ДК «Мир». Гоголь. «Игроки» Печать
КУЛЬТУРА
17.11.2022 00:00

19 ноября на сцену Дома культуры «Мир» вый-дут восемь актеров во главе с режиссером, исполняющим одну из ролей, и представят спектакль «Игроки» по пьесе Н.В. Гоголя.

Непревзойденный автор вложил в эту пьесу всё: и драму, и юмор, и интригу. В руках же талантливого режиссёра Ильи Бледного она воплотилась новым искромётным прочтением, полным энергии и авантюризма, в исполнении талантливых актёров театра и кино.

 

Накануне гастролей в Дубну нам удалось побеседовать со многими из актерского состава. Разговор был традиционно о творчестве, о постановке, об актерстве.

- «Игроки» - комедия Николая Гоголя, считается незаконченной, хотя завязка, развязка, все перипетии сюжета прочерчены и выстроены. Для вас, что в пьесе могло бы стать ее окончательным штрихом?

Михаил Маликов: Лично для меня «Игроки» достаточно законченное произведение, и так как выстроено нашим режиссером Ильей Бледным в нашем спектакле все композиционно, все получается логично и завешено. Я бы не осмелился придумать еще какой-то штрих, чтобы завершить эту пьесу.

Алексей Демидов: Добавил бы, что команда шулеров в лице Утешительного, Кругеля и Швохнева также попала в переплёт, где их развели.

Филипп Бледный: Этот спектакль «Игроки» Гоголя для меня как для актера отдушина, потому что он даёт возможность побыть ребёнком на сцене! А ведь это основа для артиста, мы все большие капризные и чуднЫе дети! Нам всегда всего мало и хочется внимания, хочется ярких проявлений и, конечно же, хорошей компании!

Ярослав Жалнин: Несмотря на то, что многие считают, что это неоконченная пьеса Гоголя, на мой взгляд, здесь все на своих местах, и все даже в какой-то степени как в жизни, не все зло наказано. Мы видим, что шулеры уезжают, выиграв, но сами по себе они бедные-бедные люди, вынужденные все время скитаться и исчезать. Здесь достаточно штрихов, чтобы зритель пытался разгадать, кто все-таки плохой, кто хороший, кого наказали, а кого не нужно было наказывать. Я бы не стремился искать здесь какие-либо дополнительные опусы о том, как это все могло бы быть.

Илья Бледный (режиссер): Нужно признаться, что мы воспользовались карт-бланшем, любезно предоставленным Николаем Васильевичем, и сформулировали для спектакля свой однозначный финал. В нашей версии Ихарев сходит с ума, и последний монолог он уже читает в лечебнице для душевнобольных: он закутан в простыню, мы слышим, как капает вода, и понимаем, что его только что «лечили». Ихарев не выдержал обмана новых «друзей» и «сломался». Он говорит: «Хитри после этого! Употребляй тонкость ума! Изощряй, изыскивай средства!.. Черт побери, не стоит просто ни благородного рвенья, ни трудов! Тут же под боком отыщется плут, который тебя переплутует!».

Кроме того, я добавил апарты и во второй акт (у Гоголя они есть только в первом акте), я придумал и показал зрителю трактирную жизнь до приезда Ихарева, какие-то сцены мы превратили в танцевальные номера, за что отдельная благодарность нашему чуткому хореографу Ольге Насыровой.

- Для актера чем шире пространство для игры - тем что?..

Михаил Маликов: Когда в пьесе есть много жанров и много перипетий, то для артиста это интересно, сложно, потом

у что приходится держать большой круг внимания, и тем самым не дать зрителю расслабиться и потерять интерес, к тому, что делает актер на сцене, но в первую очередь, конечно, интересно работать над этим, не скучно.

Алексей Демидов: Тем больше возможностей для воплощения.


Филипп Бледный: В этом спектакле все сошлось, замечательные партнеры, великолепный сюжет, текст и, конечно, режиссура, без неё мы бы пропали. Она как спасательный круг, как кисть художника, что выделяет в тебе хорошее и интересное подчеркивает, а недостатки твои прикрывает и нивелирует. Тут можно ярко и гротесково проявить себя, можно почувствовать, что импровизация творит чудеса и срывает аплодисменты, а язык русский богат и могуч.

Ярослав Жалнин: Тем вдохновленнее зритель будет уходить со спектакля, тем богаче станет его мир, если все будет закольцовано не только около одного жанра, а будут добавляться нюансы. Эта пьеса богата на то, чтобы раскрыть театральное пространство сочно, красиво и запоминающе.

Илья Бледный (режиссер): Тем интереснее. Атмосфера мистики и обмана, которую самыми разными способами создавал Гоголь, - это безграничные возможности для фантазии. Гоголь выдумал несуществующие имена и фамилии - Михаил Александрович Глов, Псой Стахич Замухрышкин. Я пошел дальше и объединил двух Гловых в

одного, а Замухрышкина заставил играть на фортепьяно. В процессе работы над спектаклем я бесконечно обращался к самым разным источникам, чтобы лучше понимать нюансы и тонкости. Вот, например, Ихарев говорит: «Балык, кажется, не того, а икра еще так и сяк». Швохнев (посылая в рот кусок): «Нет, и балык того». Так я узнал, что во времена гоголевских «Игроков» ни икра, ни балык не считались особенным деликатесом. Рыбы во всех ее видах тогда было предостаточно. А вот собственных сыроварен в России тогда не было, и сыр возили из-за границы. Вот сыр-то и считался истинным деликатесом. Но они тогда и шампанское к супу подавали, что уж тут говорить! И сколько еще интересного было в ту эпоху!

- Когда перед вами классика - с какими чувствами играете? В особенности если говорить про данный спектакль.

Михаил Маликов: Классика есть классика, когда каждое слово, написанное автором, тем более Гоголем, оно имеет значение. Сначала мы это читаем и приходим в восторг, потом с удовольствием и трепетом переносим это на сцену, стараясь не забыть и не переставлять ничего местами. Потому что гениальные авторы не случайно признаны классическими.

Алексей Демидов: Чувство ответственности и азарта.


Филипп Бледный: А классика - это всегда чудесно! С ней нужно сейчас сотрудничать, впускать ее в сердце и на сцену, ибо без неё нет и театра в моем понимании, лишь классика способна выбить настоящие искры из души зрителя, которые могут разжечь огонь заинтересованности, когда глаза вспыхивают, и человек уже не может сидеть на одном месте, он хватает томик Пушкина или Гоголя и жадно, словно измученный пустынной жарой путник, припадает к роднику знаний, творчества, искусства! Да, да, в наш плоский век экранов и гаджетов нет глубины, нет жизни, дыхания театральных подмостков! И только классика, отороченная кулисами красными, словно закатное небо, способна возбудить, пробудить ото сна великое русское искусство - Театр!

Ярослав Жалнин: Можно описать это как восторг, потому что сейчас в мире антреприз преобладают пьесы современных авторов, которые не блещут особой глубиной, здесь же, наоборот, - невероятное удовольствие читать и потом исполнять на сцене классику. Это слова, написанные несколько веков назад, когда попадаешь в этот мир, то понимаешь, что люди все одинаковые, но костюмы, антураж вокруг заставляют окунаться в невероятную атмосферу. Классика - это всегда очень приятно, тем более в постановке Ильи Бледного все выглядит довольно-таки современно, не сразу скаж

ешь, что это старый материал.

Илья Бледный (режиссер): Отдельно я хотел бы упомянуть нашу фантастическую актерскую команду. Ребята настолько потрясают разнообразием своих возможностей, что мне захотелось каждому придумать индивидуальный рисунок. В спектакле нет ни одной проходной роли. Но все-таки в заключение я хотел бы сказать, что каждый раз, обращаясь к классике, я испытываю трепет и прикладываю все усилия, чтобы сохранить именно авторскую идею и донести до зрителя именно ее, а не свое вывернутое наизнанку восприятие.

Приглашаем всех театралов на спектакль «Игроки» 19 ноября в 18:00 в ДК «Мир» ОИЯИ. Благодарим за содействие в проведении интервью организаторов показа спектакля - Теат-рально-концертное агентство «Кураж-концерт» и лично Матвея Куражева и Наталью Девяткину.

Беседовала

Элеонора Ямалеева

член Союза театральных деятелей РФ

Фото из архива театра СТА