Балет или цирк? А может, их симбиоз? Печать
12.10.2011 11:18

После гастролей на сцене Водного стадиона Дубны «Русского балета» с «Лебединым озером» – балетным хитом, созданным П.И. Чайковским в 1877 году, среди любителей классики города разразилась горячая дискуссия. Споры вызвала инициатива организаторов праздника, включивших в антракт между действиями балета цирковые номера, исполненные артистами популярного столичного «Театра огня» К. Ферджуляна. Полемику вызвала сама возможность соединения столь различных видов искусства в одном представлении. Между тем, система взаимодействия цирка и классического балета кардинально изменилась за последнее десятилетие.

 

Синтез зрелищных видов искусств – явление многоликое, и просматривается оно в самых различных областях современного искусства. Между тем это новое веяние XXI века корнями уходит в предшествующие эпохи. Современные балетоманы могут сколько угодно бороться за чистоту любимого искусства, но правда состоит в том, что со времен средневековых акробатов профессиональный танец и цирк развивались рука об руку. И хотя эстеты обычно ругали балетных артистов словами «циркачка» и «циркач», публика всегда и везде буквально «заходилась» от восторга, обнаружив в благородном танце наличие блистательных фуэтэ, сложных воздушных поддержек и тому подобных цирковых трюков.

Лексика балета на протяжении всей его истории постоянно пополнялась акробатическими приемами. Стоит напомнить, что различные элементы акробатики и спортивной гимнастики в настоящее время занимают в балете немалое место.

Обратимся же к истокам создания номеров, соединяющих в себе элементы классического балета и циркового искусства. В этом направлении первым шагом, завоевавшим признание профессионалов, был воздушный номер под названием «Воздушный бал», созданный в 1994 году под руководством мастера киргизского цирка К.М. Досбатырова (режиссер Е. Майхровская). В его основе лежало сочетание танцевального направления с воздушной гимнастикой на ремнях; в 1996 году этот номер удостоился «Золотого кубка» на фестивале в Монте-Карло.

Следующей ступенью в этом направлении стал китайский акробатический дуэт на музыку П.И.Чайковского «Восточный лебедь», получивший в 2002 году на фестивале в Монте-Карло главный приз – «Золотой клоун». В этом номере адажио из балета «Лебединое озеро» было пересказано на языке акробатики: с фантастически выгибающейся в верхнем шпагате партнершей, с ее уверенным арабеском на бицепсе стоящего и вытянувшего руку партнера. Увидев этот дуэт на конкурсе, руководители Китайской акробатической труппы из Гуангдунга хореограф Жао Минг и директор Нинг Генфу решили создать полнометражный цирковой спектакль.

Рожденный из этого номера китайский акробатический балет «Лебединое озеро» был представлен на суд публики в 2005 году. Здесь важно отметить, что в Китае такие эксперименты с классикой поддерживают на уровне государства, в связи с чем вышеназванная труппа получила на свою постановку пять миллионов долларов. Режиссер этой версии «Лебединого» сказал, что по сложности и уровню искусства проект может соперничать лишь с подъемом на пик Джомолунгма. Возможно, именно поэтому средний возраст участников этого шоу – от четырнадцати до восемнадцати лет.

Вся постановка «Лебединого озера» держится на дуэте супругов Ву и Вей. Именно они были исполнителями акробатического номера «Восточный лебедь» в Монте-Карло, после которого танец Одетты на плече принца Зигфрида стал легендарным. Повторить такое балетным танцовщикам невозможно. Однако и относительно своих возможностей в классических па-де-де Ву Женьдан не строит иллюзий:

– Мы, конечно же, брали уроки классического балета. Но все-таки мы в первую очередь акробаты. Наша стихия – это трюки. Хотя общего много. Улыбка должна быть и у танцовщиков, и у циркачей, – считает Ву Женьдан. – Однако самый сложный трюк, – продолжает балерина, — это когда я балансирую на голове у партнера. Очень сложно контролировать себя в этот момент, даже психологически».

Помимо этого в артистической среде хорошо известно: поскольку синяки, которые оставляют на теле партнера пуанты, практически не успевают заживать, а исполнительница главной партии в процессе репетиций регулярно получает многочисленные травмы, цирк в каждых гастролях обязательно сопровождает врач.

17 марта 2006 года Вэй Баохуа, Ву  Женьдан и их товарищи привезли акробатический балет «Лебединое озеро» в Россию. Выступали китайские мастера на кремлевской сцене. Этот акробатический балет оказался большим сюрпризом для российского зрителя, который привык воспринимать отдельно цирк, отдельно балет. Между тем в России танцовщики-акробаты произвели такой фурор, что были удостоены премии Улановой. Об этом представлении столичные СМИ писали: «самый прекрасный цирк и самый рискованный балет поразил родину «Лебединого озера».

В спектакль вошли практически все жанры традиционного китайского цирка, за исключением фокусов. Одетта легко парит в поднебесье или танцует то на вытянутой руке, а то и на голове партнера. Балерина скользит на пуантах по канату, а 32 знаменитых фуэте крутят танцоры внутри огромных вращающихся колес. Одиллия выдает акробатическое шоу, взмахивая ногами, словно крыльями. Маленькие лебеди превратились в зеленых лягушат: ловким мальчикам-акробатам потребовалось три месяца упорных тренировок, чтобы изобразить четырех маленьких лягушат, танцующих на руках и забавно исполняющих ножками всевозможные трюки.

Либретто балета также претерпело некоторые изменения: главный герой отправляется на поиски Царевны-лебедь и находит ее в Поднебесной. Именно здесь и происходит победа добра над злом, а история заканчивается свадьбой.

В заключение умопомрачительного шоу на сцене мгновенно распускаются три тысячи прекрасных роз. По этому поводу известны слова хореографа постановки Ли Шаоцина: «Мы не могли не изменить либретто первоисточника, у нас, у китайцев, обязательно все должно заканчиваться хорошо, иначе зрители расстроятся».

Здесь хочется добавить, что музыка балета П. И. Чайковского, звучащая у нас достаточно часто, а потому в некотором смысле утратившая свое воздействие, в данном спектакле приобретает эмоциональность, свойственную ей изначально. Ибо зрелище акробатических танцев, по своей сложности выходящих за пределы человеческих возможностей, заставляет души зрителей вибрировать в тон тревожной музыки русского гения. Если к этому прибавить традиционную восточную роскошь и исконно китайское буйство красок, то становится понятно, сколь неизгладимо потрясение, которое испытывает посетивший это чудо.

Акробатический балет в России

17 апреля 2009 года художественно-акробатическую версию балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» осуществила труппа «Русский балет Санкт-Петербурга» под управлением Александра Брускина. В нем мастера из Северной Пальмиры продемонстрировали оригинальное сочетание классического балета и уникальных элементов художественной гимнастики и акробатики, которые органично  вплетены в хореографию спектакля и объединены единым действом.

В нем принимали участие как звезды балета Мариинского театра и театра «Русский балет», так и мастера спорта Международного класса по художественной гимнастике и акробатике, занятые в «Театре спорта».

Постановка возвращала зрителя к истокам рождения спектакля, который был задуман как балет-феерия. Неожиданные сюжетные находки, оригинальное видение художественного облика персонажей, волшебные превращения, впечатляющая сценография, новые костюмы и декорации – все это включено в новую версию балета П.И.Чайковского.

Этот «Щелкунчик» был создан после гастролей в Питере Китайского акробатического балета, артисты которого представили балет «Лебединое озеро» в необычной трактовке. Китайское «Лебединое» потрясло зрителей. Для российских мастеров балета и цирка оно послужило творческим толчком, и как результат – на свет появился новый шедевр классической хореографии, совмещенной с элементами художественной гимнастики и акробатики.

Художественно-акробатический балет «Щелкунчик» стал одним из ярчайших событий в культурной жизни не только Санкт-Петербурга, но и России. Спектакль получил восторженные отзывы и от простых зрителей, и от профессиональных поклонников балета. Все они отмечали, с какой бережливостью отнеслись создатели к классической постановке балета «Щелкунчик», а также с какой тщательностью и профессионализмом в классическую канву спектакля были вплетены элементы художественной гимнастики и акробатики.

Казахский эксперимент

Огромный интерес в этом направлении представляет и синтетический спектакль «Одинокий призрак», созданный профессором Казахской национальной академии искусств Даулетом Досбатыровым по мотивам мюзикла Эндрю Ллойда Веббера «Призрак Оперы (Phantom of the Opera)». Его премьера состоялась 29 мая 2008 года в Казахском государственном цирке.

Если упор в акробатическом балете Китая был сделан на акробатику, то здесь режиссер постарался показать высокий уровень воздушной гимнастики. Между тем, в данном случае во многих номерах были задействованы не артисты цирка, а учащиеся хореографического училища им. Селезнева – им приходилось подниматься в воздух на четырехметровую высоту, что уже относится к разряду достаточно рискованных цирковых номеров (при этом не использовались ни страховочные лонжи, ни пассировка других лиц). Интересно и то, что спектакль создавался в здании стационарного цирка г. Алма-Аты, и центром сценического действия был круглый манеж. При постановке этого шоу режиссеру «Одинокого призрака» Д. Досбатырову приходилось учитывать разницу между сценой и ареной. Позже по этому поводу он писал: «Суть в том, что современный театральный зал, в отличие от цирка или стадиона, дает возможность обозревать сцену только с одной стороны, то есть всеми зрителями приблизительно одинаково… Этот момент очень важен, особенно для восприятия балетного спектакля, так как односторонний взгляд способствует одинаковому прочтению визуальных образов. Это невозможно сделать при круговом осмотре, как, например, в цирке, где существует множество точек зрения, в том числе и противолежащих». Свои размышления автор завершает следующими словами: «Если на сегодняшний день классический балет и цирковое искусство – эти два индивидуальных, сложных и очень интересных течения – не пришли к идее синтеза, то они значительно сузили бы свои рамки. Но благодаря внедрению идеи синтеза жанров открыты широчайшие возможности их взаимовлияния и взаимообогащения».

Материал подготовила Наталия Белага

 

Читайте ещё:

Связь музыки с другими видами искусства

Образ зимы в инструментальной музыке

Саламандра

Комическое в киномузыке

Король инструментов

Музыка игрового кино

Опера в кино

Киномузыка и «Великий немой»

Что вы знаете о докторе Фаусте?

Орфей

Нет повести печальнее на свете…

Прометей

Дон-Жуан – имя нарицательное

Поцелуй Саломеи

Пейзаж в инструментальной музыке