Я жила в потрясающее время Печать
ОБЩЕСТВО
28.07.2022 00:00

100 лет пионерии! Это, конечно, огромная и великая дата, и тем горче говорить о том, что ее нет сегодня в жизни наших детей и внуков. При всей обязательности и формализованности многих сторон жизни этой организации именно из пионерии с ее сборами макулатуры и металлолома, слетами, тимуровским движением, игрой в «Зарницу» общество получало детей с правильным понятием добра и зла, с активной жизненной позицией. Сейчас молодое поколение в большинстве своем даже не знает, что такое ВПО им. В. И. Ленина или ВЛКСМ… Хорошо это или плохо? Наверное, однозначный ответ дать на этот вопрос невозможно. Но мне есть что вспомнить о своем пионерском детстве, а потом и работу старшей пионерской вожатой в СШ №3, и я совершенно точно могу сказать, что для меня и моих современников, большинства моих подопечных это время было интересным, веселым, полезным…

 

Начну, наверное, с самого серьезного дела, порученного пионерии - с тимуровского движения. В конце 70-х - начале 80-х годов ХХ века на каждом доме, где жили участники Великой Отечественной войны, висели таблички: «Здесь живет ветеран ВОв». Город был поделен на районы, нашей школе достался практически весь частный сектор. Ежегодно к 23 февраля и 9 мая практически вся школа делала поздравительные открытки, которые тимуровцы развешивали по подъездам многоквартирных домов, прикрепляли к заборам частных домов. Мы помогали пожилым ветеранам расчищать снег зимой, приносили дрова, убирались в домах, ходили за продуктами. Приглашали ветеранов в школу на Уроки мужества, где они рассказывали о своем участии в Великой Отечественной войне.Силами школьников для них устраивались концерты художественной самодеятельности. К юбилейным датам вместе с комсомольцами и школьным дискоклубом «Юность» мы готовили литературно-музыкальные представления. Помню, однажды, это был, наверное,

1980-й год, в актовом зале школы состоялось такое мероприятие и по сценарию зазвучала песня «Священная война». И совершенно неожиданно для организаторов зал встал и стал петь песню вместе с записанным хором и ветеранами. Представляете, что происходило в умах и сердцах этих детей, увидевших хроникальные кадры войны, слайды фотографий… Как вы думаете, эти ребята пойдут факельными шествиями, будут срывать с ветеранов войны георгиевские ленточки или осквернять могилы воинов, отдавших свои жизни за мир?

Еще одно мероприятие, в котором ребята с удовольствием принимали участие - военно-спортивная игра «Зарница». Ей предшествовали смотр-конкурс строевой песни, соревнования по сборке и разборке автомата, а затем игра на местности. Участвовали все классы с четвертого по седьмой. Для каждого класса был разработан маршрут следования с промежуточными заданиями. Происходило все в районе леса у кинотеатра «Юность», где силами старших пионеров были «заминированы» тропы (надо было найти в снегу консервные банки-мины), организованы зоны «химического отравления» (сколько бутылочек зеленки ушло на это… и надо было бежать по всей зоне в противогазах). И главное - захватить штаб и флаг «противника». В роли защитников штаба выступали курсанты ВВСКУ. Главное же оружие с обеих сторон – снежки.

Желание быть первыми, захватить флаг было настолько велико у всех классов, что они прибыли в лес на полчаса раньше планируемого срока, т.е. выполнили все промежуточные задания очень быстро. И начался штурм штаба «противника». Как потом вспоминали курсанты: «Снежки летели со всех сторон. Заготовленных снежков нам не хватило. Мы поняли это и пошли в рукопашный, одних выкидываем, другие лезут… В конце концов нас взяли массой. Пришлось сдаваться».

Было в моей пионерской работе и еще одно дело - отряд юных барабанщиц. 30 девочек в пионерской форме, с огромными белыми бантами, с пионерскими барабанами впереди школы на всех парадах и демонстрациях! Красиво, задорно, весело - это то, что видели зрители, но этому предшествовали десятки часов тренировок, и надо сказать, что обязаловки не было, а было соревнование, отбор желающих! Ребята с удовольствием бежали в пионерскую комнату даже на переменках, разучивая новые марши. Школьники учились общаться, осваивали что-то новое, развивались, организовывались.

Я упомянула роль комсомольцев в жизни пионерской организации, но была ведь еще младшая школа - октябрята, о которых заботились пионеры. Вот так сохранялась преемственность поколений: из октябрят - в пионеры, из пионеров - в комсомольцев, из комсомола - в партию. Старшие устраивали праздники для младшей школы, самыми яркими были, наверное, новогодние представления. Мы сами писали сценарий сказки, сами шили костюмы, вечерами по нескольку часов репетировали, играли роли в этих сказках…

А прием в пионеры?! Как ребята готовились к этому событию! Ведь принимали не сразу всех, кому исполнилось 10 лет, а сначала лучших из лучших. Их, как правило, мы возили в Москву на Красную площадь или в Музей Ленина, где каждый произносил клятву пионера Советского Союза, полный текст которой я помню даже сейчас, спустя более 40 лет! Как гордились ребята, нося этот кусочек кумача: куртки и пальто нараспашку, чтобы все видели: я теперь пионер! Один раз я привезла ребят в Москву, в музее их приняли в пионеры, мы вышли на Красную площадь и увидели, что очереди в Мавзолей почти нет. Оказалось, что его закрывали. Я попросила офицера из охраны пропустить нас последними, объяснила ситуацию, сказала, что многие в Мавзолее не были никогда. И нас пропустили! Уверена, что эти события надолго остались в памяти ребят.

И таких дел, которые воспитывали, сплачивали детей, учили их добру, милосердию, взаимопомощи в школьные годы советского времени было немало. Обидно, что никакой замены ни октябрятам, ни пионерам, ни комсомольцам современные политтехнологи не нашли… Станут ли современные гаджеты заменой этому многомиллионному движению? Научат ли они дружбе, взаимопониманию и взаимопомощи, желанию и умению идти навстречу друг другу, протянуть руку помощи? Это большой вопрос…

Еще будучи октябренком, я была руководителем «звездочки» - так назывались малые группы в классах начальной школы. Став пионеркой, была в совете дружины СШ №3, в 14 лет вступила в комсомол и была секретарем комсомольской организации школы, потом освобожденным секретарем СГПТУ №67, членом Бюро ГК ВЛКСМ, инструктором Горкома комсомола, возглавляла Дубненский городской комитет Красного Креста - была и такая страница в моей жизни. Была директором Хоровой школы мальчиков и юношей «Дубна», как раз тогда, когда она создавалась. При этом я не обучалась профессии организатора или менеджера – у меня за плечами МОПИ им. Н.К.Крупской и пионерская и комсомольская закалка. С 1994 года и до пенсии я преподавала историю и обществознание в колледже университета «Дубна», требуя от своих студентов знания истории страны: чтобы знали, помнили, думали…

Я жила в потрясающее время. Современное поколение живет в других условиях, и хочется пожелать ему, чтобы, дожив до 60 лет, вам было что рассказать и при этом не стыдно было бы говорить об этом…

Марина Петрова (Ноженко), пионерка 70-х гг.

и старшая вожатая 80-х гг.