Возсияла весна поста Печать
12.03.2020 06:36

Идет Великий пост. Он закончится 18 апреля. 19 апреля – Светлое Христово Воскресение. Пасха. С клириком храма Рождества Иоанна Предтечи иереем Константином Панферовым мы беседуем о том, как во время поста не упустить главное и встретить светлое Христово Воскресенье, как подобает настоящему христианину, – с надеждой и радостью.

 

- Одни постящиеся с лупой разглядывают на этикетке состав продуктов, чтобы не нарушить пост. Другие утверждают, что неважно, что ты ешь, главное – «не есть людей». Как правильно, отец Константин?

– В дни поста православный человек меньше отдыхает и спит, больше времени уделяет молитве. От развлечений стоит отказаться, телевизор включать реже и меньше времени проводить в Интернете. Избыточная внешняя информация мешает духовной жизни, равно как и чрезмерное общение, которое часто сводится к празднословию и осуждению. При этом необходимо помнить, что суть не в том, чтобы воздерживаться от некоторых видов пищи или развлечений, а в том, чтобы отказаться от того, что, овладевая нами, всецело нас поглощает и удаляет от Бога.

Основная ошибка, которую совершают как новоначальные, так и опытные христиане, заключается в том, что особое внимание придаётся телесному посту – воздержанию от пищи, а духовный пост – воздержание от страстей оказывается в забвении и пренебрежении. Это не значит, что телесный пост не важен. Он является фундаментом, без него духовный пост невозможен. Однако не следует успокаиваться на возведении фундамента, останавливаясь лишь на ограничении себя в еде.

- Многим и «фундамент», то есть отказ от привычной пищи с трудом дается, а кому-то по состоянию здоровья важно употреблять, например, молоко. Как тут быть?

– Что касается деталей пищевой стороны поста, то это вопрос индивидуальный, подходить к нему нужно с рассуждением. Желательно посоветоваться со священником, потому что сам человек может либо из самосожаления определить для себя слишком слабую меру, либо из-за гордости взять на себя ношу, превосходящую его силы. Важно помнить, что телесный пост — лишь аскетическое упражнение, вспомогательный инструмент для достижения духовных целей.

- Как определить, на верном ли ты пути в достижении духовных целей?

– Один из действенных способов не упустить из внимания духовную составляющую поста — это составить для себя план и наметить, что в течение его я должен постараться сделать: избавиться от какой-то греховной привычки, приобрести какой-то полезный навык, изменить что-то в своей жизни, в своих взаимоотношениях с людьми, в своей работе и т. д. У каждого это будет что-то своё.

Правильно постящийся человек испытывает духовную радость от того, что, борясь со своими страстями, он как бы пробуждается от греховной спячки, оживает, подобно тому, как весной оживает вся природа. Неслучайно в одном из песнопений в приготовительные дни к Великому посту есть такие слова: «Время поста — время радостное светлой чистоты, чистой любви, светозарной молитвы», а в другом поётся: «Возсияла весна поста...».

- Нередко получается наоборот: постящиеся становятся раздражительными, обидчивыми, вспыльчивыми. Расстраиваются из-за этого, впадают в уныние. Как этого избежать?

– Пост – время усиленной духовной борьбы. Нужно внимательно следить за собой, сдерживаться, стараться сохранять благодушие. Подвиг поста ни во что вменяется Господом, если мы, как выражается святитель Василий Великий, «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего», то есть не соблюдаем Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним, словом, всего того, что спросится с нас в день Страшного суда (Мф. 25:31-46).

Святитель Иоанн Златоуст советует: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».

Суть поста хорошо выражена и в церковном песнопении: «Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост».

- Святые отцы говорят, что во время поста человек стремится очиститься, чтобы соединиться с Богом. Как это делать правильно?

– Стяжать мир с Господом невозможно без покаяния. Когда человек, пусть и вполне достойный по мирским меркам, думает: «у меня грехов нет», он ошибается. Со времен Адама и Евы грех вошел в самую природу человека. Мы не видим своих грехов потому, что рассеянная и расслабленная жизнь делает нас плотскими. Мы становимся рабами телесных нужд, которые оказываются на первом месте. Из-за этого мы не видим, что происходит в нашей душе, не замечаем, как в ней накапливаются всё более и более тяжёлые грехи, которые портят нам жизнь, вызывают тоску и депрессию, приводят к болезням, а главное – и после смерти будут нас отделать от Бога и не дадут войти в жизнь вечную.

Физический пост утончает плоть, заглушает её голос, и тогда становится слышен зов души, смягчается сердце, очищается ум. Человек начинает воспринимать духовную реальность, ощущает скрытую до сих пор жажду общения с Богом. Он с удивлением начинает слышать шепот совести, говорящей ему, что он вовсе не такой замечательный, каким привык себя видеть, грешит перед лицом Господа чуть ли не каждую минуту… Так начинается главное дело Великого поста – покаяние.

Весь строй Великого поста направлен на то, чтобы подвигнуть человека к покаянному труду. В первые четыре дня поста и в среду пятой недели на Великом повечерии читается Великий покаянный Канон Андрея Критского. Он задает особое состояние души, которое в дальнейшем помогает отрешиться от всего земного, заглянуть внутрь себя и обрести глубину покаянного чувства. В будние дни поста не служится полная литургия как служба, преисполненная радости и торжества. Для тех же, кто желает подкреплять свои духовные силы частым причащением Тела и Крови Христовых, по средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров – служба, в которой сочетаются покаянный плач и светлое упование на милосердие Божие. Также в будни многократно читается покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина – главная молитва Великого поста. Ее православные читают и дома: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Беседовала Светлана Козлова