Екатерина Васильева: «Для меня самое главное достижение заключается в том, что я стала матерью священника. Остальное почти не важно!» Печать
25.07.2019 00:00

Протоиерей Виталий Шумилов, клирик Дубненско-Талдомского благочиния, поделился с «Православной Встречей» главой из книги, которую он готовит к печати. В книге автор описывает события своей жизни, но они настолько переплетены с судьбами других людей, знаменитых и простых, в том числе наших земляков, дубненцев, что назвать её только автобиографической никак нельзя. Представленная глава рассказывает об эпизоде из жизни народной артистки РСФСР Екатерины Васильевой, когда она некоторое время посещала Смоленский храм, настоятелем которого тогда был протоиерей Виталий Шумилов. Сейчас он служит в храме Александра Невского в п. Вербилки Талдомского района.

Визит дамы

В августе 2012 года я служил воскресную литургию в Смоленском храме. По ходу службы несколько раз оборачивался к народу и благословлял его. При этом моё внимание привлекло знакомое женское лицо недалеко от амвона и до конца службы не покидала мысль: она это или не она? Подходя к причащению со скрещёнными на груди руками, она хотела назвать своё имя, но я опередил её:

– Причащается раба Божия Екатерина...

Потом, когда я давал крест на отпусте, она спросила:

– Вы меня узнали?

– Конечно! Одну секунду, просфорку вынесу, – я вернулся в алтарь и вышел с просфоркой, – подождите, пожалуйста, меня тут в стороночке, я сейчас освобожусь.

Народную артистку РСФСР Екатерину Васильеву в нашей семье очень любили и любят, особенно за роль Софьи Ивановны в фильме «Приходи на меня посмотреть» (2000). Мы смотрели этот фильм много раз, он выгодно выделялся на фоне голливудских боевиков и мелодрам 1990-х, душа радовалась: наконец-то нормальный человеческий фильм сняли! Разумеется, я не мог отпустить Екатерину Сергеевну просто так.

После службы я пригласил её в соседнее здание, где располагалась бухгалтерия и можно было спокойно пообщаться. В своё время я слышал, что она будто бы бросила театр и ушла в монастырь. С этого вопроса я и начал беседу. Оказалось, что это обычная журналистская «утка». С кем-то из них она поделилась своими планами совершить паломническую поездку в Толгский монастырь в Ярославле дней на десять. И вот что из этого вышло! Даже в Википедии написано об этом «уходе в монастырь» как об экстравагантном поступке артистки.

Беседуя с Екатериной Сергеевной, мы выяснили, что наш город, наш приход и меня лично связывают с ней некие духовные нити. Когда в беседе помянули действительно любимый Васильевой Толгский монастырь, я показал ей нашу храмовую святыню – Толгскую икону Божией Матери, на обороте которой был автограф святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Смоленский храм расположен на улице Макаренко, а знаменитый педагог приходится актрисе Васильевой двоюродным дедушкой. Вот что Екатерина Сергеевна рассказала в одном интервью: «Антон Семёнович Макаренко – родной брат моего деда. Дед был белогвардейским офицером, и они с бабушкой должны были уехать из страны. Но во время страшной давки при эвакуации потеряли друг друга. Бабушка к тому времени уже была беременна моей мамой. Антон Семенович помогал бабушке, а когда родилась мама, то он занялся её воспитанием. Многие удивляются, как он мог возвращать к нормальной жизни беспризорников, которые тогда были не чета нашим, современным. Настоящие бандиты! Только любовь способна их преобразить. По-видимому, у Антона Семёновича её было сполна. Его родители были религиозными людьми. И он, несомненно, впитал православную веру с молоком матери. Потому что только верой и любовью можно перевоспитать таких людей… И Господь хранил его. Вы только представьте: работать в учреждении, подчинённом ГПУ, и не быть членом партии! Как такое возможно? В те-то времена!»

Далее (отслеживаем «нити»), духовный отец Екатерины Сергеевны, известный московский священник Владимир Волгин, был близким другом нашего покойного протоиерея Виктора Паршинцева и не раз бывал у него в гостях. Я тоже был с ним знаком, он заказывал в 2005 году в нашей иконописной школе... Толгскую икону Божией Матери.

Мне захотелось подарить ей на память икону, написанную в нашей школе. Я разложил на двух столах около десяти икон и предложил ей выбрать. Вижу глаза у ней загорелись: и эта нравится, и эту давно хотела, и с этой что-то важное связано. Не стал жадничать, отдал ей все три иконы, которые ей понравились. Попросил у неё номер телефона, она черканула несколько цифр и подписалась: Катя. Конечно, я не осмелился так её называть.

На время съемок, которые проходили в Дубне и её окрестностях, Екатерина Сергеевна стала прихожанкой нашего храма. Поначалу ей наши богомольцы проходу не давали, но потом привыкли, старались особо не докучать.

В течение августа и начала осени мы несколько раз встречались или общались по телефону. Наконец я рискнул пригласить её провести творческий вечер в рамках фестиваля «Серебряная псалтирь», который проводится в Дубне регулярно с 2004 года. Екатерина Сергеевна охотно согласилась. О творческом вечере я расскажу отдельно, а пока хотел бы сказать несколько слов о главном в её жизни. Когда Васильеву спрашивают о самых важных ролях, событиях или достижениях в ее жизни, она отвечает:

– Для меня самое главное достижение заключается в том, что я стала матерью священника. Остальное почти не важно!

Общаясь с Екатериной Сергеевной, я выяснил, что дыма без огня не бывает, «уход» Васильевой всё-таки был, хотя и не совсем в монастырь. Она так вспоминает о периоде своего обращения к вере: «Году в 87-м (к тому моменту я созрела, чтобы оставить театр) положила Олегу Ефремову заявление на стол. Он не подписал, стал уговаривать. Но перед двухмесячными гастролями МХАТа в Японию я всё-таки ушла, чем вызвала волну недоумения. Кто же от таких поездок добровольно отказывается?! В ту пору зарубежные гастроли служили серьёзным подспорьем для семейного бюджета. Но я не думала об этом. Представила, как надолго оставляю 14-летнего сына, и испугалась навеки его потерять. Возраст-то опасный. Слава Богу, что тогда не уехала! Потом, в 93-м году, батюшка (отец Владимир Волгин) благословил на окончательный уход со сцены и из кино. Совсем перестала играть».

И занялась… восстановлением храма Софии Премудрости Божией (что «против Кремля»), где её всем приходом выбрали на должность казначея. Народная артистка должна была выполнять представительские функции в среде депутатов, чиновников и бизнесменов. У неё это неплохо получалось, судя по тому, как храм сегодня выглядит снаружи и внутри – всё по высшему разряду!

Сына своего Екатерина Сергеевна в пучине 1990-х не потеряла, совсем даже наоборот – он окончил духовную семинарию и академию, стал уважаемым в Москве священником – отцом Димитрием Рощиным (фамилия по второму мужу – известному драматургу Рощину). К слову, заметим, что первым её мужем был знаменитый режиссёр Сергей Соловьёв (х/ф «Асса» и др.). Так в жизни бывает, для Васильевой сын стал «отцом»! И она его – это сразу видно – глубоко уважает как священника и как второго духовного отца.

На праздник Преображения прямо во время службы у нас в храме «заплакала» Смоленская икона Божией Матери. Слышу из алтаря: в храме какое-то непонятное движение. Подобное бывает на праздники, когда много народа и от духоты кому-то становится плохо. Но на сей раз причина была в другом. Люди еле дотерпели до конца литургии, а потом бросились ко мне: «Батюшка, вы видели? Настоящее чудо!» Я подошёл посмотреть. И действительно – чудо! Не знаю, как ещё назвать! Прямо из обоих глаз Богородицы и из обоих глаз младенца текут «слезы» буквально в три ручья, видно, что свежие! Спрашивают, что бы это значило, а я что, кудесник? «Не знаю, – говорю, – может, о грехах наших икона плачет, может, предупреждение какое. Поживем – увидим. Покаяние в любом случае нам не помешает». Екатерина Сергеевна (она присутствовала при этом) звонит сыну, мол, у нас тут чудо! Однако отец Димитрий не склонен к экзальтации. «Да, – говорит, – бывает». Его реакция – это не черствое безразличие или маловерие, а духовная трезвость в духе святых отцов: настоящее чудо – это увидеть свои грехи как песок морской и встать на путь покаяния, а остальное уже не так важно. А чудеса в Церкви – дело обычное.

Потом сын поделился с матерью настоящей радостью:

– Миша Пореченков сегодня причастился!

– Наконец-то, сколько лет ходил вокруг да около, – обрадовалась Екатерина Сергеевна и добавила, обращаясь ко мне: – Мы с ним дружим.

А ещё она очень тепло отзывалась об Иване Охлобыстине, к которому у меня тогда было неоднозначное отношение. Говорила, что он в лепёшку расшибётся, чтобы помочь человеку, даже малознакомому. У него столько любви к людям! Рад, что я ошибался.

В 2000 году Екатерина Сергеевна снялась в мелодраме Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть». Эта скромная роль неожиданно стала самой звездной ролью актрисы. После бесконечной пальбы 1990-х наконец-то вышел на экраны фильм в лучших традициях советского кинематографа. Прекрасно сыграли свои роли Ирина Купченко и Олег Янковский. Это было триумфальное возвращение Екатерины Васильевой. Фильм по сути христианский, и с тех пор популярность артистки в православной среде необыкновенно возросла. Екатерина Сергеевна признавалась мне, что ни за одну свою роль она не слышала столько благодарности от самых разных людей. Странно, хотя и объяснимо, что этот фильм не показывают ни в кинотеатрах, ни по телевидению, даже в продаже он практически не встречался.

Актриса так объясняет свое возвращение: «В каждом случае есть своё идейное оправдание. Янковский позвонил: «Только сразу не посылай меня...» Он знает, какой я раньше была матерщинницей. Согласилась, потому что мне очень понравилась идея – фильм о воссоздании семьи, а это одна из самых важных проблем в России».

В одной из бесед с Екатериной Сергеевной я упомянул фильм «Визит дамы», который мне в своё время очень понравился. Она удивилась, поскольку считала этот фильм далеко не лучшим, мы даже с ней поспорили. Она захотела его пересмотреть, но вспомнила, что у неё не осталось ни кассеты, ни диска с этим фильмом. Я сказал, что у меня есть этот диск и могу снять копию. На следующий день я привёз на место встречи копию и диск с фильмом. Она сначала взяла копию, но потом выпросила и диск, он был в красивой цветной обложке. Но я не огорчился, а был только рад, тем более что в наше время найти любой фильм не проблема.

Протоиерей Виталий Шумилов