Смысл поста - покаяние в грехах Печать
30.03.2017 09:52

Самый строгий из постов – Великий пост, предшествующий Пасхе. Он длится 49 дней и в этом году выпадает на период с 27 февраля по 15 апреля. 16 апреля – Светлое Христово Воскресение.

Среди наших читателей немало тех, кто только-только ступил на порог Церкви и хотел бы в дни поста сделать что-то полезное для своей души. С чего надо начать? Что главное в посту? Кому и почему нужно собороваться?

С этими вопросами мы обратились к благочинному церквей Дубненско-Талдомского благочиния протоиерею Владиславу Бобикову.

– Отец Владислав, с чего нужно начать человеку, который решил вступить в пост?

– Для человека, который только-только начинает поститься, я бы посоветовал начать пост с одного из важнейших таинств Церкви – исповеди. К исповеди нужно подготовиться. Если человек не исповедовался ни разу, то нужно вспомнить все свои грехи, начиная с семилетнего возраста. Чтобы правильно назвать свои грехи, следует обратиться к специальной литературе о подготовке к исповеди и подготовке к причастию, она есть  в храмах.

Если человек начнет свой пост с исповеди, то после окончания исповеди можно спросить у священника, как ему поститься. Здесь все индивидуально и зависит от возраста человека, его работы, состояния здоровья. Полезно, посоветовавшись со священником, обозначить для себя определенные рамки поста. Чтобы человек своей самостью, своей гордостью не взял на себя подвиг больше, чем он может понести, необходимо благословиться у священника на тот пост, который человек решил взять на себя.

Во время поста нужно ограничить себя в том, что мешает самосовершенствоваться. Если человек увлечен компьютерными играми и сидит ночи напролет в интернете, стоит себя в этом ограничить, а освободившееся время посвятить или делам милосердия, или молитве, или походу в храм, или общению с родителями и детьми, то есть нужно сделать в освободившееся время что-то доброе.

– Многие ссылаются на то, что у них нет времени ни на церковь, ни на исповедь, потому что они много работают. Что Вы им посоветуете?

– Если человек много работает, то ради здоровья своего духа нужно оставить некоторое количество работы, чтобы высвободить время для исповеди, посещения храма, молитвы. Есть множество дел и возможностей изменить свою жизнь во время поста так, чтобы сделать что-то доброе. Но самое главное – это изменить себя. Оставить какой-то грех. Здесь тоже лучше посоветоваться со священником, как бороться с тем или иным грехом. Очень важно увидеть этот грех. До тех пор, пока мы грехов не видим, мы не можем с ними бороться. Мы уподобляемся боксеру, у которого завязаны глаза. Он может махать кулаками, но ему не победить того, с кем он должен бороться.

Пост создан как некое упражнение для души и тела. Как спортсмен берет сначала штангу нетяжелую, а потом постепенно увеличивает нагрузку, так и человек начинает поститься достаточно мягко, а в последующем увеличивает нагрузку на свое тело.

Цель поста – поставить свое тело в подчинение разуму и воле. К сожалению, часто бывает наоборот. Если мы постепенно научимся управлять своим телом, то со временем можем подчинить себе свои чувства и даже душу.

Когда человек входит во взаимодействие с Богом, начинает постепенно пытаться управлять своим телом, то достигает победы над самим собой – победы над страстями. Конечно, это все не без помощи Божией. Если же мы остаемся без Бога, то нашей душой, нашими помыслами начинают управлять совсем другие силы, которые ни к чему доброму и хорошему привести не могут. Но выбор всегда остается за самим человеком, за него этот выбор никто не сделает. И если человек решил поститься, то, руководствуясь этим выбором, он должен прибегнуть к вековому опыту Церкви, чтобы не заблудиться в духовном пространстве.

Таинство прощения забытых грехов

– Сейчас в дубненских церквях совершается соборование, людей в эти дни бывает иногда больше чем на Пасху, когда все спешат освятить куличи и крашеные яйца. Соборование многими воспринимается как панацея от болезни, и потому даже те, кто редко ходит в церковь, прибегают к этому таинству. Отец Владислав, объясните, пожалуйста, читателям, что это за таинство?

– Соборование – одно из таинств, к которому люди  частенько прибегают именно в пост. В таинстве соборования Господь прощает человеку забытые грехи. Что значит забытые грехи? Бывает часто, что грехи человек совершает, сам того не замечая. То есть я могу незаметно для себя кого-то обидеть или по своей духовной неопытности грешить, даже не понимая, что совершаю грех. В этом случае Господь начинает сигнализировать человеку о том, что в его жизни не совсем всё правильно,– через болезни.

– Значит, грех и болезни связаны?

– Болезни бывают трех видов: есть болезнь как следствие греха, есть болезнь как предотвращение греха, есть болезнь к славе Божией. Болезнью к славе Божией мы болеем очень редко. Пример такой болезни можно найти в Евангелии. Когда Господь увидел на паперти храма слепорожденного (Иоанн 9 1:38) человека, ученики спросили его: кто согрешил, он сам или его родители? Господь отвечает, что не он и не родители, а болезнь эта – к славе Божией. И после этого он исцеляет этого человека.

Чаще всего мы болеем болезнями, которые либо являются  следствием греха, либо служат к предотвращению греха. Духовный опыт церкви говорит, что болезни часто бывают нам полезны и необходимы. Приведу пример: человек вспыльчивый может стать человеком парализованным. Когда он парализован, его вспыльчивость и выпады злости не смогут закончиться страшными вещами с летальным исходом для кого-то другого. Поэтому Господь, понимая, что этот человек сам по себе добрый и стремится к спасению, но грех вспыльчивости не сможет преодолеть, попускает ему заболеть, чтобы он, претерпев болезнь, унаследовал жизнь вечную.

Самый распространенный вид болезни – это болезнь как следствие греха. Приведу пример. У алкоголика за грехом винопития следует болезнь цирроз печени. Сахарный диабет часто бывает следствием невоздержания от чревоугодия.

Однако я хотел бы предотвратить читателей от поиска таких взаимосвязей, потому что мы не всегда можем определить причинно-следственные связи. Для нас  гораздо важнее увидеть свои грехи и покаяться в них. В тех грехах, которые мы видим, нужно исповедоваться, стараться их преодолеть. А для тех грехов, которые мы иногда не замечаем, есть таинство – соборование.

– Всегда ли соборование приводит к выздоровлению от болезни?

– Если человек действительно стремится к изменению своей жизни, то в этом таинстве Господь прощает забытые грехи и часто бывает так, что разрешает человека от болезни.

К сожалению, к соборованию прибегают люди, которые никогда не ходят в церковь, но когда слышат, что в каком-то храме проводят соборование, то с радостью устремляются туда, пытаясь получить здоровье.

Но главная мысль соборования – это спасение души. Господь по милосердию дает нам в этом таинстве и послабление для тела, но только в том случае, если человек действительно стремится к некому духовному возрастанию. То есть приходит на соборование не только для того, чтобы получить исцеление телу, но и получить исцеление души.

Если Господь простил грехи, то мы должны безмерно радоваться тому, что такое таинство над нами произошло. А если вместе с этим мы получим исцеление от болезни, то можем порадоваться и этому,  поблагодарить Бога. Но это будет вторая радость, но никак не первая.

– Кто может собороваться и кто не может?

– Не соборуются дети до семи лет, их грехи еще неосознанны.

Обращаясь к папам и мамам, я хотел бы попросить не заставлять детей постарше идти на соборование, даже если они чем-то болеют. Если ребенок сам изволит прибегнуть к этому таинству, то препятствовать ему ни в коем случае нельзя, но и заставлять тоже нельзя. В царствие Божие палкой не загонишь. В царствие Божие люди приходят только по своей воле.

Взрослым, если есть конкретная болезнь, нужно собороваться. Не обязательно ждать поста, можно договориться со священником и собороваться в любое время. Если же болезни хронические, то для таких людей как раз таинство соборования совершается в Великий пост. Гнушаться этим таинством, стесняться этого таинства не нужно.

Перед соборованием каждый человек должен исповедоваться, чтобы очиститься от грехов, которые он видит в себе. На исповеди ни в коем случае нельзя утаивать грехи, чтобы они не перешли в те стадии, когда Господь, видя, что человек скрывает свой грех, вынужден напомнить об этом грехе болезнью.

Светлана Козлова