"Скачать смысл жизни бесплатно" Печать
27.04.2017 09:15

«Скачать смысл жизни бесплатно» – такой подзаголовок носила лекция профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова «Влияние информационных технологий на духовно-нравственное развитие личности», прочитанная известным богословом 3 апреля в районном доме культуры в Талдоме. Организовало встречу Дубненско-Талдомское благочиние. 

Пожалуй, каждый понимает, какое неоднозначное влияние оказывают на личность информационные технологии, например, интернет. С одной стороны, интернет дает возможность «здесь и сейчас» побывать в любом музее мира, прочитать любой художественный шедевр и узнать ответы на вопросы из разных областей жизни. С другой стороны, в интернете можно наткнуться на информацию губительную для души, растлевающую, человеконенавистническую. Мало того, некоторые люди становятся зависимыми от интернета. Как со всем этим быть?

Профессор Алексей Ильич  Осипов подробно проанализировал, в каких направлениях идет воздействие информационных систем (не только интернета, но и СМИ) на сознание человека. И указал, что можно предпринять, чтобы противодействовать их разлагающему влиянию.

Где нет любви, там нет свободы

Алексей Ильич Осипов обратил внимание слушателей на возможность превращения интернета в орудие манипуляции сознанием, ведь он не имеет ни географических, ни информационных  границ.  Скорее, он уже стал этим орудием. Например, повсеместно насаждается понимание свободы как вседозволенности, пропагандируется сексуальность.

Профессор предупредил, что нельзя забывать о главном, что свобода – нравственная категория. И здесь должны быть самые строгие ограничения. Об этом говорят государственные законы всех народов мира, которые существуют для того, чтобы ограничивать произвол. Свобода действительно ограничена, важно показать, где эти границы.

А.И. Осипов: «Православие говорит, что этот ограничитель – любовь к человеку. Где нет любви, там нет свободы. Когда мы видим по телевидению и в интернете картины убийства, насилия, кровь, измену, издевательство – это что? Любовь к человеку? Нет. Это свобода? Нет. Нет свободы там, где нет любви, там уже начинается не свобода, а рабство. Православная церковь так и говорит: «Необузданная невежественная свобода есть мать всех страстей, её конец – жестокое рабство. Под свободой вне христианства понимается не что иное, как свобода страстей».

Другое зло – это проповедь сексуальности. Все видят, чем наполнены реклама, журналы, телепрограммы и интернет, сама мода – все работает в одном направлении. Результат плачевный. Семья воспринимается многими как что-то несущественное, главное – развлечение. Любопытным назвал профессор тот факт, что многие люди работают только для того, чтобы заработать на развлечения. И мало кто задумывается о смысле жизни. Таким образом, происходит оскотинивание человека. И все это зачастую с подачи СМИ.

В связи с этим огромную силу приобретает мировоззрение, считает профессор.

А.И. Осипов: «Сейчас как никогда приобретает значение для каждого человека мировоззрение. Их, по существу, только два – христианское и атеистическое. Или я живу один раз, или  личность человеческая не может исчезнуть, и родившийся человек живет вечно. Тело – только одежда, хотя имеет огромное значение, поскольку, находясь в этом мире, имеет свободу выбора добра или зла, совести или бессовестности. Действительно, совесть – это голос Божий. И в каждом совесть говорит «нельзя так делать, нехорошо, остановись, пока не поздно».

А почему поздно? Когда человек переходит рубикон, что называется, переходит в своей жизни границу совести, он становится рабом страстей – и уже не может не делать. А самое страшное наступает, когда личность сбрасывает тело, а все страсти остаются.  Страсти есть, а тела нет – это ужасное и безысходное состояние».

Профессор напомнил аудитории, что все великие империи древнего мира (в этом отношении историки единодушны) погибали, когда нравственно и духовно разлагался народ. Тогда это носило локальный характер. Теперь же при наличии глобальных информационных технологий не исключена катастрофа вселенского масштаба.

Противопоставить этому можно лишь христианское мировоззрение, которое призывает людей жить по совести и не нарушать нравственные законы жизни.

А.И. Осипов: «Бог создал нравственные законы, и  каждый человек наказывает себя сам нарушением этих законов. Как нельзя нарушать закон тяготения и прыгать с высокого этажа, так нельзя нарушать нравственные законы жизни. Поэтому прежде чем сделать поступок бессовестный, представь, что ты вонзаешь себе занозу, калечишь себя. Ибо каждый грех есть рана, которую человек наносит себе. Святитель Иоанн Златоуст сказал: «Если  не хочешь скорбей, не греши, но если согрешил, покайся, если не покаялся, тогда терпи. Вот, оказывается, какой закон человеческой жизни».

Научить детей молиться – великое благо

После лекции Алексею Ильичу задали два десятка вопросов, и он на все ответил. Вот некоторые из ответов.

Как развить у ребенка потребность в молитве?

А.И. Осипов: «Как могут научить ребенка играть на скрипке отец и мать, если они сами не умеют играть? Да неужели можно научить ребенка молиться, не умея молиться самим? Когда мы молимся? Только тогда, когда у нас какая-нибудь болячка вскочит. Ой, Господи, помоги, исцели! А надо молиться вот о чем: благодарю тебя, Господи, да будет ТВОЯ воля. Я сознаю, что я достоин по делам моим. Помилуй меня, прости меня! Тогда Господь действительно помилует и исцелит.

Молитва истинная та, которая произносится с покаянием в грехах. Формальное вычитывание молитв – это магия, а не молитва. Все язычники читали всякие молитвы. Главное было что прочитать и когда прочитать. И у нас частенько так же.

Научить детей молиться – великое благо. Но для этого надо действительно много потрудиться. Надо ребенку говорить: прочти с вниманием маленькую молитву «Богородице Дево, радуйся…» Не рассеивайся. Рассеялся? Прочитай еще раз. Или краткую Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Давай прочитаем вместе, не рассеиваясь. То есть нужно учиться самим, уча детей совершать молитву с вниманием и покаянием. Тогда мы научим».

Как уберечь детей от сайтов, ведущих к самоубийству?

А.И. Осипов: «Если мы сами не живем по-христиански, как мы можем уберечь? Как можно уберечь, если дети видят, как мы злимся, осуждаем и родных, и друзей, как мы завидуем, жадничаем и выказываем прочие самые некрасивые страсти?  Невозможно, чтобы яблочко было хорошим, если яблоня гнилая. Мы все хотим плодов, но не думаем о корнях. Потому и с детьми такое происходит, что нет никакого христианского воспитания.  Главное – не привести в храм,  главное – объяснить человеку, чтобы он понял, зачем нужно приходить в храм. Когда мы этого не делаем и не показываем сами пример, что такое христианская жизнь, тогда мы ничего не добьемся. Уберечь можно только воспитанием, объяснением, примером, назиданием, доброй литературой – только так, то есть трудом. Воспитание – это труд. Недаром сказано, что женщина спасается чадородием. Спасается не самим фактом чадорождения, а тем, что должна воспитывать рожденного ребенка в добродетели».

Подготовила Светлана Козлова