Рождественские чтения в Дубне Печать
23.12.2021 08:51

15 декабря в Дубне прошли XIX городские Рождественские образовательные чтения «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». Местом проведения чтений стал Государственный университет «Дубна», где собрались школьники, студенты, преподаватели, прихожане дубненских храмов – словом, те, кому интересны личность и деяния Петра I.

Открыл Рождественские чтения благочинный Дубненско-Талдомского церковного округа протоиерей Павел Мурзич, заметивший, что персона Петра I , его преобразования требуют осмысления, и задача чтений помочь каждому в этом осмыслении. Также он поздравил собравшихся с грядущим Рождеством Христовым, назвав это событие важным для каждого человека, независимо от вероисповедания и национальности. Он пожелал осмыслить, что значит для нас Рождество Христово, имеем ли мы хоть какую-то сопричастность к этому величайшему событию не только в физическом, но прежде всего, в духовном мире.

 

Начались слушания с пения праздничного тропаря перед иконой Рождества Христова, установленной на сцене. Затем собравшихся приветствовали заместитель главы администрации Дубны Николай Юрьевич Мадфес, директор «Центра развития образования г. Дубны» Ирина Евгеньевна Зеленкова, декан факультета социальных и гуманитарных наук университета «Дубна» Евгений Николаевич Боклагов. Они отметили важность темы, говорили о роли царя-реформатора в становлении Российской империи, о противоречивости его личности и пожелали новых знаний и духовного обогащения. В частности декан Е.Н. Боклагов назвал Дубну – идеальным местом для диалога между религиозностью и секулярным миром. И напомнил, что две ветви великой семьи Франков, одна из которых родила Нобелевского лауреата физика Илью Михайловича Франка, а другая – религиозного мыслителя философа Семена Людвиговича Франка, имеют отношение к Дубне.

Затем прозвучали доклады. О социальном служении Русской Православной Церкви, о взаимодействии институтов государства и Церкви в решении социальных проблем современного общества рассказала доктор социологических наук, профессор кафедры социальной работы университета «Дубна» Марина Георгиевна Солнышкина. Она проанализировала социальную деятельность современной Церкви, подчеркнув, «что общность целей социальной политики государства, с одной стороны, и христианского милосердия и благотворительности Русской Православной Церкви, с другой стороны, образуют духовный фундамент развития взаимодействия в области социального служения».

Благочинный протоиерей Павел Мурзич дополнил её доклад «горячим» примером: несколько священников Дубненско-Талдомского благочиния ходят в «красную зону» ковидных больниц к тяжелым больным, просящим исповедоваться, причаститься и собороваться.

Учитель истории и обществознания из лицея №6 Светлана Леонардовна Агафонова свой доклад «Изучение эпохи Петра Великого на уроках истории в школе» начала с эпиграфа «Под стук топора и гром орудий Россия вошла в число мировых держав». Она подробно остановилась на ключевых исторических моментах Петровской эпохи (Северная война, основание Санкт-Петербурга, Полтавская битва и т.д.) и преобразованиях, способствовавших приобретению статуса мировой державы. И на той цене, что пришлось заплатить: возвеличилась Россия ценой разорения народа. Петр I «выбрал пушки, а не масло».

Никого не оставил равнодушным доклад священника Константина Панферова, клирика храма Рождества Иоанна Предтечи г. Дубны. Он рассказал о церковных реформах Петра I и их последствиях и попытался посчитать плюсы и минусы реформы высшего церковного управления, монастырской и образовательной реформ.

Вместо патриарха был поставлен безликий синод. Монастырская реформа нанесла удар по монашеству, но отчасти он был оздоровительным. Люди перестали уходить в монастырь по меркантильным соображениям (это освобождало от налогов, от воинской повинности). А самое главное государь ввел обязательное образование для священнослужителей. Образование было безусловным плюсом реформы.

Но как последствие Петровских реформ – формализация духовной жизни: ввели обязательность причастия раз в год, церковь обременили функциями современного загса и т.д. Сращивание церкви и государства вело к падению доверия. Церковь перестала быть «печальницей за народ», народ больше не видел в ней убежище и место, где можно найти правду. И к революционным годам многие воспринимали священнослужителей как часть государственной машины и потому поддерживали гонения на духовенство.

Учитель истории и обществознания лицея №6 Римма Васильевна Франк свое выступление посвятила значению Петровских времен, охарактеризовав эпоху так: «Сколь личность Петра I была причудливой, столь же колоритной получилась и эпоха». Доклад её получился захватывающе интересным.

Кандидат исторических наук Татьяна Евгеньевна Строковская, сотрудник отдела разработки и создания образовательных программ УМЦ Объединенного института ядерных исследований рассмотрела и проанализировала некоторые аспекты Петровской секуляризации в контексте современной историографии.

Светлана Козлова