Петра Михайлова и получил дьяконское место тестя, на котором оставался около 40 лет.

К 1840 году штатным дьяконом значится Василий Семенович Соколов (1805 – † к 1890), прослуживший без немногого 30 лет. По записям метрической книги за 1869 год, дьякон Василий отошел от служения в октябре месяце, вероятно по причине болезни.

Надежда Баранова, иерей Аркадий Терехин

Окончание в следующем номере «Православной встречи»