"Меня пленяет вихорь бальный... " Печать
27.02.2017 08:02

«Меня пленяет вихорь бальный…» – так вслед за Афанасием Фетом мог сказать каждый, кто побывал 12 февраля 2017 года в музыкальной школе Дубны, где в концертном зале прошел первый бал, организованный Дубненско-Талдомским благочинием при поддержке Объединенного института ядерных исследований.

Около 60-ти участников: прихожане дубненских храмов, молодые ученые ОИЯИ, студенты различных вузов и школьники выучили и исполнили 16 танцев, возникших в XII-XIX века на территории европейских государств.

В нашем современном мире бальные танцы являют собой пример целомудренного времяпрепровождения и сами в себе не несут никаких непристойностей. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев.

Танцы

Порядок танцев на различных балах может немного отличаться, но почти всегда любой бал открывается торжественным полонезом. Первое отделение бала состояло целиком из салонных танцев XIX века. Вслед за первым танцем участники бала дружно и легко станцевали падеграс, триоле, польку-тройку, испанский вальс и вальс «Дружба», берлинскую польку и контрданс «Темная лошадка».

Второе отделение состояло преимущественно из народных танцев: различные бранли, кадрили, шапелуаз и вирджиния  рил, знакомый многим по фильму «Унесенные ветром».

Все эти танцы участники бала выучили за два месяца на мастер-классах в ДК «Мир». Учиться мог каждый (заметим, бесплатно). Большинство участников никогда ранее не танцевали вообще. Обучала мастерству дубненский хореограф Елена Демичева. Она же исполнила на балу роль танцмейстера.

Каждый танец анонсировался, то есть пары без музыкального сопровождения бегло вспоминали все движения и их последовательность. Они понимали педагога с полуслова: «дамы смотрят туда, куда они идут, а кавалеры, наоборот, откуда они идут…» Иногда звучало нечто забавное, например, в анонсе танца «Конский бранль»: «Дамы остаются на месте, кавалеры бьют ногой, как копытом»…

После анонса следовал танец. Рассказывать о танцах все равно, что пересказывать музыку, их надо видеть, а лучше всего – самому танцевать. Корреспондент поспрашивала участников бала, не устали ли они. В ответ услышала, что от классических танцев невозможно устать, они заряжают энергией.

Светлана Шишунова, профессор университета «Дубна»,  пришла на бал с подругами. Она заметила: «Этот бал для нас, пожалуй, единственная возможность протанцевать танцы, начиная с французского раннего средневековья и заканчивая салонными танцами 19 века».

Этикет

Этикет участники бала изучали заранее в своей группе в одной из социальных сетей и пришли на бал вполне подготовленными, что  помогло создать праздничную атмосферу настоящего бала: звучала классическая музыка, дамы были в бальных платьях, в ажурных перчатках, с красивыми прическами и веерами.  Кавалеры – в костюмах при бабочках и в белых перчатках, а некоторые даже во фраках.  В старинных руководствах по балу говорится, что «…дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще...»

Во время бала все старались соблюдать строгий бальный этикет: если дама закончила танец не со своим кавалером, то партнер провожал ее к нему и с поклоном передавал «из рук в руки».

Бальные наряды

Наталья Горбунова рассказала, что платье шила сама и добивалась не только красоты, но и сходства с бальными нарядами 19 века. По профессии она музыкант и очень любит танцы, особенно старинные, всегда мечтала о создании в Дубне клуба любителей старинных танцев. И вот, наконец, первый бал – первый шаг на пути к исполнению заветной мечты.

Другая участница, Анастасия Говорова, призналась, что на мастер-классах получала огромное удовольствие, и вот, наконец, на балу она почувствует себя королевой. С ней на бал пришли танцевать муж, сын и дочь.

Многие «королевы» и «принцессы» шили себе платья сами, подбирали к ним аксессуары и украшения.

Музыкальные паузы

Музыкальные номера в танцевальных паузах придали балу особый шарм. Некоторые участники бала показали не только как научились танцевать, но и как хорошо владеют разными музыкальными инструментами и голосом.

Перед началом бала играл эстрадно-джазовый оркестр Jolly. В перерывах между танцами выступили Костя Жук со своим педагогом Раисой Ушаковой, исполнившие на фортепиано в четыре руки пьесу Моцарта, и творческий дуэт Галины и Михаила Приходько с авторскими песнями. Музыкой эпохи Ренессанса украсил бал ансамбль старинной музыки «Традиция» (ДШИ «Рапсодия»). Симон Говоров сыграл на рояле «Вариации на тему Паганини» Исаака Берковича. Также порадовали своим творчеством Сергей Гвоздев (саксофон) и Марина Перебоева (рояль), исполнив дуэтом классические произведения разных композиторов.

Итоги

Первый бал удался на славу. Хорошо бы, чтобы он не остался единственным.  Об этом же говорит одна из организаторов и участница бала Елена Злобина: «Я вижу, людям это нравится, это нужно, это приносит душевный подъем и радость. Надеюсь, что новая забытая форма общения приживется в культуре нашего города. В процессе изучения танцев интересно наблюдать, как люди раскрепощаются, и страх перед движением в танце сменяется удовольствием».

Большое спасибо руководителям ДК «Мир» и музыкальной школы за предоставленные залы для подготовки и проведения бала».

Полностью статью и впечатления участников бала можно прочитать на сайте www.dubna-blago.ru.

Валентина Кириллова

Фото Алексея Матвеева, Романа Волощенко