28 июля ­ день Крещения Руси Печать
26.07.2018 07:57

В 2018 году Русская Православная Церковь отмечает 1030-­летие Крещения Руси.

 

28 июля Православная Церковь отмечает память святого равноапостольного князя Владимира и неразрывно с этим связанный День Крещения Руси.

Крещение Руси — событие, которое изменило ход истории в нашей стране. С принятием христианства, которое состоялось благодаря личной воле равноапостольного князя Владимира, началась новая славная история нашего Отечества — уже как православного государства.

Сейчас дата празднование Крещения Руси совпадает с днем памяти равноапостольного князя Владимира — 28 июля по новому стилю. В этот день мы отмечаем провозглашение христианства в качестве государственной религии на Руси.

История

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из Византии православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр.

Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам еще недавно установил в столице Руси. Как говорит предание, фигуру Перуна привязали к конскому хвосту и сбросили в Днепр.

По инициативе князя­христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять Святое Крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.

Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Без огня и мечей

Огромный шаг в судьбе Руси совершался с необыкновенной быстротой. Многое множество раз, особенно в советское время, писали о том, что Русь крестили «огнем и мечом». Но историческая действительность не такова. На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое­то недовольство проявили новгородцы, но и оно, судя по всему, оказалось незначительным. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо медленнее, чем где бы то ни было, и с большим трудом. Возможно, причина состоит в этническом составе населения: немалую часть Ростовской земли занимали финно­угорские племена, проявившие большую стойкость в язычестве, нежели славяне.

В целом же христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» — это поздний миф, не имеющий под собой подтверждений в древних источниках. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно. К тому же в то время, когда произошло официальное общегосударственное крещение, христианство уже более века частным образом распространялось на огромных пространствах от Киева до Новгорода. В Киеве задолго до Владимира стояли малые церковки. В варяжских дружинах, находившихся на службе у русских князей, часто встречались простые воины и знатные люди, принявшие Христову веру. Бабка Владимира, княгиня Ольга, тремя десятилетиями ранее посетила столицу Византии и вернулась оттуда христианкой. Откуда быть надрыву и кровопролитию, когда к христианству на Руси давным­давно привыкли?

Другое дело, что принятие христианства не означало автоматическую смерть язычества. На протяжении нескольких веков, то тайно, то явно, язычество продолжало существовать рядом с верой в Христа, рядом с Церковью. Оно уходило медленно, борясь и прекословя, но в конечном итоге исчезло — уже во времена Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.

 

Князь Владимир

Будущий креститель Руси родился около 960 года. Правил в Новгороде, а с 978­го и до смерти в 1015 году, — в Киеве.

До принятия христианства князь Владимир был жестоким правителем, опиравшимся в первую очередь на языческие традиции. Однако после крещения он совершенно изменился.

Крестился князь Владимир в Корсуни (Херсонесе) в 988 году.

Принятие православия разделило жизнь князя на две половины, разительно отличающиеся друг от друга. Сам он говорил об этом так: «Господи! Был я как зверь, жил по­скотски, но Ты укротил меня. Слава Тебе, Боже!»

Вернувшись в Киев, князь Владимир крестил и жителей города, после чего началось крещение и всей остальной Руси.

После принятия христианства Владимир прекратил военные походы на соседей, воюя лишь с кочевниками — печенегами, которые постоянно тревожили границы Руси. Он отпустил всех своих прежних жен и наложниц, сочетавшись христианским браком с греческой царевной Анной.

На княжеский двор был открыт доступ всем бедным. Владимир раздавал людям еду, одежду, деньги, выкупал из кабалы должников, невольникам возвращал свободу. Князь приказал раздавать еду беднякам на улицах Киева.

Великий князь Владимир скончался 28 июля 1015 года в сельце Берестовом недалеко от Киева. Его похоронили в основанной им Десятинной церкви.

 

По материалам православного журнала «Фома»