Сакле – слабое звено «Большого Парижа» Печать
ОБЩЕСТВО
26.08.2010 19:36

Проект «Кампус плато Сакле» французское правительство дополнило инфраструктурным проектом «Большой Париж» (Grand Paris). «Большой Париж» подразумевает строительство окружной линии быстрого метро вокруг Парижа.

 

Дело в том, что Париж – довольно маленький город по масштабам Москвы. От центра Парижа до любой его окраины – 5-6 километров. В Москве от Арбата до Алтуфьевского шоссе – 20 километров. Внутри Парижа ходит городское метро, милые, словно игрушечные вагончики. А с пригородами (которые начинаются сразу за бульваром Периферик, и продолжаются непрерывно, смыкаясь друг с другом домами) столицу Франции соединяют пять линий пригородного метро, оно носит название RER – Reseau Express Regional d'Île-de-France (cеть экспрессов региона Иль-де-Франс). Иль-де-Франс – это центр территории Франции, где расположен Париж с его пригородами. Электрички RER ходят гораздо быстрее, но реже городского метро, и они более вместительны.

В часы пик поезда RER ходят очень нерегулярно из-за постоянных аварий, о которых сообщают пассажирам на мониторах с расписанием, объясняя опоздания. На станциях скапливаются огромные толпы народу, вагоны поездов еле выдерживают их напор. К тому же именно в часы пик очень любят устраивать свои забастовки служащие самых напряженных пригородных линий, вызывая у пассажиров законное негодование.

Технически и физически вместе с обветшавшими от пассажиропотоков поездами устарели и здания многих пригородных станций региона Иль-де-Франс.

Проект «Большой Париж» был призван к осуществлению как раз в самом начале мирового экономического кризиса. Окружная линия метро должна не только разгрузить движение по пяти пригородным линиям RER, но и закольцевать все парижские аэропорты, соединив их с кампусом плато Сакле.

«Большой Париж» – это кольцевая железная дорога длиной 155 км и 35 миллиардов евро государственных инвестиций. Это новые вокзалы и станции, новые рабочие места. Одним махом – не одного, а целую компанию зайцев.

Однако, как раз то звено «Большого Парижа», которое касается плато Сакле, критики называют слабым. Например, центральная газета «Le Monde» ссылаясь на оценки специалистов, утверждает, что пассажиропоток на ветке в Сакле не окупит расходов государства на ее строительство. Метро выгодно прокладывать там, пишет «Le Monde», где в час насчитывается 8-9 тысяч пассажиров. Этот уровень в Сакле за счет притока 130 тысяч новых сотрудников будет достигнут, скорее всего, лишь к 2035 году. А прокладка одного километра подземного метро в районе Сакле обойдется примерно в 130 миллионов евро. Если же построить вместо метро линию быстрого трамвая, предлагает «Le Monde», то расходы на километр трамвайной линии будут вчетверо меньше (30-50 миллионов евро). Для окупаемости трамвая достаточно 4-8 тысяч пассажиров в час. Но правительство Франции пока стоит на своем – метро на участке Сакле будет приоритетом проекта «Большой Париж».

В фокусе

В 2004 году правительство Франции впервые проявило интерес к строительству кампуса инноваций и высоких технологий на базе исследовательских центров плато Сакле. После этого дважды, в 2007-м и 2008-м году, президент Франции Николя Саркози в своих выступлениях подтверждал приоритетность этого проекта. В июне 2008 г. представители 21 организации плато Сакле подписали договор о намерениях создания инновационно-технологического «Кампуса плато Сакле». Через 8 месяцев они представили правительству проект «Кампуса плато Сакле». 29 апреля 2009 г. Николя Саркози объявил, что государство инвестирует в проект Сакле 850 миллионов евро. Организации-участницы проекта «Кампус плато Сакле» пообещали инвестировать в Сакле евро на каждый евро из госбюджета.

Наталия Теряева