Таинство Елеосвящения Печать
04.04.2019 00:00

В дни Великого поста в храмах Дубненско-Талдомского благочиния совершается Таинство Елеосвящения или Соборование. Это Таинство, во время которого через помазание освященным маслом (елеем) Богом даруется человеку помощь в исцелении душевных и телесных недугов. Такое название богослужение получило потому, что совершать его положено собору – нескольким священникам. Обычно – семерым, но соборовать может и один батюшка, это не делает Таинство «менее действенным».

Во время совершения Таинства читают семь текстов из Апостольских посланий и семь – из Евангелия. После каждого чтения священники совершают помазание чела, щек, груди и рук молящихся освященным маслом – елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания духовенство возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемых с молитвой о прощении грехов.

О таинстве Елеосвящения и о том, почему важно прибегать к этому Таинству, рассказывает благочинный Дубненско-Талдомского церковного округа протоиерей Павел Мурзич.

«Таинство – это когда под видом определенных священных действий верующему человеку преподаются дары Святого Духа. Если цветок не поливать, он засохнет. Таинства – это некая влага, некий микроклимат для нашей бессмертной души.

Церковных Таинств семь: Таинство Крещения, Таинство Миропомазания, Таинство Евхаристии, Таинство Исповеди, Таинство Елеосвящения, Таинство Священства, Таинство Брака. Все они установлены самим Господом Иисусом Христом как некая формула, а огранку этим таинствам придали апостолы, святые отцы и наша Церковь с точки зрения её богослужебного развития.

Что касается Таинства Елеосвящения, Соборования, то о нем говорится в Священном Писании неоднократно. Таинство Соборования установлено на основании слов апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).

Таинство Соборования – это для человека не просто верующего, а церковного, то есть человека, внимательно наблюдающего за движением своего ума и сердца. Такой человек не может не прибегать к таинству покаяния, потому что опытно ощущает, что без соединения со Христом шансов на спасение нет никаких, что нужна помощь Божия, нужно соединение со Спасителем, в которого он верует. Потому человек регулярно приступает к таинству покаяния, венцом которого является исповедь. Но беда в том, что память наша избирательна и вычеркивает многие прогрешения.

Приходя на Соборование, мы прежде всего свидетельствуем о признании своей духовной немощи. Мы свидетельствуем перед Богом, что в нашей жизни много совершено того, чему по нашей духовной расслабленности не было дано оценки. Например, наша шутка, слово, напутствие могут нанести человеку ножевое ранение, ведь восприятие мира у всех разное. А мы этого могли и не заметить. И еще одно состояние, которое наш разум не оценивает. Оно выражается словами «ничего плохого человек мне не сделал, а вот неприязнь у меня к нему». Только единицы в этот момент задумаются, откуда это у них, и начнут устанавливать причинно-следственную связь. Остальные не задумываются. И мы в этом не каемся, мы по немощи нашего естества даже не отождествляем это с грехом. Однако неосознанные грехи – все равно грехи, они отягощают душу, от них необходимо очиститься. На Таинстве Соборования Господь, видя наше искреннее покаяние и желание очистить свой внутренний «мусорник», дает нам послабление.

Важно помнить, что Соборование – это не исцеление позвоночника, язв и т.п. Это вторично. Нельзя ставить вторичное на первое место, а первичное – на десятое. Нужно подходить к Соборованию, ставя первоочередной целью бессмертную душу, и лишь затем просить телесного здравия.

Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Когда происходит исцеление внутреннего «я», то происходят прямые или косвенные исцеления организма.

Соборование как раз и служит тому, чтобы начинать возвращаться к правильной точке отсчета – для чего человеку нужно здоровье.

Здоровье человеку нужно, чтобы физически быть в состоянии служить другому, сделать что-то доброе, но не столько для себя, сколько для другого человека или для общества. Если человек свое здоровье употребляет для максимального достижения комфортного образа жизни, то он никогда не будет иметь четверых, которые принесут его на носилках и разберут крышу, чтобы он получил исцеление, уврачевание своих недугов. Как это описано в Евангелии от Марка про расслабленного (Мк. 2:3-6).

Мы соборуемся не только во время постов, во время особого внимания к внутреннему себе. Если человек тяжело заболел, мы приглашаем к нему священника домой, чтобы тот соборовал его, – чтобы облегчить его состояние, чтобы у него было время для покаяния. Здоровье нужно человеку, во-первых, для приобретения благодарных людей. Во-вторых, для покаяния.

Многих также волнует вопрос: надо ли сразу после соборования причащаться? Вообще-то причащаться надо всегда. Если служится литургия, а причастников в храме нет, то зачем тогда литургия? Получается, тебе не нужен Христос?

Через Елеосвящение верующие получают благословение Божие. Церковное Таинство – это встреча с Богом, и она будет помощью человеку, если он идет на эту встречу с верой».